Файл: Биография Д. Карнеги 3 Понятие общения по Карнеги 4 Проблемы общения 9.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Содержание 1
Введение 2
1. Биография Д. Карнеги 3
2. Понятие общения по Карнеги 4
3. Проблемы общения 9
Заключение 19
Список литературы 20
Введение
Общение – важная составляющая жизни человека, особенно когда он находиться в обществе и желает эффективно взаимодействовать с другими людьми: обеспечить карьерный рост, попросить помощи, а может и просто излить кому-то душу. Поэтому-то общение бывает разным: в зависимости от того, какие цели мы преследуем. Но нам всегда хочется – какие бы цели мы не преследовали – чтобы эффект от общения шел в едином русле с нашими желаниями. Однако очень часто на нашем пути встают некоторые проблемы. Одна из глубинных проблем общения – человеческий эгоцентризм. Отсюда – невозможность признать свои ошибки. «В чужом глазу и пылинку заметишь, в своем – не заметишь бревна». Отсюда – сложность сочувствия, неприемлемость чужой точки зрения, неумение слушать, грубость по отношению к родным людям.
Карнеги попытался указать людям на их ошибки. Он составил ряд правил, призванных подретушировать эти проблемы.
1. Биография Д. Карнеги
Дейл Карнеги некогда был простым фермером в штате Миссури.
Образование он получил в педагогическом колледже в Уорренсберге. Но, чтобы получить это образование, ему пришлось преодолеть много трудностей. Родители его не были богаты, и он не мог позволить себе много того, что с легкостью давалось другим. В годы учебы у Карнеги начал было развиваться комплекс неполноценности, однако все изменилось, когда он был принят в дискуссионный кружок. Это событие оказалось поворотным пунктом в его жизни. Не прошло и года, как он стал побеждать на конкурсах по ораторскому искусству и преуспевать на всех факультетах колледжа, где оно преподавалось. К тому времени, когда он стал студентом старшего курса, Карнеги завоевал все высшие награды за публичные выступления.
По окончании колледжа Карнеги начал работать в области торговли и вскоре добился значительных успехов на этом поприще. Однако он довольно скоро оставил торговую деятельность. И отправился в Нью-Йорк.
22 октября 1912 года Карнеги приступил к чтению лекций в первой своей группе. Спустя несколько месяцев его курс приобрел популярность. В основе этого курса лежала идея, состоящая в следующем: умение донести свою мысль до аудитории, состоящей будь то из одного слушателя или из сотен людей, укрепляет в любом человеке уверенность в себе, причем, обладая такой уверенностью, он сможет добиться всего, чего захочет.
Вскоре Карнеги пригласили выступать и в других профессиональных клубах. В течение этого периода Карнеги постепенно стал вводить в свой курс также правила взаимоотношений между людьми.
В 1933 году главный управляющий издательств «Саймон энд Шустер» Леон Шимкин предложил Карнеги систематизировать все преподносимые им своим слушателям материалы и оформить их в виде книги.
12 ноября 1936 года книга «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» вышла в свет. Она сразу же стала чрезвычайно популярной. Имя Дейла Карнеги стало известно в каждом доме. Менее чем за год было распродано более миллиона экземпляров книги. За границей она была издана на четырнадцати языках. Это было началом пути Карнеги.
В настоящее время широкой образовательной сетью, созданной Карнеги, руководит его вдова Дороти, помогшая ему в свое время создать этот знаменитый курс лекций1.
2. Понятие общения по Карнеги
Общение – это психологический контакт, осуществляющийся при совместной деятельности людей, представляющий собой, по мысли известного отечественного психолога Б.Д. Парыгина, «сложный и многогранный процесс, которой может выступать в одно и то же время, как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга»2. Поэтому можно сказать, что субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
Существуют различные виды общения. Так или иначе в своей жизни каждый из нас поддерживал практически любой вид общения из следующих:
-
«Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. При этом используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участия и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника». -
Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого. -
Формально – ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. -
Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. -
Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов – друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции. -
Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника. -
Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.
Все эти виды общения, точно как и реакции на их осуществление довольно сильно различаются. Многие люди неправильно выбирают пути, ведущие к взаимопониманию. Общение – предмет деликатный. Но является ли оно талантом?
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, установили, что общительность, как личностное свойство, включает в себя:
-
устойчивую потребность в общении с людьми; -
чувство социального сродства, желание находиться среди людей; -
альтруистические тенденции и установки-направленность на других людей.
По характеру общительности люди подразделяются на различные типы. Есть люди общительные. Общение с ними, как правило, приносит чувство удовлетворения: они легко входят в контакт, быстро организуют общение, могут расположить собеседника, успешно создают плодотворную ппсихологическую атмосферу для общения, хорошо поддерживают разговор, умеют завязать беседу с незнакомыми людьми, не испытывая чувства неловкости. Они обладают своеобразным талантом общения – как бы притягивают людей к себе, вызывают желание разговаривать с ними, просто находиться в их обществе. Они обаятельны, причем нередко именно в общении. Это, так называемый, идеальный тип.
Вот каким видится портрет «гения общения» известному психотерапевту Владимиру Леви:
«…Плюс интерес. Огромное любопытство, колоссальная жадность к людям. Отсюда повышенное внимание, тонкая наблюдательность и превосходная память на все, касающееся другого… С непостижимой легкостью вживается в чужие судьбы, характеры, обстоятельства, живет жизнью другого, как своей собственной. Поразительная человекосовместимость…
Минус тревожность. При всей живости и подвижности – этот человек на редкость спокоен… Сопутствующие качества: открытость восприятия, легкость переключения внимания, доверчивость, свобода в поведении…
Плюс обратная связь. Вы еще только взглядываете, а он взглянул уже трижды и принимает ваш взгляд, как старого знакомого… В контакте саморегуляция – тонкая чувствительность к изменениям. Реакции бысчтрые, точные, а напряженности нет. В беседе улавливает малейшие изменения интонации, мельчайшие неосознанные движения… Сопутствующие качества: ловкость, тактичность, находчивость, остроумие…
Плюс артистизм. Богатство жестов и интонаций, превосходный рассказчик… Вкус к подробностям, к сочной детали. Эти люди умеют, не нравясь по частям, нравиться в целом.
Плюс оптимизм…
Плюс предвзятость…
Плюс преджвидение …
Плюс симпатиии…»3.
Есть и другой тип людей. Они, хотя и малоинициативны в общении, но общаться с ними все-таки приятно. Они редко выступают инициаторами взаимодействия, скорее как бы присутствуют в контексте общения, чем сами общаются. Скорее, они общаются во-вторых, а поддерживают общение во-первых. Но с ними обычно бывает очень хорошо. А все потому, что они умеют слушать. Интенсивность общения целиком зависит от вас, а собеседник как бы аккомпанирует в общении, в котором вы солируете. И все-таки такие люди приятны — они помогают выговориться, как правило, деликатны, порой до застенчивости. Этот тип общительности характеризует одно весьма важное свойство, чрезвычайно значимое для общения — умение чувствовать другого человека.
Еще один тип — это люди с гипертрофированной функцией общения, которая буквально «захлестывает» человека. Его представители — люди общительные до неприятного. Они постоянно стремятся во что бы то ни стало быть в центре общения, заговаривают на любую тему и всегда готовы беседовать о чем хотите, но при непременном условии: центром общения обязательно будут они. Для них это самое главное. Общение должно исходить от них, темы разговоров предлагаться ими, регулирование общения осуществляться ими. Разговор на любую тему они стремятся замкнуть на себе. Это может выглядеть приблизительно так: скажем, кто-то рассказывает, как провел лето, а суперобщительный тип перебивает фразой: «Ага, со мной тоже так было...» И далее идет рассказ о нем самом. Таким людям постоянно хочется, чтобы сейчас, сию минуту внимали обязательно им. Они сами, как правило, плохие слушатели. Вы с таким типом разговариваете, а у него в глазах как будто электронное табло вспыхивает: «Ну, подожди, дай же мне сказать». Они могут даже раздражаться, если им долго не дают выпустить «коммуникативный пар». И только когда это произойдет, несколько успокаиваются, но, как правило, ненадолго. Особенно тяжело, если такой человек стремится непременно стать «душой общества», ну, скажем, в компании, собравшейся отметить какое-то событие. Он непременно буквально давит на всех своей инициативой в общении и нередко разрушает хорошую атмосферу торжества.
Такие люди умеют создавать из взаимодействия буквально девятый вал общения. Суперобщительному типу другой человек нужен только как предмет для собственно го самовыражения. Можно сказать, перефразируя известные слова К.С. Станиславского, что эти люди любят не общение в себе, а себя в общении — этакие коммуникативные эгоисты. Они отнимают много времени, но не для «роскоши человеческого общения «, а для собственного пресыщения в общении. В общении, как и во всем, важна мера.
Но есть и противоположный тип людей — люди необщительные. Организовать контакт с ними чрезвычайно затруднительно. Они погружены в себя, как улитка, которая появляется из раковины только когда ей очень нужно. С необщительным человеком непросто: он не отражает вас, слабо чувствует вас, не всегда понимает ваше психическое состояние, а если понимает, то неспособен выразить свое отношение в непосредственном общении. Необщительный человек — не значит плохой, но обязательно трудный в организации взаимоотношений. Опасность необщительного человека заключается не только в том, что он сам по себе сложен в жизни и в общении, а и в том, что он, порой, отрицательно воздействует на окружающих, дестабилизирует социально-психологическую ситуацию человеческого взаимодействия. Часто происходит так: идет оживленный разговор, всем интересно, но вот беседа выходит на необщительного человека и... моментально наступает неловкая пауза, разговор теряет динамизм и захватывающий характер, взаимодействие нарушается — и все это следствие необщительности.
Однако не следует думать, что для того, чтобы стать общительным и, в то же время, приятным человеком, нужны какие-то особые «гены общительности», талант. Надо просто работать над собой, постигать сложное искусство человеческого общения. Но как это сделать? Карнеги берется сформулировать правила, как достичь этого счастья, так как он небезосновательно полагает, что общение с окружающими выдвигает большие проблемы, и, особенно, в деловом мире.
3. Проблемы общения
Проблемы общения в равной мере справедливы и для домашней хозяйки, и для юриста, бизнесмена или инженера. Многочисленные исследования (Технологическим институтом Карнеги, в частности) показали, что преуспевание людей в финансовом отношении примерно лишь на пятнадцать процентов обусловливается их знаниями и на восемьдесят пять процентов — умением обращаться с коллегами, то есть личными качествами и способностью руководить людьми. Карнеги пишет: « Можно, например, за пятьдесят — семьдесят пять долларов в неделю найти рядового инженера, бухгалтера, архитектора или представителя какой-нибудь другой профессии. Такие специалисты всегда имеются в избытке. А вот человек, обладающий техническими знаниями и к тому же способностью излагать свои мысли, брать на себя руководящую роль и порождать в людях энтузиазм, — такой человек будет получать повышенную оплату».