Файл: Физ-ра. Лекция №3.doc

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 925

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16


КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ

И ИСКУССТВ

Кафедра физического воспитания


Утверждена на заседании кафедры

протокол №___от «__»____2013 г.

Зав.кафедрой____доцент Чуйко Ю.И.






ЛЕКЦИЯ №3

для студентов 1 курса КГУКИ на тему:


«ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ»



2 часа






Лекцию разработал:

доцент Чуйко Ю.И.














Краснодар – 2013




ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ


План


1.Теоретические основы физических качеств человека 2.Характеристика физических качеств

3.Закономерности и принципы развития физических качеств

4.Основные методики воспитания физических качеств


Литература:

  1. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002. – 448с.

2.Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В.А.Головина и др. – М.: Высш. школа, 1983. – 391с.

3.Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232с.



1.Теоретические основы физических качеств человека


Физические качества - способности, которые необходимы для достижения высокого эффекта двигательных действий.

Двигательные (физические) качества – отдельные стороны двигательных возможностей человека.

Физические качества – морфофункциональные свойства организма, благодаря которым возможна двигательная активность человека.

П.Ф.Лесгафт рассматривал «физические силы человека, как причину движения или его видоизменения».


Наиболее простые определения отдельных физических качеств следующие:

  1. Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или оказывать ему противодействие посредством мышечных напряжений.

  2. Выносливость – способность противостоять утомлению или выполнять длительную работу без снижения её интенсивности.

  3. Быстрота – способность выполнять движения в минимальный отрезок времени.

  4. Ловкость – способность быстро осваивать или перестраивать координационно сложные движения.

  5. Гибкость – способность выполнять движения с максимальной амплитудой.


П.Ф.Лесгафт дал физическим качествам следующие определения:

1.Сила – способность выполнять механическую работу (вне зависимости от внешнего сопротивления).

2.Неутомимость (выносливость) – способность выполнять механическую работу длительное время.

3.Быстрота – способность управлять силой во времени.

4.Ловкость - способность управлять силой в пространстве.

5.Гибкость он рассматривал как морфологическое свойство организма и к физическим качествам не относил.


Каждое физическое качество имеет свои особенности измерения и свою количественную меру, а именно:

  • Сила измеряется эффектом баллистических действий преодоления. Мерой служит масса перемещаемого предмета при постоянном расстоянии, либо расстояние, на которое перемещается предмет постоянной массы.

  • Выносливость измеряется эффектом циклических действий перемещения. Мера – объем работы заданной интенсивности, либо интенсивность работы заданного объема.

  • Ловкость - измеряется эффектом комбинированных действий согласования. Мера – степень отклонения от заданной программы, либо количество затрат (время, энергия) на её выполнение.

  • Гибкость проявляется в эффекте реакции опоры и инерции движения. Мера – амплитуда двигательных действий.

  • Быстрота проявляется в эффекте всех типов двигательных действий. Мера – соотношение всех вышеназванных во времени.



2.Характеристика физических качеств.


Силовые способности (сила)

Слово «сила» имеет два значения:

1) сила как механическая характеристика движения;

2) сила как качество человека.

Физическая сила может проявляться в следующих режимах:

  • Статическом, изометрическом (изо - равный, одинаковый), без изменения длины мышц;

  • Динамическом (длина мышцы изменяется), который бывает:

а) преодолевающий, миометрический (мио – малый, уменьшение)

б) уступающий, плиометрический (плио - увеличение).

Различают абсолютную (максимальные показатели без учета массы тела) и относительную (отношение абсолютной силы к массе тела) силу человека. С увеличением веса тела растет абсолютная сила, относительная - снижается.

Выделяют по характеру сочетания режимов напряжения мышц несколько видов силовых способностей:

а) собственно-силовые, максимальную силу – наивысшие возможности при произвольном максимальном сокращении;

б) скоростно-силовые, взрывную силу – способность проявлять силу с высокой скоростью измеряется градиентом силы (отношением максимальной силы ко времени её проявления);

в) силовая выносливость – способность длительное время поддерживать оптимальные силовые характеристики движений (рекорд – 1019 раз за 1 час поднял 2-х пудовую гирю, 4447 раз за 1 час отжался в упоре лежа).

Величина проявления силы действия зависит от:

  • Внешних условий (величина отягощения, скорость движения, исходного положения тела и его звеньев);

  • Личностно-психических факторов (мотивация, возбуждение, др. эмоциональные факторы);

  • Биомеханических факторов (длины плеч рычагов, углы в суставах, гибкость, спортивная техника);

  • Собственно-мышечных факторов (сократительные свойства мышц, физиологический поперечник, межмышечная координация, количество двигательных единиц включенных в работу);

  • Центрально-нервных факторов (частота нейромышечной эфферентации 4-45гц, координация сокращение-расслабление, синхронизация работы синергистов при выключении мышц-антогонистов);

  • Гормональных факторов (адреналин, норадреналин);

  • Вегетативных факторов силы и силовой выносливости (наличие энергоисточников в мышцах).


Скоростные способности (быстрота)

Быстрота проявляется в элементарных и комплексных формах. Элементарные специфичны, не зависят друг от друга и мало тренируемы, к ним относят:

  • Латентное время двигательной реакции, которая бывает простой и сложной, сложная различается на реакцию выбора (РВ) и реакцию на движущийся объект (РДО);

  • Частоту движений;

  • Скорость мышечного сокращения.

Эти формы быстроты в сочетании и в совокупности с другими двигательными качествами и техническими навыками обеспечивают комплексное проявление скоростных способностей, основными из которых являются:

  • Дистанционная скорость (бег, плавание, вело);

  • Стартовая скорость (умение быстро набирать скорость);

  • Скоростное выполнение соревновательного движения (прыжок, удар, бросок).


Основными факторами, обеспечивающими проявления быстроты, являются:

  • Уровень проявления силы, гибкости, ловкости.

  • Высокий уровень спортивной техники.

  • Подвижность нервных процессов и нейромышечная координация (внутри- и межмышечная).

  • Соотношение различных типов мышечных волокон (быстрые – медленные).

  • Биохимические механизмы энергообеспечения, их скорость.

  • Уровень проявления волевых качеств.

  • Способность к расслаблению мышц.

  • Внешние условия и биомеханические факторы.


Выносливость

Различают выносливость общую, специальную и локальную.

Общая – способность к продолжительной работе умеренной интенсивности, включающей функционирование всего или почти всего мышечного аппарата. Энергообеспечение – аэробное.

Специальная – выносливость в избранной специализации, которая классифицируется по признакам:

  • двигательного действия (прыжковая, метательная);

  • двигательной деятельности (игровая, беговая);

  • взаимодействия с другими физическими качествами (силовая, координационная, скоростная).

Локальная (местная) – выносливость в отдельном локальном движении.

Проявление выносливости зависит от факторов:

  • Личностно-психических (мотив, настойчивость, умение терпеть).

  • Биоэнергетических – объем энергоресурсов (гликоген, АТФ, КФ), механизмы их доставки (сердечная и дыхательная производительность).

  • Соотношения различных типов мышечных волокон (быстрые – выносливые).

  • Функциональной устойчивости – способность сохранять активность функциональных систем вопреки неблагоприятным сдвигам в организме (КД, молочная кислота).

  • Функциональной экономичности – рациональная техника движений, оптимальное распределение сил.


Ловкость (координационные способности)

Критериями ловкости являются:

  • координационная сложность движения;

  • точность и экономичность двигательного действия;

  • время, необходимое для овладения сложным двигательным действием;

  • умение сочетать разнообразные движения в зависимости от сложности ситуации.

Проявление координационных способностей зависит от следующих факторов:

  • Деятельности анализаторов, особенно двигательных.

  • Полноценности восприятия собственных движений и окружающей обстановки.

  • Быстроты и точности сложной двигательной реакции.

  • Двигательного опыта.

  • Развития сенсорных систем (чувство пространства, времени, партнера, мяча, воды).

  • «Моторной обучаемости», находчивости, сноровки.

  • Упорядочивающих свойств ЦНС и их пластичности.


Гибкость (подвижность в суставах)

Различают гибкость активную (при произвольном сокращении мышц), пассивную (под воздействием внешних сил) и анатомическую (ограниченную строением сустава). Разница между активной и пассивной – называется дефицитом активной гибкости или запасом гибкости.

Выделяют также общую и специальную гибкость:


  • общая - в наиболее крупных суставах;

  • специальная – при выполнении конкретного двигательного действия.

Подвижность в суставах зависит от:

  • Эластичности связок, мышц и суставных сумок.

  • Строения сустава.

  • Центрально-нервной регуляции тонуса мышц (антогонисты - синергисты).

  • Пола, возраста.

  • Внешние среды и условий (разминка повышает, утомление снижает активную гибкость и повышает пассивную).

  • Времени суток.

3.Закономерности и принципы развития физических качеств


В процессе жизни организм претерпевает ряд закономерных морфологических, биохимических и физиологических изменений. В онтогенезе основными понятиями являются рост и развитие организма.

Рост – количественное приобретение организмом активной массы тела как результат преобладания процессов созидания над распадом.

Развитие – процесс качественных преобразований, который подготавливается количественными изменениями.

В основе науки об индивидуальном развитии лежат следующие положения:

  1. Рост и развитие запрограммированы генетически, однако, реализация генетической программы зависит от влияния внешней среды.

  2. Рост и развитие происходит только в одном направлении и состоит в последовательном и необратимом «прохождении» отдельных периодов жизни.

  3. Индивидуальное развития организма происходит гетерохронно, т.е. различные органы и системы формируются в разные сроки.

  4. Влияние наследственных и средовых факторов изменяется с возрастом. В первые годы жизни и в пубертатный период чувствительность организма к воздействию факторов внешней среды повышается.

  5. Эффект влияния факторов внешней среды зависит от их силы. Слабые - не оказывают влияние, сильные - могут затормозить развитие, средние (оптимальные) - наиболее эффективны.

  6. В различные периоды развития изменяется соотношение между двумя сторонами обмена веществ и энергии – процессами ассимиляции (образование, усвоение веществ, накопление энергии) и диссимиляции (распад, окисление веществ, расходование энергии).

  7. С возрастом изменяется характер нервной и гуморальной регуляции функций (например, ЧСС под влиянием симпатического и блуждающего нервов урежается с возрастом).


Физические качества развиваются на основе определенных закономерностей, ведущими из которых являются:

  1. Гетерохронность (разновременность) развития.

  2. Этапность.

  3. Перенос в развитии способностей.

Гетерохронность развития означает, что в процессе биологического развития организма существуют периоды его наиболее интенсивных количественных и качественных изменений (сенситивные периоды). Если в эти периоды оказывать соответствующее педагогическое воздействие на соответствующие органы и системы, то эффект в их развитии будет более значительным.

Этапность развития означает, что при продолжительном выполнении одной и той же нагрузки эффект ее воздействия на организм снижается и требуется изменять содержание нагрузки, условия ее выполнения.


Так относительно длительное использовании постоянной нагрузки при развитии физических способностей характеризуется тремя этапами:

  • начального воздействия, когда развитие одной способности сочетается с развитием других, здесь характерны неадекватные реакции организма на нагрузку, низкая экономичность;

  • углубленного воздействия, который наступает после многократного выполнения упражнения в виде суммирования воздействий на развиваемую физическую способность. Развиваются соответствующие органы, совершенствуется их взаимосогласованность, повышается экономичность работы.

  • несоответствия нагрузки возросшим функциональным возможностям организма, характеризуется снижением или отсутствием развивающего эффекта. Для возвращения и повышения эффекта воздействия требуется увеличение нагрузки.


Перенос в развитии способностей – наличие связи между развитием различных физических качеств. Перенос в развитии может осуществляться как внутри какого-либо качества (например, выносливость) так и между отдельными (например, сила – быстрота).


Перечисленные закономерности реализуются в практике физического воспитания через принципы, которые регламентируют методику воспитания физических качеств. К основным принципам воспитания физических качеств относят:

  • принцип соответствия педагогических воздействия индивидуальным особенностям;

  • принцип развивающего эффекта педагогических воздействий;

  • принцип сопряженного воздействия;

  • принцип вариативности решения двигательных задач.


Вариативность воспитания физических качеств осуществляется экстенсивным и интенсивным методами.

Экстенсивный – усложнение двигательной задачи происходит постепенно, преимущественно за счет изменения условий.

Интенсивный – заключается в использовании различных по содержанию двигательных задач, требующих выражения одного из физических качеств.





4.Основные методики воспитания физических качеств


В методике физического воспитания одной из главных её составляющих являются способы (методы) использования средств. Основу методов составляет сочетание основных его компонентов: нагрузки, повторения и отдыха.

Нагрузка – величина воздействия на организм. Различают внешнюю нагрузку, которая оценивается по количественным показателям выполненной работы и внутреннюю – степень функциональной активности организма и величина функциональных сдвигов.

Главные параметры их изменения: направленность, объем и интенсивность.

Направленность нагрузки определяется составом упражнений и характером работы (на силу, на скорость).

Объем – длительность работы, её суммарное количество (км, тонны, пульсовая стоимость).

Интенсивность – напряженность, величина усилий, степень концентрации работы во времени (мощность, скорость).