ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сигналы и команды передаются без предварительного вызова корреспондента и получения согласия на прием.
Сигналы и общие команды передаются, как правило, для всех корреспондентов радиосети с использованием циркулярного позывного.
В остальных случаях используются линейные или индивидуальные позывные. При хорошем качестве связи разрешается работа сокращенными позывными или без позывных.
При циркулярной передаче команда повторяется два раза. Перед этим корреспондент главной радиостанции обязан убедиться в том, что радиостанции сети не работают между собой.
На принятый сигнал (команду) немедленно дается обратная проверка (квитанция) путем точного повторения каждого сигнала (команды) или подтверждением получения команды передачей слова «понял». Квитанцией на принятый сигнал (команду) является также передача сигнала (команды) подчиненным, работающим в радиосети старшего начальника.
Обратная проверка (квитанция) на принятый сигнал (команду), передаваемый циркулярно, дается по требованию главной радиостанции.
Пример циркулярной передачи сигнала «Каскад-389»: «Альфа-45, Альфа-45, я Сокол-15, Каскад-389, Каскад-389, я Сокол-15, прием».
Пример передачи команды одному корреспонденту и выдачи от него квитанции на ее прием: «Ястреб-10, я Сокол-15, увеличить скорость движения, я Сокол-15, прием». - «Сокол-15, я Ястреб-10, понял, увеличить скорость движения, я Ястреб-10, прием», или «Сокол-15, я Ястреб-10, понял, я Ястреб-10, прием», или «Понял, я Ястреб-10, прием».
Пример работы между двумя корреспондентами сокращенными позывными: «10-й, я 15-й, уменьшить интервалы, я 15-й, прием». - «15-й, я 10-й, понял, я 10-й, прием» или «Понял, я 10-й, прием».
Пример работы между двумя корреспондентами без позывных: «Разрешите выполнять задачу, прием». - «Разрешаю, прием».
Пример постановки задачи одному корреспонденту и выдачи от него квитанции на ее прием: «Ястреб-10, я Сокол-15, прием». - «Я Ястреб-10, прием». - «10-й, я 15-й, атаковать с рубежа ..., уничтожить противника в …, овладеть …, продолжать наступление в направлении …, артиллерия подавляет ..., «Ворон-20» наступает в направлении ..., готовность ..., я 15-й, прием». - «Понял, я 10-й, прием» (местные пункты, рубежи, направления, районы указываются по ориентирам, колированной карте или по закодированным наименованиям местных предметов, соседи - по их позывным, время - по таблице сигналов).
1.1.2. Порядок передачи сигналов, команд и постановки задач сигнальными средствами. Тренировка в выполнении сигналов и команд, подаваемых днем и ночью.
Для передачи заранее установленных сигналов применяются сигнальные средства: сигнальные ракеты, флажки, электрические фонари, прожекторы боевых машин, трассирующие пули (снаряды) и различные звуковые средства (электро- и пневмосигналы, свистки и другие). Сигналы могут подаваться с помощью оружия, головного убора и руками.
Подразделения должны выполнять сигналы только своего непосредственного командира и циркулярные сигналы оповещения. Они подаются до получения ответа (отзыва) или начала исполнения команды (сигнала).
Таблица сигналов для управления строем (из СУ ВС РФ)
№ п/п | Сигнал | Условные обозначения | ||
рукой | флажками | фонарем |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Внимание (внимание, делай, что я; отзыв) | Поднять правую руку вверх и держать до отзыва (до повторения сигнала «Внимание») | Поднять правой рукой вверх желтый флажок и держать до отзыва (до повторения сигнала «Внимание») | Фонарем с белым светом - серия точек |
2 | Сбор командиров (начальников) | Поднять правую руку вверх и кружить ею над головой, после чего руку резко опустить | То же, с красным и желтым флажками в правой руке | Фонарем с белым светом размахивать над головой вправо и влево, описывая полукруги |
3 | К машинам | Поднять обе руки вверх и держать до исполнения | То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок | Фонарем с белым светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча |
4 | По местам | Поднять обе руки вверх и резко опустить вниз через стороны | То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок | Фонарем с белым светом размахивать по вертикали вверх и вниз |
5 | Заводи | Правой рукой вращать впереди себя | То же, имея в правой руке желтый флажок | Фонарем с белым светом вращать впереди себя |
6 | Глуши двигатель | Размахивать перед собой обеми опущенными руками | То же, имея в правой - руке желтый, а в левой красный флажок | Фонарем с красным светом, опущенным вниз, размахивать перед собой, описывая полукруг |
7 | Марш (вперед, продолжать движение в прежнем или новом направлении, путь свободен) | Поднять правую руку вверх, повернуться в сторону движения и опустить руку в направлении движения на уровне плеча | То же, с желтым флажком в правой руке | Фонарем с зеленым светом размахивать по вертикали вверх и вниз |
8 | Увеличить дистанцию | Поднять левую руку вверх, а правую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча | То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок | Фонарем с зеленым светом размахивать в вертикальной плоскости, описывая восьмерку |
9 | Уменьшить дистанцию | Поднять правую руку вверх, а левую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча | То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок | Фонарем с красным светом размахивать в вертикальной плоскости, описывая восьмерку |
10 | Стой (стоп) | Поднять левую руку в вверх и быстро спустить вниз перед собой, повторяя до исполнения | То же, с красным флажком в левой руке | Фонарем с красным светом размахивать по вертикали вверх и вниз |
11 | В линию машин | Вытянуть обе руки горизонтально в сторону и держать до отзыва | То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок | Фонарем с зеленым светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча |
12 | В линию колонн | В линию взводных колонн: поднять обе руки вверх и размахивать ими накрест над головой | То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок | Фонарем с зеленым светом размахивать над головой вправо и влево, описывая полукруг |
В линию ротных колонн: поднять обе руки вверх, сложить их накрест над головой и держать неподвижно | То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок | Фонарем с зеленым светом размахивать над головой вправо, описывая полукруг. Возвращение фонаря в первоначальное положение производить при полупотушенном или скрытом от принимающего свете | ||
13 | В колонну | Поднять правую руку вверх и опустить ее, держа предплечье вертикально (повторять до отзыва) | То же, с желтым флажком в правой руке | Фонарь с зеленым светом вначале держать неподвижно, а затем сигнал «Марш» повторять до отзыва |
14 | Все кругом | Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую поднять вверх и кружить над головой | То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок | Фонарем с зеленым светом вращать впереди себя |
15 | Все направо (налево) | Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую руку поднять вверх, повернуться в сторону поворота и размахивать правой рукой вверх и вниз до уровня плеча (повторять до отзыва) | То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок | Фонарем с зеленым светом размахивать по вертикали сверху вниз и в сторону поворота |
16 | Авария (вынужденная остановка) | Вытянуть правую руку горизонтально в сторону, а левую поднять вверх и размахивать ею над головой вправо и влево | То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок. После подачи сигнала красный флажок устанавливается на машине под углом 45° | Фонарем с красным светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча |
Примечания: 1.В таблице сигналов обозначены:
флажок желтого (белого) цвета …......................................................................................... | |
фонарь с белым светом ……………………………………………………………………... | |
флажок красного цвета ……………………………………………………………………... | |
фонарь с красным светом …………………………………………………………………... | |
фонарь с зеленым светом …………………………………………………………………... |
При управлении подразделениями (подчиненными) сигналами необходимо помнить, что сигнальные средства демаскируют местонахождение командира.
Команды должны подаваться громким голосом. Все приказы должны передаваться по цепочке. Командир подразделения должен помнить следующее:
-
думай, прежде чем сказать; -
выстраивай сообщение в логическом порядке; -
говори громко и четко; -
отдавай приказание по частям и делай паузы для его передачи.
Передача команд световыми сигналами. Для указания позиций противника могут использоваться как малогабаритные стреляющие приспособления, так и обычные сигнальные ракеты. Но при этом необходимо помнить, что это также выдает противнику положение командира, который для него является главной целью. Подавать сигнал должен назначенный солдат. Указанные сигналы могут использоваться для подачи команды на прекращение огня.
Передача команд свистком. Это наиболее важное средство для подачи и выполнения команд. Свисток используется для подачи сигнала о следовании команды, о начале ее выполнения или о прекращении предыдущего действия и выполнения новой команды, а также для привлечения к себе внимания подчиненных. Свисток и голос являются наиболее важными способами управления и единственными, которые эффективны в бою.
Порядок подачи команд свистком:
-
командир дает свисток – привлекает к себе внимание подчиненных; личный состав ожидает очередной команды и продолжает ведение огня; -
командир подает команду в сочетании с жестом; -
военнослужащие передают полученную команду по цепочке; -
командир дает свисток для обозначения начала выполнения команды; -
в течение нескольких секунд (рекомендуется 3-х) весь личный состав подразделения ведет плотный огонь по противнику и после этого начинает выполнение поставленной задачи.
Например, перед свистком могут подаваться следующие команды:
-
для движения вперед: «Взвод (отделение). В направлении отдельного дерева, по «двойкам», перебежками, ВПЕРЕД»; -
для отхода назад: «Подготовиться к отходу» Это команда, как и команда «Подготовиться к атаке» сопровождается словом «подготовиться». Это связано с тем, что каждый военнослужащий должен подготовить дымовую гранату, а затем бросить ее по свистку для создания дымовой завесы; -
и другие.
Подача команд в бою должна сопровождаться подачей сигналов жестами. В отличие от уставных сигналов управления строем, единых сигналов управления жестами в бою нет, поэтому можно воспользоваться нижеперечисленными сигналами. Эти сигналы хороши тем, что они могут применяться для управления подразделением на большом расстоянии, при условии маскировки от наблюдения противником.
1.1.3. Порядок передачи сигналов, команд и постановки задач жестами. Тренировка в выполнении сигналов и команд, подаваемых днем и ночью.
Сигналы жестами
(вариант)
Из пособия по подготовке военных разведчиков, действующих за линией фронта и в глубоком тылу врага.
Заруцкий Ф.Д., Федор Тарас. Подготовка разведчика: система спецназа ГРУ. Палек, - 1998 г
Сигнал (команда) | Порядок подачи жестом |
1. Для развертывания группы в цепь | несколько раз развести обе руки в стороны |
2. Для того чтобы медленно и бесшумно разойтись | медленно согнуть руки в локтях и медленно развести их в стороны вниз с разжиманием пальцев обеих рук |
3. Для того чтобы подразделение быстро разбежалось | резко развести руки в стороны вниз |
4. Ложись | поднять согнутую в локте руку до подбородка и быстро опустить ее ладонью вниз |
5. Внимание | поднять руку вверх на высоту головы |
6. Ко мне | поднять руку вверх, сделать круговые движения над головой и энергично опустить ее вниз |
7. Для передвижения вперед, назад, в стороны | поднять руку на высоту головы и опустить ее до высоты плеча, указывая желаемое направление |
8. Вижу противника | вытянуть руку горизонтально в сторону и держать так до отказа |
9. Вижу, слышу (отзыв) | поднять обе руки вверх на высоту головы и опустить их |
10. Бесшумно подползти к противнику | левой рукой указать направление, а ладонью правой сделать несколько зигзагообразных движений |
11. Оглушить противника и связать | обозначить удар левым кулаком по челюсти или по голове, правой рукой произвести 2-3 раза круговое движение вокруг левой |
12. Условные знаки: уничтожить противника ножом, заглянуть в окно, окружить дом, пропустить противника, залезть на дерево и т.п. | показывать резкими выразительными движениями руки (или обеих рук). Такую тренировку проводить следующим методом: командир показывает действие жестом и спрашивает обучающихся, правильно ли они поняли жест. После усвоения знаков можно выполнять нужные действия. |
13. При действиях ночью бесшумные построения, перестроения, движения производятся по заранее изученным сигнальным жестам, по прикосновениям руки к плечу, груди, спине, головному убору, а также по легким толчкам рукой о тело |
Как вариант в каждом подразделении могут разрабатываться и использоваться свои сигналы жестами, которые можно позаимствовать, например, из следующей таблицы.
Цифры | |
Построения Обозначения | Приказы Оповещения |
Методические особенности изучения языка жестов. Изучение жестов, т.е. сами жесты и что они означают, начинается с того, что командир показывает определенный набор жестов и объясняет назначение каждого из них. Затем предлагает для показа жестами фразу и показывает ее жестами в связке. Во время показа фразы жестами на первоначальном этапе обучения он дублирует ее значение вслух голосом.
К примеру, командир хотите продвинуться немного вперед и просите находящегося рядом стрелка прикрыть его. В слух фраза звучит так: Я - Двигаюсь Туда - Ты - Меня - Прикрой. Жестами: Я (указывается на себя) - Двигаюсь Туда (указывается направление) - Ты (указывается на него) - Меня (указывается на себя) - Прикрой (показываем жест прикрытия).
Каждый из этих жестов должен быть четко показан обучаемым, т.е. при указании направления своего движения нужно сделать несколько амплитудных махов предплечьем, и чтоб кисть ходила по направлению предполагаемого движения. Военнослужащий, которому предназначена эта фраза, должен это все прочитать. При этом необходимо жестикулировать таким образом, чтоб наблюдающие видели границу между «словами». Другими словами - надо «говорить» быстро, но четко, разделяя фразу на составные части. Если военнослужащий понял «сказанное» ему, то он подтверждает это знаком - «понял».
При общении необходимо учитывать расстояние от командира до подчиненного. Если они находится рядом друг с другом, то при подаче сигнала не стоит, например, высоко поднимать руку, чтоб дать команду. Это можно сделать и на уровне лица или даже груди.