Файл: Ребёнок блокадного Ленинграда борьба за жизнь или формирование характера.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ребёнок блокадного Ленинграда: борьба за жизнь или формирование характера?
Оглавление
Введение 3
1.Повседневная жизнь детей блокадного Ленинграда 5
2. Школьные будни детей, продолживших учебу в блокадном Ленинграде в 1941-1944 гг. 7
3. Моральное состояние школьников блокадного Ленинграда 12
Заключение 14
Список литературы 16
Введение
Для Санкт-Петербурга важнейшим историческим воспоминаем является память о блокаде Ленинграда. Подтверждением значимости данного периода в истории являются даты, которые отмечены в календаре. Среди них: 8 сентября – День памяти жертв блокады, 18 января – День прорыва блокады Ленинграда и 27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Память о блокаде – это очень трудная память. Об этом почти невозможно вспоминать, трудно писать, сложно рассказывать. Однако мы все понимаем, как важно сохранить эту историю, донести ее до новых поколений, актуализировать ее в современности.
Актуальность данной работы заключается в изучении повседневной жизни ребенка в блокадном Ленинграде. Как отразились на состоянии детей эти тяжелые 3 года блокады.
В качестве объекта исследования были рассмотрены дети школьного возраста, проживающие в блокадном Ленинграде в период с 1941 по 1944 гг.
Предметом исследования была повседневная жизнь детей блокадного Ленинграда и то, как она повлияла на их психологическое и моральное состояние.
Цель исследования- изучить, какое влияние оказали военные действия и экстремальные условия, в которых существовали юные ленинградцы, на их повседневную жизнь.
Задачи, которые были сформулированы для решения в данной научной работе:
-
выявить, как изменилась повседневная жизнь детей, проживающих в блокадном Ленинграде; -
описать процесс обучения детей в условиях военных действий; -
оценить моральное состояние детей школьного возраста и подростков блокадного города.
Источниковедческую базу исследования составляют письменные неопубликованные источники.
Также в качестве источников представлены периодические издания:
– Газета «Ленинградская правда», «Смена», «Учительская газета», «Известия», «Пионерская правда», «Костер».
Во всех вышеперечисленных изданиях большое внимание уделялось образованию детей, физическому и военному воспитанию, давались чёткие инструкции как вести себя в экстремальных ситуациях.
К еще одной группе источников относятся источники личного происхождения, а именно – личные дневники детей школьного возраста, живших в блокадном Ленинграде.
Методологическая основа: в основе научной работы лежит сравнительный и описательный методы, которые позволили изучить различные проявления детской повседневности, обращаясь к изучению общей повседневности всего ленинградского населения в блокадные годы.
Научная новизна: исторические источники, посвященные описанию жизни граждан блокадного города, не содержат данных о повседневной жизни детей школьного возраста блокадного Ленинграда.
Практическая значимость: заключается в возможности применения собранного материала на уроках истории для в школе.
1.Повседневная жизнь детей блокадного Ленинграда
Начавшиеся стремительно военные действия не позволили вывезти из города всех детей. Тем более бомбардировки приводили к тому, что во время эвакуации дети просто умирали. Было решено не просто не эвакуировать детей, но и не прерывать обычный уклад жизни, а именно организовать в полном объеме школьное обучение.
Что удивительно: в городе, сжатом блокадой, продолжал выпускаться ежемесячный детский журнал «Костер», предназначенный для учащихся начальной и средней школы. «Костер» издавался в Ленинграде с 1936 г., и во время блокады было принято волевое решение продолжать печатать издание. В особенно тяжелые месяцы блокады содержание очередного выпуска передавалось по радио. На страницах «Костра» публиковались произведения детских писателей и информативные разделы.Многие периодические издания публиковали материалы, посвященные храбрости и смелости маленьких патриотов блокадного Ленинграда. В одном из выпусков «Учительской газеты» был создан раздел, который так и назывался – «Маленькие ленинградцы» . В нем были опубликованы два коротких рассказа о мальчишках («Борис Иванович» и «Младший сержант Коля Коливердов»), еще не закончивших даже среднюю школу, но всем своим поведением напоминавших взрослых, серьезных мужчин. Один – Борис – организовал прочистку печных труб в своем районе, призывал женщин не терять самообладание, слегка обманывая их о месте бомбежек («чего зря волноваться!»). Другой – Коля – получил звание младшего сержанта за то, что самостоятельно сумел поймать немца, но при этом, побывав в Красной Армии под Сталинградом вернулся в Ленинград и отправился доучиваться в школу, в пятый класс. Два ребенка, своей серьезностью показавшие несломленный дух блокадного города, появились в газете неслучайно: они были призваны подать пример другим ребятам и вдохнуть в них силы бороться и проявлять себя на благо Родине. Нет сомнений в том, что эти рассказы реалистичны и основаны на реальных событиях – с такими историями блокадным ленинградцам приходилось сталкиваться постоянно.
Военные действия способствовали росту беспризорничества, дети шатались по городу и промышляли хулиганством и криминалом.Решение этой проблемы возложили на школы, путем продления учебного дня. Таким образом, ребята оставались под контролем взрослых на протяжении всего дня.
Особое значение для блокадного Ленинграда стала организация детского труда. Школьников вывозили в пригородные подсобные хозяйства, в совхозы. Они занимались обработкой земли и сбором продукции. Организация дополнительной рабочей силы стала непосильной дополнительной помощью для ленинградцев. Причем те, кто уже приезжал для помощи в следующем году становились наставниками для более молодого поколения, что способствовало увеличению эффекиивности трудовой деятельности.
Также стоит отметить большую помощь, которую оказывали школьники, помогая в госпиталях с больными. Они чинили истирали белье, читали для больных, помогали писать письма близким людям, устраивали концерты самодеятельности для того, чтобы разнообразить им жизнь и поднять боевой дух.
Косвенно школьники принимали участие в боевых действиях. Они помогали тушить зажигательные бомбы, осуществляя дежурство на крышах по вечерам и ночам.
Несмотря на особенности блокадного времени, школьники, как бы мужественно они не переносили тяготы, в первую очередь все равно оставались детьми – и, как только это становилось возможным, пытались развлечься и отвлечь себя от трудностей военных будней.
Подтверждением данных фактов стала традиция справлять праздники в ленинградских школах. Так, для того, чтобы подарить детям радостные впечатления ьыло решено проводить новогодние елки с Дедом Морозом, подарками, хлопушками и другими атрибутами праздника.
Исходя из проанализированного материала стоит отметить, что период блокадного Ленинграда не мог не сказаться на привычном укладе маленьких жителей города на Неве. Они вынуждены были в прямом смысле пытаться выжить в страшных условиях военных действий. Но, несмотря на тяготы и лишения, взрослые их окружавшие старались максимально окружить их заботой и выстроить повседневную жизнь, похожую на довоенный период.
2. Школьные будни детей, продолживших учебу в блокадном Ленинграде в 1941-1944 гг.
Блокада Ленинграда перевернула жизнь в городе с ног на голову – и это не могло не отразиться на обычной школьной жизни детей, на их расписании и учебной программе. В начале сентября 1941 года дети так и не смогли начать учебный год из-за того, что многие школы были отданы для создания в них эвакопунктов и госпиталей, а большая часть учителей и учеников старшей и средней школы была занята помощью в тылу и оборонных работах. 4 сентября 1941 г. на город упал первый артиллерийский снаряд, а спустя четыре дня была объявлена блокада Ленинграда, а уже через пару недель горожане начали ощущать трудности с питанием.
Из-за войны уроки проводили и в классах, и в бомбоубежищах, так как часто во время уроков начинались бомбардировки жилых улиц, в том числе и школ.
Если урок проводили во время бомбардировок, то новые темы не изучали, в основном повторяли старые. Несмотря на трудности с питанием, учебной литературой школьники были обеспечены, чего нельзя было сказать о канцелярии. Так, возникали сложности с фиксацией информации в тетради, так как чернил не было, а в случае их появления в зимнее время они замерзали, так как с отоплением также были проблемы.
Школьные будни становились все суровее и экстремальнее с каждым днем. Не хватало топлива, чтобы обеспечить теплом школьные классы, замерзали не только дети, но и чернила, которые покрывались льдом. Каждый школьник обладал неимоверной силой воли, чтобы сидеть в холоде более 5 часов в школьном классе.
Изменения в школьном расписании также не заставили себя ждать. Обычный школьный день выглядел так: длительность уроков не превышала 20-25 минут, и в день в расписании чаще всего стояло 2-3 урока. Звонки, оповещавшие детей о начале и конце урока, в школе не звучали. Так, школьное обучение стало проводиться по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы. Учебные планы классов с 5 по 10 были сокращены на 85 часов.
Из-за непрекращающегося голода, у детей часто случались проблемы с памятью: они не могли вспомнить даже самые простые вещи, и редко кому удавалось выучить параграф из учебника. Тем не менее, в классах проходили регулярные медосмотры: приходила медсестра и осматривала детей. Из-за отсутствия отопления были несколько изменены школьные правила: теперь, приходя в школу, ребята не снимали верхнюю одежду и обувь, сидели на занятиях прямо в пальтишках и сапогах.
Тяжелая блокадная зима 1941-1942 гг. с трудом далась ленинградским школьникам. Ужасные условия блокадного быта сказывались на численности учеников. Голод и холод буквально на глазах сокращали количество учеников в первую блокадную зиму. Особенно, в этот непростой зимний период, было написано огромное количество писем с
просьбами о продовольственной помощи, даже требованиями ленинградцев, среди них встречались письма матерей, учителей и даже письма, написанные детской рукой .
Изменились правила проведения учебных занятий, школьникам разрешено было не записывать за учителем из-за того, что было очень холодно в школьных классах, но и сами педагоги, понимая состояние ребят, старались максимально быстро объяснить основной материал. Домашнее задание дети выполняли тоже в школе, сразу после уроков. После школьных занятий каждый день все без исключения отправлялись на заготовку дров для школьных печурок: чаще всего доски удавалось добыть при разборке завалов разрушенных зданий. Благодаря этой работе на следующий день в классах можно было согреться, собравшись вокруг маленьких печек.
В отличии от тех, кто находился дома, в жизни школьников появилась особая радость – возможность хоть ненадолго утолить голод дополнительно к скудному блокадному пайку. В первые зимние месяцы было принято решение организовать в школах столовые для детей, чтобы хоть как-то поддерживать в них силы. За такое питание из продовольственных карточек не вырезали талоны. Эти столовые спасли регулярным питанием более 30 тысяч детей. Обед в школе предполагался после четвертого урока, зачастую на обед подавали практически несъедобные блюда: холодец из клейстера или суп из ремней. Но для оголодавших детей это было спасением.
Не изменились правила и проведения новогодних каникул, перед которыми были проведены новогодние елки, которые помогли поддерживать моральное состояние ребят.
После новогодних каникул дети продолжили обучение. Школьный день начинался в 11 утра, и продолжительность каждого из уроков не превышала 25 минут. Занятия заканчивались обычно уже к двум часам дня. Педагогический состав продолжал поддерживать привычный школьный быт: учителя задавали домашнее задние, проводили опросы, контрольные, спрашивали уроки наизусть, ставили оценки.
Школьники-блокадники во многом вели себя как взрослые люди в реалиях войны – они были готовы к любому развитию событий даже по пути в школу. Рано утром на занятия и обратно из школы домой приходилось ходить пешком (общественный транспорт встал). Дети шли исключительно по той стороне улицы, по которой было безопаснее идти в случае артобстрела. У каждого школьника с собой должен был находиться противогаз на случай химической атаки. В школах часто проводились тренировки по радио-химио-биологической защите: школьники должны были срочно надеть противогаз и организованно спуститься в убежище .