Файл: Типология конфликтов. Основные причины конфликтов и споров. Особенности конфликтов в образовательном процессе .pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Типология конфликтов. Основные причины конфликтов и споров. Особенности конфликтов в образовательном процессе

© Жданова О.И.,

к.п.н., доцент кафедры комплексной

безопасности и физической культуры

СОВРЕМЕННАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ 

Конфликт

Типы противоречий

Точки зрения на проблему причин противоречий (конфликтов). 1. Концепция депривации 2. Конфликт интересов 3. Конфликт ценностей

Депривация

Росту депривации способствуют:

Конфликт ценностей

Классификация конфликтов:

Типы конфликтов

По временным параметрам конфликты подразделяются на:

Типы конфликтов

По критерию результативности конфликты делятся на два типа:

Негативные последствия конфликта

Конструктивные последствия конфликта

Позитивное значение конфликтов для личности

Конфликтогенность личности

Конфликтогенность социума

К. с. проявляется в социальной агрессии, направленной вовне и вовнутрь.

Диагностика конфликтогенности личности и социума

Объективные факторы и субъективные причины конфликтов в практической деятельности

1. Общие объективные факторы:

2. Организационно-управленческие причины конфликтов (до 70% конфликтов):

3.Социально- психологические причины конфликтов

4. Личностные причины

Теория потребностей А. Маслоу и ее роль в объяснении причин конфликтов

Типы конфликтов в организациях

Конфликт может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку.

Межличностный конфликт.

В организациях чаще всего проявляется в виде борьбы людей за ограниченные ресурсы, статусы, место в управленческой иерархии, капитал, рабочую силу.

Может проявляться как столкновения между личностями с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

Моббинг (конфронтация со стороны коллег, начальства и т.п.)

Конфликт может возникнуть, если отдельная личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы

Межгрупповой конфликт.

Причины конфликтов в организации

Различия в целях. В организациях специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять больше внимания их достижению, чем достижению общих целей.

Различия в представлениях и ценностях.

Различия в манерах поведения и жизненном опыте.

Конфликты инновационные

+

конфликтное взаимодействие

Конфликтогенность – имманентное свойство личности

Структура конфликта

Участники конфликта:

Угроза в конфликте - это выражение одной стороной намерения вести себя во вред интересам другой стороны в зависимости от того, будет или не будет другая сторона выполнять требуемое от нее. 

Образы конфликта

Стадии динамики конфликта:

1. Предконфликтная (формирование конфликтной ситуации);

2. Эскалация конфликта;

3. Открытый конфликт (собственно конфликт, апогей конфликта);

4. Завершение конфликта;

5. Постконфликтная (наличие послеконфликтной ситуации).

Начало конфликта

Стадии конфликта

- возникновение объективной проблемой ситуации,

Эскалация конфликта (признаки)

Завершение конфликта

1. Самостоятельно оппонентами:

Педагогический конфликт

Факторы, влияющие на конфликтность образовательной среды:

Особенности педагогического конфликта:

• профессиональная ответственность преподавателя за педагогически правильное решение педагогической ситуации;

• участники конфликта имеют разный социальный статус, который определяет поведение сторон в конфликте;

• разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождая разную ответственность за ошибки при его разрешении;

• различное понимание событий и их причин участниками;

• педагогу не всегда удается понять глубину переживаний воспитанников, а воспитаннику справляться со своими эмоциями;

• присутствие свидетелей придает педагогическому конфликту воспитательное значение;

• профессиональная позиция преподавателя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу по его разрешению

Виды педагогических конфликтов

Виды педагогических конфликтов:

Типы педагогических конфликтов (по Самоукиной Н.В.)

Причины детских конфликтов

Базовые потребности ученика в школе:

Педагогические конфликты с различными возрастными группами учащихся

Классификация конфликтов «учитель-ученик» (по М.Рыбаковой)

Специфические причины конфликтов «Учитель-ученик»

Объективные причины педагогических конфликтов

Субъективные причины педагогических конфликтов:

Причины конфликтов в триаде «Ученик-учитель-родитель»

Последствия конфликтов в триаде

Причины конфликтов Педагог - Родитель

Причины конфликтности взрослых (по А.Меняеву)

Типы реагирования педагогов на конфликты

Конфликты могут быть осложнены следующими факторами:

Специфические причины конфликтов Учитель - учитель

Специфические причины конфликтов Учитель - администратор

Типология конфликтов. Основные причины конфликтов и споров. Особенности конфликтов в образовательном процессе

© Жданова О.И.,

к.п.н., доцент кафедры комплексной

безопасности и физической культуры

СОВРЕМЕННАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ 


Конфликт есть нормальное и естественное состояние общества.
Каждая личность конфликтогенна, то есть содержит определенный противоречивый потенциал.
Конфликты вечны и постоянны, имеют широкое распространение в обществе.
Конфликты как формы противоборства субъектов в своей основе содержат противоречиями объективного и субъективного характера.
Источники, природа, процесс и динамика конфликтов обусловлены типом общественной системы, социальной структурой, конкретной социальной ситуацией.
Конфликт выполняет в обществе не только деструктивные, но и конструктивные функции. отделить проблему от человека.
Конфликты являются постоянными источниками развития общества.
Общественные конфликты в основном управляемы.

Конфликт


способ разрешения противоречий, значимых для личности и возникающих в деловом и межличностном общении.
наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.


Противоречие – основной источник конфликта; взаимодействие противоположных взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, которые, вместе с тем, находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания.

Типы противоречий


внутренние (внутри структуры) и внешние (между различными структурами и системами);
антагонистические (непримиримые) и неантагонистические (допускающие компромисс);
основные (между основными участниками конфликта) и неосновные (сопутствующие конфликту);
объективные (не зависящие от воли и сознания людей) и субъективные (определенные волей и сознанием людей) и т.д.

Точки зрения на проблему причин противоречий (конфликтов). 1. Концепция депривации 2. Конфликт интересов 3. Конфликт ценностей


Депривация

это эмоциональное состояние, характерной чертой которого является расхождение между ожиданиями и реально существующими возможностями для удовлетворения. Высокий уровень депривации становится усло­вием для возникновения конфликтной ситуации. На усиление, уменьшение или сохранение состояния депривации могут вли­ять время, а также соотношение ожиданий и возможностей их удовлетворить.

Росту депривации способствуют:


уменьшение средств для удовлетворения существующих потребностей и желаний, и такая ситуация часто возникает в про­цессе экономического кризиса;
значительно более быстрый рост ожиданий, потребностей и запросов по сравнению с ростом возможностей для их удовлет­ворения.

Конфликт ценностей


противоборство, основанное на столкновении интересов различных социальных субъектов.


Конфликт интересов

противоборство, основанное на расхождении обобщенных представлений людей относительно целей и норм своего поведения.

Классификация конфликтов:


по потребностям (ресурсные, статусно-ролевые, идейные);
по сферам деятельности (семейные, производственные, бытовые, политические, религиозные, школьные);
по количеству участников (кумулятивные – с постоянным количеством участников и высоким антагонизмом, перекрещивающиеся – с меняющимся количеством участников и умеренным антагонизмом);
по отношению к субъекту (внутриличностные, межгрупповые, межличностные, между личностью и группой ).

Типы конфликтов

По временным параметрам конфликты подразделяются на:


кратковременные, быстротечные, длительные, продолжающиеся иногда годами и десятилетиями, какими нередко бывают государственные, национальные и религиозные конфликты.

Типы конфликтов

По критерию результативности конфликты делятся на два типа:


конструктивные, нормальные, позитивные, при которых группы, где они происходят, сохраняют свою целостность, а отношения между членами группы — характер сотрудничества, кооперации;
деструктивные, патологические, негативные, когда взаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояний, борьбы, ведущей даже к разрушению и распаду организации.

Негативные последствия конфликта


Значительно ухудшает настроение
Приводит к насилию и гибели людей


Разрушает межличностные отношения, вызывает болезни
Может ухудшать качество индивидуальной деятельности
Способствует закреплению социальной пассивности личности
Нарушение системы отношений
Ухудшение социально-психологического климата
Ухудшение совместной деятельности
Снижение сплоченности группы

Конструктивные последствия конфликта


Устранение противоречия в отношениях
Более глубокое познание участниками конфликта друг друга
Ослабление психической напряженности
Способствование развитию личности
Улучшение качества деятельности
Повышение авторитета участника в случае его победы
Активизирует социальную жизнь
Высвечивает нерешенные проблемы
Актуализирует гуманистические ценности
Может способствовать сплочению группы перед внешней опасностью и др.

Позитивное значение конфликтов для личности


    стимулирует личностное развитие и освоение новых знаний с целью преодоления конфликтов в будущем;
    устраняет синдром покорности и равнодушия;
    получение новой информации по предмету конфликта и его участникам;
    оздоровление межличностных отношений, внесение ясности;
    расширение границ мировоззрения.

Конфликтогенность личности


нравственное качество личности отрицательного свойства, выражающее склонность человека к ссорам, неуступчивость, настойчивое утверждение своего мнения. Проявляется как бестактность, мнительность, повышенная требовательность, настойчивость, отстаивание своих позиций вопреки очевидности и т.п. поступках. Конфликтогенный человек все время порождает вокруг себя конфликты, а, следовательно, напряженную обстановку. Такой человек неудобен в коллективе и даже опасен, он несет с собой разрушительную силу. Чаще всего конфликтогенность свойственная людям либо с неустойчивой нервной системой, либо болезненно самолюбивым, либо с низким духовным потенциалом.

Конфликтогенность социума

деструктивный потенциал общества, связанный с нарушением сложившихся связей и отношений, ростом социальной напряженности, нарастающих противоречий в экономической и политической сферах, деградацией социальных отношений.

К. с. проявляется в социальной агрессии, направленной вовне и вовнутрь.

Диагностика конфликтогенности личности и социума



Системно-ситуационный анализ
Математическое моделирование
Анализ деятельности и поведения участников
Тесты К. Томаса, Леонгарда, Айзенка и др. личностные тесты
Методики, изучающие ценностные ориентации личности
Шкалы депрессий и пр.
Анализ документов
Наблюдение
Опрос
Социологические опросы
Социометрия
Эксперимент и др.

Объективные факторы и субъективные причины конфликтов в практической деятельности


1. Общие объективные факторы.

2. Организационно-управленческие причины конфликтов

3.Социально- психологические причины конфликтов

4. Личностные причины конфликтов

1. Общие объективные факторы:


постоянное и естественное столкновение различных интересов и целей людей недостаток или несправедливое распределение ресурсов, как материальных, так и духовных недостатки в организации производства (неблагоприятные условия труда, «штурмовщина»)
несовершенная система оплаты труда, отсутствие научно обоснованных критериев оценки качества труда отсутствие четкости в распределении обязанностей, неэффективные или устаревшие должностные инструкции, множественность социальных ролей на работе низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины существование традиционного конфликтного разрешения противоречий и проблем в нашем сознании отсутствие разработанных и внедренных в практическую деятельность человека нормативных цивилизованных процедур разрешения конфликтов

2. Организационно-управленческие причины конфликтов (до 70% конфликтов):


несоответствие структуры организации решаемым задачам нарушение функциональных связей организации с внешней средой, между структурными подразделениями, между сотрудниками несоответствие личностно-деловых качеств руководителя или работника занимаемой должности ошибочные или неэффективные управленческие решения руководителя нарушение служебной этики нарушение трудового законодательства невыполнение задач подчиненными

3.Социально- психологические причины конфликтов


возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации несбалансированное ролевое взаимодействие людей различие подходов к проблеме стремление к власти внутригрупповой фаворитизм ограниченные способности человека к децентрации (способности смотреть на проблему с различных точек зрения)

неэффективные коммуникации напряженные межличностные отношения несоответствие в оценке результатов деятельности и личности друг друга

психологическая несовместимость (4 уровня): А) психофизиологическая( запах, рост, телосложение, жесты, мужчина-женщина) Б) индивидуально- психологическая (темперамент, характер) В) социально- психологическая ( жизненные ценности, идеалы, мотивы, цели) Г) социальная (убеждения, мировоззрения, идеологические установки, религиозные предпочтения, различия в образовании, социальной принадлежности)

4. Личностные причины


субъективная оценка поведения партнера как недопустимого низкий индивидуальный уровень социально- психологической и конфликтологической компетентности человека низкая конфликтоустойчивость и стрессоустойчивость неразвитая эмпатия неадекватный уровень притязаний негативные проявления типа темперамента завышенная или заниженная самооценка акцентуация характера

Теория потребностей А. Маслоу и ее роль в объяснении причин конфликтов


Потребности

Объект удовлетворения потребностей

Тип конфликта

Материальные

Ресурсы

Ресурсный конфликт

Социальные

Статус в группе, роль в межличностных отношениях

Статусно-ролевой конфликт

Духовные

Идея, норма, принцип

Конфликт из-за идей, норм, принципов

Типы конфликтов в организациях


Внутриличностный конфликт.
Возникает, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу результатов его работы, что может происходить, в частности, из-за нарушения принципа единоначалия; когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.

Конфликт может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку.


Межличностный конфликт.


Межличностный конфликт.

В организациях чаще всего проявляется в виде борьбы людей за ограниченные ресурсы, статусы, место в управленческой иерархии, капитал, рабочую силу.

Может проявляться как столкновения между личностями с различными чертами характера, взглядами и ценностями.