Файл: Правовая характеристика пособий, предоставляемых гражданам 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание





Содержание 2

Введение 2

Глава 1. Правовая характеристика пособий, предоставляемых гражданам 5

1.1. Понятие, сущность и классификация пособий 5

1.2. Этапы становления системы пособий в историко-правовом контексте 12

Глава 2. Виды социальных пособий, их сущность и характерные черты 17

2.1. Пособие на случай временной нетрудоспособности 17

2.2. Пособие по безработице 24

2.3. Социальные пособия на детей 30

Глава 3. Проблемы обеспечения граждан пособиями на территории Российской Федерации 44

Заключение 50

Список использованных источников информации 53


Введение



Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве. В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании социальное обеспечение означает – «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение.

Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия - экономическая и правовая.

Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества, за счет общественных фондов потребления. Бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан. Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.


Законодательство РФ о социальном обеспечении распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования.

К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и пожилые. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья. По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

В научной и учебной литературе понятие социального обеспечения авторами формулируется по-разному, в зависимости от того, какие признаки принимаются за базовые, основные для данного явления.

В России общественное сознание еще не в полной мере ощутило новое понятие государства, которое должно быть демократическим не только в политическом, экономическом, но и в социальном направлении, должно закрепить это в своих законах.

Актуальность темы заключается в том, что система государственных пособий в Российской Федерации в последние годы претерпела значительные изменения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни, но общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального обеспечения в условиях развития экономики.

Объектом представленной работы являются пособия, как одно из направлений государственной социальной политики Российской Федерации.

Предмет исследования – законодательная база, регулирующая правоотношения, касающиеся назначению и выплате социальных пособий.



Целью выпускной квалификационной работы является изучение, что такое пособия и как они классифицируются, рассмотрение правовой регламентации назначения пособий, выявление проблем, возникающих в процессе назначения и сбора документальной базы.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- раскрыть понятие и сущность пособий;

-рассмотреть этапы становления системы пособий в историко-правовом контексте;

- рассмотреть виды социальных пособий, их сущность и характерные черты;

- раскрыть проблемы развития законодательства о пособиях в Российской Федерации.

Для реализации целей и задач выпускной квалификационной работы использовались специальные юридические методы исследования: сравнительно-правовые, документальные, методы анализа и интерпретации правовых актов.

Теоретическую основу исследования определили научные труды следующих авторов: Д.В. Агашев, Ю.В. Васильева, В.П. Галаганов, В.Е. Сидоров и многих других.

Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников информации.


Глава 1. Правовая характеристика пособий, предоставляемых гражданам

1.1. Понятие, сущность и классификация пособий



Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам на определенный срок с целью предоставления им утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых социально значимыми.

Пособия являются одним из видов государственной социальной помощи наравне с субсидиями и другими денежными выплатами, а также натуральной помощью.

В самом начале стоит дать определение данному термину. Итак, что же такое пособие. Если говорить простым языком, то можно охарактеризовать его, как некую выплату. Она бывает, как разовая, так и может начисляться каждый месяц, в зависимости от вида пособия.

Такая простая вещь, как выплаты от государства, на самом деле является важной составляющей экономического благополучия Российской Федерации. Ведь представляют собой материальную помощь нуждающимся гражданам страны.1

В силу такой поддержки со стороны государства, укрепляется не только положение каждого человека в обществе, но и всего населения в целом.

Конституция РФ2 и различные международные нормативно-правовые акты закрепляют основные права и свободы человека и гражданина. Следует отметить, что термин «социальное государство» отсутствовал во всех прежних конституциях.

Однако в Конституцию РСФСР 1978 г. была включена глава 3 «Социальное развитие и культура», устанавливающая цели социального развития государства.3

Социально-экономические права и свободы закреплены в ст.ст. 34-44 Конституции РФ и включают в себя экономические, социальные, экологические, культурные права.

Данная категория прав и свобод человека и гражданина реализуется в сфере предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, собственности, получении образования, труде, отдыхе, окружающей среде, сохранении здоровья, культурной деятельности. Названные права обеспечивают материальные, духовные и многие другие потребности той или иной личности.

По своему юридическому содержанию данные права неодинаковы. Хотелось бы отметить, что некоторые права (например, право частной собственности) являются бесспорными правами прямого действия, другие же (право на отдых, право на социальное обеспечение) рассматриваются как субъективные права, их содержание вытекает из отраслевого законодательства. Следующая категория прав порождает для государства обязанность проводить политику содействия в их реализации.
4

Отличия юридического содержания определяется разнообразной степенью массовости реализации этих прав. Нельзя не сказать о том, что, например, право частной собственности, право на труд, лучше обеспечиваются и проявляют свое жизненное значение, нежели другие категории прав, которые так и остаются «жить на бумаге». Важной особенностью этих прав является то, что они закреплены за каждым человеком, т.е. не зависят от гражданства их субъектов.

Юридическое закрепление некоторых прав увязывается с прямым установлением соответствующих обязанностей. К данной категории можно отнести право: на образование, на участие в культурной жизни, права, связанные с взаимоотношениями детей и родителей и т.д.

В Конституции РФ 1993 года закреплены многообразные и неоднородные группы прав и свобод, которые можно представить в виде определенного системного единства: экономические права и свободы, обеспечивающие и свободу предпринимательской и иных форм экономической и трудовой деятельности; социальные права и свободы, гарантирующие человеку и гражданину достойную жизнь и защиту от негативных факторов рыночной системы; социально-культурные права и свободы.

Российская Конституция, посвятив ст. 39 социальному обеспечению, в других статьях закрепляет право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование. Нередко перечисленные права (в полном объеме или частично) называют социальными правами. Единого подхода к пониманию социальных прав и определению их перечня сегодня не существует. Но все исследователи, безусловно, относят право на социальное обеспечение к числу социальных прав.

Статья 22 Всеобщей декларации прав человека5 провозглашает право каждого человека, как члена общества, на социальное обеспечение. В ст. 25 Всеобщей декларации закреплено право на необходимый жизненный уровень для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи. В этой же статье обозначены основные блага, которые должны обеспечиваться в качестве составляющих такого жизненного уровня (помимо пищи и одежды, включены жилище, медицинский уход, социальное обслуживание), установлена зависимость права на обеспечение от наступления социально значимых случаев утраты средств к существованию.

Право на социальное обеспечение в его упрощенном понимании ассоциируется, прежде всего, с предоставлением пенсий, пособий, социальных услуг, т.е. определенных видов материальных благ.