Файл: Ребёнок блокадного Ленинграда борьба за жизнь или формирование характера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С весенним потеплением ребятам стало приятнее учиться: периодически уроки проводились в скверах при школах, и ребята могли дышать свежим воздухом и наслаждаться солнечными деньками . В конце учебного года старшеклассники сдавали выпускные экзамены, и даже блокада не смогла отвлечь их от серьезной подготовки. Испытания были непростыми, без скидок на военные условия, но ребята с достоинством выдержали его. Среди 542-х выпускников десятых классов 70 получили диплом с отличием, что является высоким показателем даже для мирных времен. Им были торжественно вручены книги с памятной надписью и подарки. В июне в школах были проведены блокадные выпускные вечера с традиционными танцами и праздничным обедом .

В свободное от школы и общественной работы время ребята старались находить возможность развлечься. Посещение кружков в районном доме пионера и школьника, как уже стало известно в первой главе исходя из газетных заметок, стало отличной возможностью разнообразить школьные будни.

На протяжении летних каникул школьники не сидели без дела, а помогали восстанавливать школы: прочищать трубы, собирать новые печи для будущего сезона, заменять разбитые стекла в окнах, убирать классы, заготавливать топливо на предстоящие осенние и зимние холода. Были задействованы даже учащиеся начальной школы – они, например, утепляли окна проклеивая бумагой, подносили кирпичи для печек, обивали двери, развешивали в классах плакаты и портреты вождей. Благодаря помощи школьников и их родителей к сентябрю школы были практически полностью восстановлены и подготовлены к новому учебному году. Кроме помощи школе, ребята продолжали вносить свой вклад в защиту родного города: дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы, помогали в госпиталях, работали в пожарных группах, вставали к станкам на заводах и фабриках, выращивали овощи на небольших грядках городских огородиков, становились связными и посыльными.

Важным и праздничным элементом школьных будней ленинградцев была система поощрения за примерную учебу. Несмотря на все трудности блокадного времени, ребятам, как и до войны, продолжали выдаваться похвальные грамоты за отличную дисциплину и успехи в учебе. Отличившихся учащихся награждали серебряными и золотыми медалями, что дополнительно стимулировало детей не бросать обучение.

3. Моральное состояние школьников блокадного Ленинграда


Дети блокады – это особая категория жителей Ленинграда, которых обстоятельства лишили детства, заставили повзрослеть намного раньше и бороться за выживание на уровне взрослых и умудренных опытом людей.


Дети очень положительно воспринимали возобновление школьного обучения. Это помогало им отвлечься от жестоких будней, которые связаны с бомбардировками, смертью близких людей, одноклассников, друзей и др.

Школьные будни дарили им привычный распорядок дня, напоминавший о довоенной жизни города. Но школьные будни значительно изменились, о чем свидетельствуют дневники и заметки самих маленьких ленинградцев. Ежедневным испытанием для ребят стал душащий голод. Между уроками на переменках все разговоры детей сводились к еде, что только раззадоривало и мучило голодных учеников. Юра Рябинкин пишет в своем дневнике: «Я не знаю, как я смогу учиться. Я хотел на днях заняться алгеброй, а в голове не формулы, а буханки хлеба». Майя Бубнова отмечает, что голод буквально не позволял читать классическую литературу по школьной программе: «мы с Нанкой пыхтим над образом Собакевича (он заворачивает вовсю бараньи бока с кашей, щи и пр., а у нас аппетит расходится, прямо учить невозможно)».

Проблема питания более остро стояла в перечне всех остальных невзгод. Отношение к еде изменилось, остались позади все капризы, касающиеся еды, так Тамара Куликова вспоминает о своём 7-летнем сыне, который вспоминал перед сном: «Бабушка! Помнишь, как я не любил манную кашу даже с джемом, а сейчас бы я любую съел!..».

Отсутствие еды действительно угнетающе сказывалось на моральном состоянии не только школьников, но и на всех жителей Ленинграда. Среди ребят школьного возраста ходили слухи о людоедстве среди горожан, что пугало, настораживало и даже вызывало панику. Дети становились все более недоверчивы к проявлениям доброты: блокадница Регина Зиновьева вспоминала в интервью для ТАСС, как к ним, детям, подошла женщина и предложила конфетку. Пока они раздумывали, женщины и след простыл – как оказалось позже, тогда их нерешительность спасла их от людоедки. Так что голод, царивший в Ленинграде, помимо чувства слабости, истощенного иммунитета и непрерывных мыслей о еде способствовал также росту преступности и как следствие недоверия к окружающим, появлению паники и тревожных настроений.

Много страданий перенесло блокадное детское поколение, но память детей и подростков в дневниках всё равно сохраняла светлое чувство, которое поддерживало, веру в прекрасное завтра, в людей, сплотившихся в единую семью. Товарищеская поддержка и сплочённость, не только знакомых, но и мало знакомых людей, постоянная взаимная поддержка – вот, что по большей части видели дети и подростки блокадного города.



Подводя итоги главы, следует отметить, что на моральное состояние ребят школьного возраста, живших в блокадном Ленинграде, действовали несколько основных факторов. Прежде всего это голод, который не просто истощал организмы детей и заполнял все мысли ребят исключительно едой, но также способствовал потере веры ребят в победу над фашистами и толкал детей на преступления (воровство карточек, кражи хлеба в очередях у прилавков). Рост фактора криминогенности в голодном городе также способствовал ухудшению морального состояния детей: тревожность росла, дети становились недоверчивы, а из-за слухов боялись разговаривать с незнакомцами из опасений стать жертвами людоедства.

Другим фактором, влиявшим на ухудшение морального состояния маленьких ленинградцев, стал холод в совокупности с отсутствием теплой одежды. Перед жителями города будто стоял вопрос, умирать от голода или от холода, так как одежду продавали ради продуктов, однако было невозможно протянуть без нее холодные зимние дни.

Ленинградские дети практически каждый день видели смерть: это не могло не отражаться на их восприятии реальности, естественно, самым негативным образом.

Настроения у школьников были действительно разные несмотря на то, что все они были поставлены в равные блокадные условия голода, холода и бесконечных обстрелов. Во многом моральное состояние зависит от стрессоустойчивости, от характера человека, от взаимоотношений в его семье, от перенесенных им лично трагедий. В годы войны как никогда идеология помогала ребятам верить в обязательную победу «добра над злом», советской армии над фашизмом, укрепляла их моральный настрой и заставляла жить и трудиться, учиться на благо себя и своей страны.

Заключение


Все написанное выше позволяет сделать вывод: на протяжении 872 дней блокады жизнь ленинградских школьников в изолированном городе стала для них тяжелым испытанием.

Несмотря на факторы голода, постоянных артобстрелов, отсутствия комфортных условий и рекордно низких температур блокадными зимами, школьники не только не прерывали учебу, но после занятий еще и отправлялись выполнять общественную работу. Учительскому составу было запрещено делать скидку на пониженную работоспособность детей, даже существовала «установка на повышение требований»: от ребят требовалось соблюдение строгой дисциплины и обязательное освоение запланированной программы под страхом публичного порицания. Также на удивление именно это непростое время было выбрано для внедрения образовательной реформы. Учителям приходилось тратить еще больше сил, чтобы соответствовать всем нововведениям.


Многие ребята возвращались к обучению, чтобы чем-то себя занять и отвлечь от мыслей о еде, многие – потому что были свято уверены в том, что обучение – это возможность для них, детей, выполнить свой долг перед Отечеством. Другие подходили к этому вопросу с практичной стороны: ведь, обучаясь в школе, можно было, во-первых, получать дополнительное питание, а во-вторых – рассчитывать на скорую эвакуацию.

Возможно, именно благодаря школьным занятиям для детей жизнь в городе, пусть и окруженном врагом, больше напоминала их привычные довоенные будни. У школьников была возможность выполнять домашнее задание, читать книги, собираться компаниями. Дети даже в самые страшные минуты человеческой истории остаются детьми, они старались общаться в компаниях друзей в свободные минуты, организовывать свой досуг. Конечно, блокадное время накладывало на них свои обязательства: ребятам приходилось после школы заниматься общественно-полезной работой на заводах, в госпиталях, на огородах, помогать взрослым скидывать с крыш фугасные бомбы. В школах были организованы тимуровские команды: дети помогали тем, кто был наиболее слаб и немощен, приносили воду, убирали, помогали выполнять поручения.

Можно ли сказать, что школьники блокадного Ленинграда остались теми же детьми, что и до войны? Война оставила неизгладимый отпечаток в сознании детей. Моральное состояние многих ребят было подавленным, массовая тревожность и недоверие находились на высоком уровне среди молодого населения города.

Но в некоторых ребятах огонь надежды не угасал даже в самые тяжелые дни. В первую очередь это зависело от внутреннего стержня человека, от его веры в победу, от его личной стойкости и сопротивляемости.

Тяготы блокадной жизни, перенесенные выжившими ребятами-школьниками, нам невозможно представить сейчас в сытое и мирное время. Но город не сдался врагу – а это поколение ребят, переживших блокадный голод, рекордные холода зимы 1941-1942 гг., переживших антисанитарию, болезни, нищету, впитавших в себя ужасы бесконечных смертей, это поколение выжило и в последствии восстановило родной город-герой, Ленинград.

Список литературы


  1. Адамович, А.М., Гранин, Д.А. Блокадная книга / А.М. Адамович, Д.А. Гранин. – М.: Эксмо, 2014. – 201 с.

  2. Андреева, Н.П. Блокадное детство / Н.П. Андреева. – Санкт-Петербург: Нестор-История, 2011. – 88 с.

  3. Байков, В. Память блокадного подростка / В. Байков. – Л.: Лениздат, 1989. – 136 с.

  4. Блокада глазами очевидцев: дневники и воспоминания: [сборник / сост.: С.Е. Глезеров]. – Санкт-Петербург: Остров, 2012. – 223 с.

  5. Блокада Ленинграда глазами детей и подростков: социокультурный аспект: [интервью блокадников] / Фонд исследования проблем новейшей истории; [составители: ...О. В. Пржигодзкая (отв. сост.) и др.]. – Санкт-Петербург: Первый класс, 2019. – 354 с.

  6. Борисов, С.Б. Повседневная жизнь в годы Великой Отечественной войны: Историко-антропологический словарь / С.Б. Борисов. – Ш.: Шадринский пед. Институт, 2015. – 696 c.

  7. Булина, И.Г. Блокадная зима моего детства: публицистика / И.Г. Булина. – Москва: СовЛит, 2015. – 95 с.

  8. Буров, А.В. Блокада день за днем / А.В. Буров; [предисл.: Д.А. Гранин, М.А. Дудин]. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Санкт-Петербург: Геликон Плюс, 2011. – 687 с.

  9. Волкова, Е.Ю. Маленькие участники большой войны. Дети в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. / Е.Ю. Волкова. – К.: Изд-во КГТУ, 2010. – 155 с.

  10. Кутыев, Н.Ш. Великая Отечественная война в жизни ленинградского школьника / Н.Ш. Кутыев. – СПб.: Ин-т инноватики С.-Петерб. гос. политехн. ун-т, 2003. – 54 с.

  11. Кучинская, Л.А. Как мы жили, как выжили..: (история ленинградской семьи) / Л.А. Кучинская. – Санкт-Петербург: Красный матрос, 2006. – 66 с.

  12. Модзалевская, Т.Л. Наша блокада. Семья Модзалевских в военные годы (1941-1945): документы, письма, дневники / Т.Л. Модзалевская. – Санкт-Петербург: ЛЕМА, 2014. – 93 с.

  13. Павлухин, Ю.А. 200 писем в блокаду: [воспоминания, письма, документы] / Ю.А. Павлухин. – Киров: Веси, 2015. – 486 с.

  14. Пернавский, Г.Ю. Блокада Ленинграда: детская книга: [для семейного чтения] / Г.Ю. Пернавский. – Москва: Пятый Рим, 2019. – 77 с.

  15. Пожедаева, Л.В. Война, блокада, я и другие..: мемуары ребенка войны / Л.В. Пожедаева. – Санкт-Петербург: Каро, 2007. – 383 с.

  16. Селиванов, В.Н. Стояли как солдаты: Блокада. Дети. Ленинград / В.Н. Селиванов. – СПб.: Эго, 2002. – 209 с.

  17. Страницы блокадного детства: сборник воспоминай юных жителей блокадного Ленинграда; [граф. работы Л.В. Анисимовой, жительницы блокадного Ленинграда]. – Владимир: Аркаим, 2014. – 95 с.

  18. Шмелев, О.И. Память блокадного мальчишки / О.И. Шмелев. – Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического университета, 2008. – 107 с.