ВУЗ: Краснодарский Государственный Университет Культуры и Искусств
Категория: Лекция
Дисциплина: Физическая культура
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 925
Скачиваний: 8
КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ
И ИСКУССТВ
Кафедра физического воспитания
Утверждена на заседании кафедры
протокол №___от «__»____2013 г.
Зав.кафедрой____доцент Чуйко Ю.И.
ЛЕКЦИЯ №3
для студентов 1 курса КГУКИ на тему:
«ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ»
2 часа
Лекцию разработал:
доцент Чуйко Ю.И.
Краснодар – 2013
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ
План
1.Теоретические основы физических качеств человека 2.Характеристика физических качеств
3.Закономерности и принципы развития физических качеств
4.Основные методики воспитания физических качеств
Литература:
-
Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002. – 448с.
2.Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В.А.Головина и др. – М.: Высш. школа, 1983. – 391с.
3.Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232с.
1.Теоретические основы физических качеств человека
Физические качества - способности, которые необходимы для достижения высокого эффекта двигательных действий.
Двигательные (физические) качества – отдельные стороны двигательных возможностей человека.
Физические качества – морфофункциональные свойства организма, благодаря которым возможна двигательная активность человека.
П.Ф.Лесгафт рассматривал «физические силы человека, как причину движения или его видоизменения».
Наиболее простые определения отдельных физических качеств следующие:
-
Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или оказывать ему противодействие посредством мышечных напряжений.
-
Выносливость – способность противостоять утомлению или выполнять длительную работу без снижения её интенсивности.
-
Быстрота – способность выполнять движения в минимальный отрезок времени.
-
Ловкость – способность быстро осваивать или перестраивать координационно сложные движения.
-
Гибкость – способность выполнять движения с максимальной амплитудой.
П.Ф.Лесгафт дал физическим качествам следующие определения:
1.Сила – способность выполнять механическую работу (вне зависимости от внешнего сопротивления).
2.Неутомимость (выносливость) – способность выполнять механическую работу длительное время.
3.Быстрота – способность управлять силой во времени.
4.Ловкость - способность управлять силой в пространстве.
5.Гибкость он рассматривал как морфологическое свойство организма и к физическим качествам не относил.
Каждое физическое качество имеет свои особенности измерения и свою количественную меру, а именно:
-
Сила измеряется эффектом баллистических действий преодоления. Мерой служит масса перемещаемого предмета при постоянном расстоянии, либо расстояние, на которое перемещается предмет постоянной массы.
-
Выносливость измеряется эффектом циклических действий перемещения. Мера – объем работы заданной интенсивности, либо интенсивность работы заданного объема.
-
Ловкость - измеряется эффектом комбинированных действий согласования. Мера – степень отклонения от заданной программы, либо количество затрат (время, энергия) на её выполнение.
-
Гибкость проявляется в эффекте реакции опоры и инерции движения. Мера – амплитуда двигательных действий.
-
Быстрота проявляется в эффекте всех типов двигательных действий. Мера – соотношение всех вышеназванных во времени.
2.Характеристика физических качеств.
☺ Силовые способности (сила)
Слово «сила» имеет два значения:
1) сила как механическая характеристика движения;
2) сила как качество человека.
Физическая сила может проявляться в следующих режимах:
-
Статическом, изометрическом (изо - равный, одинаковый), без изменения длины мышц;
-
Динамическом (длина мышцы изменяется), который бывает:
а) преодолевающий, миометрический (мио – малый, уменьшение)
б) уступающий, плиометрический (плио - увеличение).
Различают абсолютную (максимальные показатели без учета массы тела) и относительную (отношение абсолютной силы к массе тела) силу человека. С увеличением веса тела растет абсолютная сила, относительная - снижается.
Выделяют по характеру сочетания режимов напряжения мышц несколько видов силовых способностей:
а) собственно-силовые, максимальную силу – наивысшие возможности при произвольном максимальном сокращении;
б) скоростно-силовые, взрывную силу – способность проявлять силу с высокой скоростью измеряется градиентом силы (отношением максимальной силы ко времени её проявления);
в) силовая выносливость – способность длительное время поддерживать оптимальные силовые характеристики движений (рекорд – 1019 раз за 1 час поднял 2-х пудовую гирю, 4447 раз за 1 час отжался в упоре лежа).
Величина проявления силы действия зависит от:
-
Внешних условий (величина отягощения, скорость движения, исходного положения тела и его звеньев);
-
Личностно-психических факторов (мотивация, возбуждение, др. эмоциональные факторы);
-
Биомеханических факторов (длины плеч рычагов, углы в суставах, гибкость, спортивная техника);
-
Собственно-мышечных факторов (сократительные свойства мышц, физиологический поперечник, межмышечная координация, количество двигательных единиц включенных в работу);
-
Центрально-нервных факторов (частота нейромышечной эфферентации 4-45гц, координация сокращение-расслабление, синхронизация работы синергистов при выключении мышц-антогонистов);
-
Гормональных факторов (адреналин, норадреналин);
-
Вегетативных факторов силы и силовой выносливости (наличие энергоисточников в мышцах).
☺ Скоростные способности (быстрота)
Быстрота проявляется в элементарных и комплексных формах. Элементарные специфичны, не зависят друг от друга и мало тренируемы, к ним относят:
-
Латентное время двигательной реакции, которая бывает простой и сложной, сложная различается на реакцию выбора (РВ) и реакцию на движущийся объект (РДО);
-
Частоту движений;
-
Скорость мышечного сокращения.
Эти формы быстроты в сочетании и в совокупности с другими двигательными качествами и техническими навыками обеспечивают комплексное проявление скоростных способностей, основными из которых являются:
-
Дистанционная скорость (бег, плавание, вело);
-
Стартовая скорость (умение быстро набирать скорость);
-
Скоростное выполнение соревновательного движения (прыжок, удар, бросок).
Основными факторами, обеспечивающими проявления быстроты, являются:
-
Уровень проявления силы, гибкости, ловкости.
-
Высокий уровень спортивной техники.
-
Подвижность нервных процессов и нейромышечная координация (внутри- и межмышечная).
-
Соотношение различных типов мышечных волокон (быстрые – медленные).
-
Биохимические механизмы энергообеспечения, их скорость.
-
Уровень проявления волевых качеств.
-
Способность к расслаблению мышц.
-
Внешние условия и биомеханические факторы.
☺ Выносливость
Различают выносливость общую, специальную и локальную.
Общая – способность к продолжительной работе умеренной интенсивности, включающей функционирование всего или почти всего мышечного аппарата. Энергообеспечение – аэробное.
Специальная – выносливость в избранной специализации, которая классифицируется по признакам:
-
двигательного действия (прыжковая, метательная);
-
двигательной деятельности (игровая, беговая);
-
взаимодействия с другими физическими качествами (силовая, координационная, скоростная).
Локальная (местная) – выносливость в отдельном локальном движении.
Проявление выносливости зависит от факторов:
-
Личностно-психических (мотив, настойчивость, умение терпеть).
-
Биоэнергетических – объем энергоресурсов (гликоген, АТФ, КФ), механизмы их доставки (сердечная и дыхательная производительность).
-
Соотношения различных типов мышечных волокон (быстрые – выносливые).
-
Функциональной устойчивости – способность сохранять активность функциональных систем вопреки неблагоприятным сдвигам в организме (КД, молочная кислота).
-
Функциональной экономичности – рациональная техника движений, оптимальное распределение сил.
☺ Ловкость (координационные способности)
Критериями ловкости являются:
-
координационная сложность движения;
-
точность и экономичность двигательного действия;
-
время, необходимое для овладения сложным двигательным действием;
-
умение сочетать разнообразные движения в зависимости от сложности ситуации.
Проявление координационных способностей зависит от следующих факторов:
-
Деятельности анализаторов, особенно двигательных.
-
Полноценности восприятия собственных движений и окружающей обстановки.
-
Быстроты и точности сложной двигательной реакции.
-
Двигательного опыта.
-
Развития сенсорных систем (чувство пространства, времени, партнера, мяча, воды).
-
«Моторной обучаемости», находчивости, сноровки.
-
Упорядочивающих свойств ЦНС и их пластичности.
☺ Гибкость (подвижность в суставах)
Различают гибкость активную (при произвольном сокращении мышц), пассивную (под воздействием внешних сил) и анатомическую (ограниченную строением сустава). Разница между активной и пассивной – называется дефицитом активной гибкости или запасом гибкости.
Выделяют также общую и специальную гибкость:
-
общая - в наиболее крупных суставах;
-
специальная – при выполнении конкретного двигательного действия.
Подвижность в суставах зависит от:
-
Эластичности связок, мышц и суставных сумок.
-
Строения сустава.
-
Центрально-нервной регуляции тонуса мышц (антогонисты - синергисты).
-
Пола, возраста.
-
Внешние среды и условий (разминка повышает, утомление снижает активную гибкость и повышает пассивную).
-
Времени суток.
3.Закономерности и принципы развития физических качеств
В процессе жизни организм претерпевает ряд закономерных морфологических, биохимических и физиологических изменений. В онтогенезе основными понятиями являются рост и развитие организма.
Рост – количественное приобретение организмом активной массы тела как результат преобладания процессов созидания над распадом.
Развитие – процесс качественных преобразований, который подготавливается количественными изменениями.
В основе науки об индивидуальном развитии лежат следующие положения:
-
Рост и развитие запрограммированы генетически, однако, реализация генетической программы зависит от влияния внешней среды.
-
Рост и развитие происходит только в одном направлении и состоит в последовательном и необратимом «прохождении» отдельных периодов жизни.
-
Индивидуальное развития организма происходит гетерохронно, т.е. различные органы и системы формируются в разные сроки.
-
Влияние наследственных и средовых факторов изменяется с возрастом. В первые годы жизни и в пубертатный период чувствительность организма к воздействию факторов внешней среды повышается.
-
Эффект влияния факторов внешней среды зависит от их силы. Слабые - не оказывают влияние, сильные - могут затормозить развитие, средние (оптимальные) - наиболее эффективны.
-
В различные периоды развития изменяется соотношение между двумя сторонами обмена веществ и энергии – процессами ассимиляции (образование, усвоение веществ, накопление энергии) и диссимиляции (распад, окисление веществ, расходование энергии).
-
С возрастом изменяется характер нервной и гуморальной регуляции функций (например, ЧСС под влиянием симпатического и блуждающего нервов урежается с возрастом).
Физические качества развиваются на основе определенных закономерностей, ведущими из которых являются:
-
Гетерохронность (разновременность) развития.
-
Этапность.
-
Перенос в развитии способностей.
Гетерохронность развития означает, что в процессе биологического развития организма существуют периоды его наиболее интенсивных количественных и качественных изменений (сенситивные периоды). Если в эти периоды оказывать соответствующее педагогическое воздействие на соответствующие органы и системы, то эффект в их развитии будет более значительным.
Этапность развития означает, что при продолжительном выполнении одной и той же нагрузки эффект ее воздействия на организм снижается и требуется изменять содержание нагрузки, условия ее выполнения.
Так относительно длительное использовании постоянной нагрузки при развитии физических способностей характеризуется тремя этапами:
-
начального воздействия, когда развитие одной способности сочетается с развитием других, здесь характерны неадекватные реакции организма на нагрузку, низкая экономичность;
-
углубленного воздействия, который наступает после многократного выполнения упражнения в виде суммирования воздействий на развиваемую физическую способность. Развиваются соответствующие органы, совершенствуется их взаимосогласованность, повышается экономичность работы.
-
несоответствия нагрузки возросшим функциональным возможностям организма, характеризуется снижением или отсутствием развивающего эффекта. Для возвращения и повышения эффекта воздействия требуется увеличение нагрузки.
Перенос в развитии способностей – наличие связи между развитием различных физических качеств. Перенос в развитии может осуществляться как внутри какого-либо качества (например, выносливость) так и между отдельными (например, сила – быстрота).
Перечисленные закономерности реализуются в практике физического воспитания через принципы, которые регламентируют методику воспитания физических качеств. К основным принципам воспитания физических качеств относят:
-
принцип соответствия педагогических воздействия индивидуальным особенностям;
-
принцип развивающего эффекта педагогических воздействий;
-
принцип сопряженного воздействия;
-
принцип вариативности решения двигательных задач.
Вариативность воспитания физических качеств осуществляется экстенсивным и интенсивным методами.
Экстенсивный – усложнение двигательной задачи происходит постепенно, преимущественно за счет изменения условий.
Интенсивный – заключается в использовании различных по содержанию двигательных задач, требующих выражения одного из физических качеств.
4.Основные методики воспитания физических качеств
В методике физического воспитания одной из главных её составляющих являются способы (методы) использования средств. Основу методов составляет сочетание основных его компонентов: нагрузки, повторения и отдыха.
Нагрузка – величина воздействия на организм. Различают внешнюю нагрузку, которая оценивается по количественным показателям выполненной работы и внутреннюю – степень функциональной активности организма и величина функциональных сдвигов.
Главные параметры их изменения: направленность, объем и интенсивность.
Направленность нагрузки определяется составом упражнений и характером работы (на силу, на скорость).
Объем – длительность работы, её суммарное количество (км, тонны, пульсовая стоимость).
Интенсивность – напряженность, величина усилий, степень концентрации работы во времени (мощность, скорость).