Файл: Протокол 1 от 30. 08. 2020 г Л. П. Погорелова. Приказ 130 от 30. 08. 2020 г Рассмотрена.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учащиеся к концу 4 класса должны знать:
-
Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года; -
способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта; -
что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты; -
некоторые современные экологические проблемы; -
природные зоны России; -
особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; -
исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время; -
важнейшие события и великих людей отечественной истории; -
государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Учащиеся к концу 4 класса должны уметь:
-
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края; -
проводить наблюдения природных тел и явлений; -
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения; -
приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги; -
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий; -
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории; -
приводить примеры народов России; -
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа; -
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации; -
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты ; наблюдать объекты окружающего мира, их описывать; -
соотносить полученные результаты с целью наблюдения (опыта); -
работать с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работать с учебными и научно-популярными текстами.
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достиженииметапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать
, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие
предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного курса «Окружающий мир» | |||
Темы, раскрывающие основное содержание программы | Количество часов | Содержание | |
Земля и человечество | 9 | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |
Природа России | 10 | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Формулировать учебную проблему совместно с учителем. Планировать учебную деятельность на уроке. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе. Формировать умение слушать и вступать в диалог. | |
Родной край – часть большой страны | 13 | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | |
Страницы всемирной истории | 5 | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | |
Страницы истории России | 20 | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | |
Современная Россия | 9 | Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов. Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории; Приводить примеры народов России;Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |
Тематическое (поурочное) планирование
№ | Тема урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Контроль | Дата | Примечания | |||||
План | Факт | ||||||||||
| | Земля и человечество (9 ч) | | | | | |||||
1 | Мир глазами астронома. | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете | Рисунок Солнечной системы | 01.09 | | | ||||
2 | Планеты Солнечной системы. | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Различать планеты и их спутники. Анализироватьсхемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года | Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели | Модели планет | 04.09 | | | ||||
3 | Звездное небо – Великая книга Природы. | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий Знать название звезд и созвездий, правила наблюдения звездного неба. | Творческая работа «Звездное небо» | 08.09 | | | ||||
4 | Мир глазами географа. | Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте | Знать понятие о географии и географических объектах, историю создания карт в мире и в России, глобус как модель Земли, элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба), материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря. | Работа с картой, глобусом | 11.09 | | | ||||
5 | Мир глазами историка. | Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать понятие об истории, как науке, значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории. Уметьописывать отдельные (изученные) события из истории отечества. | Тест | 15.09 | | | ||||
6 | Когда и где? | Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории отечества, использовать ленту времени. Знать понятия о веке (столетии) и тысячелетии, летосчисление в древности и в наши дни, «лента времени». | Рассказ об историческом событии | 18.09 | | | ||||
7 | Мир глазами эколога. | Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния | Знать понятие – экология, международные экологические организации, экологический календарь. Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране. | создание знаков «Береги природу!» | 22.09 | | | ||||
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. | Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе. Охрана растительного и животного мира | Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки воздействия Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике человека на природу | Тест | 25.09 | | | ||||
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. | Обобщение по теме «Земля и человечество».Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе. Охрана растительного и животного мира | Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки воздействия Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике человека на природу | Тест | 29.09 | | | ||||
| | Природа России (10 ч) | | | | | |||||
10 | Равнины и горы России. | Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина | Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Контурные карты | 02.10 | | | ||||
11 | Моря, озера и реки России. | Водоемы, их разнообразие, использование человеком | Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Работа с картой | 06.10 | | | ||||
12 | Природные зоны России. | Знакомство с картой природных зон России, сравнение её с физической картой России; определение на карте природных зон России, высказывание предположений о причинах их смены.Устанавливание причинно-следственных связей между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работа со схемой освещённости Земли солнечными лучами. | Знать природные зоны России. Объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Показывать на карте природных зон области высотной поясности Уметь определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку. | Работа с картой | 09.10 | | | ||||
13 | Зона арктических пустынь. | Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь | Работа в группах | 13.10 | | | ||||
14 | Тундра. | Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры | Сообщения о растениях и животных тундры | 16.10 | | | ||||
15 | Леса России. | Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса | Построение экологических цепочек | 20.10 | | | ||||
16 | Лес и человек. | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным | Понимать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | Работа с контурными картами | 23.10 | | | ||||
17 | Зона степей. | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей | Сообщения о растительном и животном мире степей | 27.10 | | | ||||
18 | Пустыни. | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни | Рассказ по плану | 30.10 | | | ||||
19 | У Чёрного моря. | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья | Рассказ-наблюдение «Мой отдых на Черном море» | 10.11 | | | ||||
| | Родной край – часть большой страны (13 ч) | | | | | |||||
20 | Наш край. | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности | Знать название родного города (села). Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде | Составление плана рассказа о Санкт-Петербурге | 13.11 | | | ||||
21 | Поверхность нашего края. | Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) | Знать понятия «овраг», «балка». Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы | Работа с картой, глобусом | 17.11 | | | ||||
22 | Водные богатства нашего края. | Водоемы родного края (названия, краткая характеристика) | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки | Графический диктант | 20.11 | | | ||||
23 | Наши подземные богатства. | Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах | Изготовление условных знаков | 24.11 | | | ||||
24 | Земля-кормилица. | Почва, ее состав | Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы | Проверочный диктант с использованием условных знаков | 27.11 | | | ||||
25 | Жизнь леса. | Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края) | Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме) | изготовление Красной книги | 01.12 | | | ||||
26 | Жизнь луга. | Рисунки растений | 04.12 | | | ||||||
27 | Жизнь в пресных водоемах. | Рисунки обитателей водоёмов, рассказ о них | 08.12 | | | ||||||
28 | Растениеводство в нашем крае. | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями. | Составление схемы | 11.12 | | | ||||
29 | Животноводство в нашем крае. | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным | Знать отрасли животноводства в родном крае. Уметь ухаживать за домашними животными | Составление схемы | 15.12 | | | ||||
30 | Презентация проектов на тему «Незаметные защитники урожая». | Защита проектов | Извлекать информацию из дополнительных источников. Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий. Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых. Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки). Готовить тексты сообщений. Выступать с сообщением в классе. Оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей Оценивать свои достижения | | 18.12 | | | ||||
31 | Проверим себя и оценим свои достижения. | Выполнять тесты с выбором ответа.Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | Тест | 22.12 | | | |||||
32 | Презентация проектов. | | | 25.12 | | | |||||
| | Страницы всемирной истории (5 ч) | | | | | |||||
33 | Начало истории человечества. | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира | Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени | Лента времени | 12.01 | | | ||||
34 | Мир древности: далекий и близкий. | Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени | Рассказ о достопр. Др. Египта | 15.01 | | | |||||
35 | Средние века: время рыцарей и замков. | Знать историю средних веков | Творческая работа «Рыцарский замок» | 19.01 | | | |||||
36 | Новое время: встреча Европы и Америки. | Выдающиеся люди разных эпох. Схемы маршрутов морских экспедиций | Знать выдающихся людей нового времени. Уметь работать с географической картой | | 22.01 | | | ||||
37 | Новейшее время: история продолжается сегодня . | Выдающиеся люди разных эпох Счет лет в истории. Человек – часть природы и член общества | Знать выдающихся людей новейшего времени Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач | Тест | 26.01 | | | ||||
| | Страницы истории Отечества (20 ч) | | | | | |||||
38 | Жизнь древних славян. | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России | Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.Отечества | Работа с картой | 29.01 | | | ||||
39 | Во времена Древней Руси. | 02.02 | | | |||||||
40 | Страна городов. | 05.02 | | | |||||||
41 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Сообщение о музеях мира | 09.02 | | | ||||
42 | Трудные времена на Русской земле. | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы | Работа с картой | 12.02 | | | ||||
16.02 | | | |||||||||
43 | Русь расправляет крылья. | ||||||||||
44 | Куликовскаябитва. | 19.02 | | | |||||||
45 | Иван Третий. | Выдающиеся люди разных эпох | Знать историю освобождения Руси от монголо-татарского ига | Рассказ по плану | 26.02 | | | ||||
46 | Мастера печатных дел. | Выдающиеся люди разных эпох | Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране | Изготовление проекта литеры | 02.03 | | | ||||
47 | Патриоты России. | Выдающиеся люди разных эпох | Рассказ о Минине и Пожарском | 05.03 | | | |||||
48 | Петр Великий. | Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург | Исследовательская работа | 09.03 | | | |||||
49 | Михаил Васильевич Ломоносов. | Выдающиеся люди разных эпох | Знать историю развития образования на Руси | 12.03 | | | |||||
50 | Екатерина Великая. | Выдающиеся люди разных эпох | Знать реформы Екатерины Великой | 16.03 | | | |||||
51 | Отечественная война 1812 года. | Выдающиеся люди разных эпох | Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой | кроссворд | 19.03 | | | ||||
52 | Страницы истории XIX века. | Россия на карте (границы, города, места изученныхисторических событий) | Знать историю России XIX века. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России | Работа с картой | 02.04 | | | ||||
53 | Россия вступает в XX век. | Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Сообщения о главных событиях XX в. | 06.04 | | | ||||
54 | Страницы истории 1920–1930-х годов. | Россия на карте (границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать страницы истории России в 1920– 1930-х годах. Уметь описывать исторические события в начале XX века в России | Лента времени | 09.04 | | | ||||
55 | Великая война и Великая Победа. | Государственные праздники (День Победы) | Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; | Исследовательская работа «ВОВ в жизни моих родственников» | 13.04 | | | ||||
56 | Великая война и Великая Победа. | 16.04 | | | |||||||
57 | Страна, открывшая путь в космос. | Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники .Охрана памятников истории и культуры | Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете | тест | 20.04 | | | ||||
| | Современная Россия (10 ч) | | | | | |||||
58 | Основной закон России и права человека. | Человек – член общества. Россия(Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники (День Конституции) | Знать государственные праздники, Основной закон России. Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации | рисунки | 23.04 | | | ||||
59 | Основной закон России и права человека. | | 27.04 | | | ||||||
60 | Мы – граждане России. | Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание | Знатьосновной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы. Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию | Традиции народов России | 30.04 | | | ||||
61 | Славные символы России. | Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна | Знать государственную символику России. Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага | Создание символики | 04.05 | | | ||||
62 | Такие разные праздники. | Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей) | Знать государственные праздники. Уметьописывать государственные праздники, традиции народов России | сообщение | 07.05 | | | ||||
63 | Путешествие по России . | Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры. | Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране Называтьнароды России. Рассказыватьоб обычаях и традициях народов России.Рассказыватьо городах России | Работа с картой | 11.05 | | | ||||
64 | Путешествие по России. | 14.05 | | | |||||||
65 | Путешествие по России . | Работа с картой | 18.05 | | | ||||||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения. | Проверим себя и оценим свои достижения | Знать города России, правила работы с географической картой. | Тест | 21.05 | | | ||||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения. | Проверим себя и оценим свои достижения | Знать города России, правила работы с географической картой. | | 25.05 | | |