Файл: Типология конфликтов. Основные причины конфликтов и споров. Особенности конфликтов в образовательном процессе .pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
к.п.н., доцент кафедры комплексной
безопасности и физической культуры
СОВРЕМЕННАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Росту депривации способствуют:
По временным параметрам конфликты подразделяются на:
По критерию результативности конфликты делятся на два типа:
Негативные последствия конфликта
Конструктивные последствия конфликта
Позитивное значение конфликтов для личности
К. с. проявляется в социальной агрессии, направленной вовне и вовнутрь.
Диагностика конфликтогенности личности и социума
Объективные факторы и субъективные причины конфликтов в практической деятельности
2. Организационно-управленческие причины конфликтов (до 70% конфликтов):
3.Социально- психологические причины конфликтов
Теория потребностей А. Маслоу и ее роль в объяснении причин конфликтов
Типы конфликтов в организациях
Конфликт может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку.
Моббинг (конфронтация со стороны коллег, начальства и т.п.)
Конфликт может возникнуть, если отдельная личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы
Причины конфликтов в организации
Различия в представлениях и ценностях.
Различия в манерах поведения и жизненном опыте.
Конфликтогенность – имманентное свойство личности
1. Предконфликтная (формирование конфликтной ситуации);
3. Открытый конфликт (собственно конфликт, апогей конфликта);
5. Постконфликтная (наличие послеконфликтной ситуации).
- возникновение объективной проблемой ситуации,
Эскалация конфликта (признаки)
1. Самостоятельно оппонентами:
Факторы, влияющие на конфликтность образовательной среды:
Особенности педагогического конфликта:
• различное понимание событий и их причин участниками;
• присутствие свидетелей придает педагогическому конфликту воспитательное значение;
Виды педагогических конфликтов
Виды педагогических конфликтов:
Типы педагогических конфликтов (по Самоукиной Н.В.)
Базовые потребности ученика в школе:
Педагогические конфликты с различными возрастными группами учащихся
Классификация конфликтов «учитель-ученик» (по М.Рыбаковой)
Специфические причины конфликтов «Учитель-ученик»
Объективные причины педагогических конфликтов
Субъективные причины педагогических конфликтов:
Причины конфликтов в триаде «Ученик-учитель-родитель»
Последствия конфликтов в триаде
Причины конфликтов Педагог - Родитель
Причины конфликтности взрослых (по А.Меняеву)
Типы реагирования педагогов на конфликты
Конфликты могут быть осложнены следующими факторами:
Типология конфликтов. Основные причины конфликтов и споров. Особенности конфликтов в образовательном процессе
© Жданова О.И.,
к.п.н., доцент кафедры комплексной
безопасности и физической культуры
СОВРЕМЕННАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Конфликт есть нормальное и естественное состояние общества.
Каждая личность конфликтогенна, то есть содержит определенный противоречивый потенциал.
Конфликты вечны и постоянны, имеют широкое распространение в обществе.
Конфликты как формы противоборства субъектов в своей основе содержат противоречиями объективного и субъективного характера.
Источники, природа, процесс и динамика конфликтов обусловлены типом общественной системы, социальной структурой, конкретной социальной ситуацией.
Конфликт выполняет в обществе не только деструктивные, но и конструктивные функции. отделить проблему от человека.
Конфликты являются постоянными источниками развития общества.
Общественные конфликты в основном управляемы.
Конфликт
способ разрешения противоречий, значимых для личности и возникающих в деловом и межличностном общении.
наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Противоречие – основной источник конфликта; взаимодействие противоположных взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, которые, вместе с тем, находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания.
Типы противоречий
внутренние (внутри структуры) и внешние (между различными структурами и системами);
антагонистические (непримиримые) и неантагонистические (допускающие компромисс);
основные (между основными участниками конфликта) и неосновные (сопутствующие конфликту);
объективные (не зависящие от воли и сознания людей) и субъективные (определенные волей и сознанием людей) и т.д.
Точки зрения на проблему причин противоречий (конфликтов). 1. Концепция депривации 2. Конфликт интересов 3. Конфликт ценностей
Депривация
это эмоциональное состояние, характерной чертой которого является расхождение между ожиданиями и реально существующими возможностями для удовлетворения. Высокий уровень депривации становится условием для возникновения конфликтной ситуации. На усиление, уменьшение или сохранение состояния депривации могут влиять время, а также соотношение ожиданий и возможностей их удовлетворить.Росту депривации способствуют:
уменьшение средств для удовлетворения существующих потребностей и желаний, и такая ситуация часто возникает в процессе экономического кризиса;
значительно более быстрый рост ожиданий, потребностей и запросов по сравнению с ростом возможностей для их удовлетворения.
Конфликт ценностей
противоборство, основанное на столкновении интересов различных социальных субъектов.
Конфликт интересов
противоборство, основанное на расхождении обобщенных представлений людей относительно целей и норм своего поведения.
Классификация конфликтов:
по потребностям (ресурсные, статусно-ролевые, идейные);
по сферам деятельности (семейные, производственные, бытовые, политические, религиозные, школьные);
по количеству участников (кумулятивные – с постоянным количеством участников и высоким антагонизмом, перекрещивающиеся – с меняющимся количеством участников и умеренным антагонизмом);
по отношению к субъекту (внутриличностные, межгрупповые, межличностные, между личностью и группой ).
Типы конфликтов
По временным параметрам конфликты подразделяются на:
кратковременные, быстротечные, длительные, продолжающиеся иногда годами и десятилетиями, какими нередко бывают государственные, национальные и религиозные конфликты.
Типы конфликтов
По критерию результативности конфликты делятся на два типа:
конструктивные, нормальные, позитивные, при которых группы, где они происходят, сохраняют свою целостность, а отношения между членами группы — характер сотрудничества, кооперации;
деструктивные, патологические, негативные, когда взаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояний, борьбы, ведущей даже к разрушению и распаду организации.
Негативные последствия конфликта
Значительно ухудшает настроение
Приводит к насилию и гибели людей
Разрушает межличностные отношения, вызывает болезни
Может ухудшать качество индивидуальной деятельности
Способствует закреплению социальной пассивности личности
Нарушение системы отношений
Ухудшение социально-психологического климата
Ухудшение совместной деятельности
Снижение сплоченности группы
Конструктивные последствия конфликта
Устранение противоречия в отношениях
Более глубокое познание участниками конфликта друг друга
Ослабление психической напряженности
Способствование развитию личности
Улучшение качества деятельности
Повышение авторитета участника в случае его победы
Активизирует социальную жизнь
Высвечивает нерешенные проблемы
Актуализирует гуманистические ценности
Может способствовать сплочению группы перед внешней опасностью и др.
Позитивное значение конфликтов для личности
- стимулирует личностное развитие и освоение новых знаний с целью преодоления конфликтов в будущем;
устраняет синдром покорности и равнодушия;
получение новой информации по предмету конфликта и его участникам;
оздоровление межличностных отношений, внесение ясности;
расширение границ мировоззрения.
Конфликтогенность личности
нравственное качество личности отрицательного свойства, выражающее склонность человека к ссорам, неуступчивость, настойчивое утверждение своего мнения. Проявляется как бестактность, мнительность, повышенная требовательность, настойчивость, отстаивание своих позиций вопреки очевидности и т.п. поступках. Конфликтогенный человек все время порождает вокруг себя конфликты, а, следовательно, напряженную обстановку. Такой человек неудобен в коллективе и даже опасен, он несет с собой разрушительную силу. Чаще всего конфликтогенность свойственная людям либо с неустойчивой нервной системой, либо болезненно самолюбивым, либо с низким духовным потенциалом.
Конфликтогенность социума
деструктивный потенциал общества, связанный с нарушением сложившихся связей и отношений, ростом социальной напряженности, нарастающих противоречий в экономической и политической сферах, деградацией социальных отношений.К. с. проявляется в социальной агрессии, направленной вовне и вовнутрь.
Диагностика конфликтогенности личности и социума
Системно-ситуационный анализ
Математическое моделирование
Анализ деятельности и поведения участников
Тесты К. Томаса, Леонгарда, Айзенка и др. личностные тесты
Методики, изучающие ценностные ориентации личности
Шкалы депрессий и пр.
Анализ документов
Наблюдение
Опрос
Социологические опросы
Социометрия
Эксперимент и др.
Объективные факторы и субъективные причины конфликтов в практической деятельности
1. Общие объективные факторы.
2. Организационно-управленческие причины конфликтов
3.Социально- психологические причины конфликтов
4. Личностные причины конфликтов
1. Общие объективные факторы:
постоянное и естественное столкновение различных интересов и целей людей недостаток или несправедливое распределение ресурсов, как материальных, так и духовных недостатки в организации производства (неблагоприятные условия труда, «штурмовщина»)
несовершенная система оплаты труда, отсутствие научно обоснованных критериев оценки качества труда отсутствие четкости в распределении обязанностей, неэффективные или устаревшие должностные инструкции, множественность социальных ролей на работе низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины существование традиционного конфликтного разрешения противоречий и проблем в нашем сознании отсутствие разработанных и внедренных в практическую деятельность человека нормативных цивилизованных процедур разрешения конфликтов
2. Организационно-управленческие причины конфликтов (до 70% конфликтов):
несоответствие структуры организации решаемым задачам нарушение функциональных связей организации с внешней средой, между структурными подразделениями, между сотрудниками несоответствие личностно-деловых качеств руководителя или работника занимаемой должности ошибочные или неэффективные управленческие решения руководителя нарушение служебной этики нарушение трудового законодательства невыполнение задач подчиненными
3.Социально- психологические причины конфликтов
возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации несбалансированное ролевое взаимодействие людей различие подходов к проблеме стремление к власти внутригрупповой фаворитизм ограниченные способности человека к децентрации (способности смотреть на проблему с различных точек зрения)
неэффективные коммуникации напряженные межличностные отношения несоответствие в оценке результатов деятельности и личности друг друга
психологическая несовместимость (4 уровня): А) психофизиологическая( запах, рост, телосложение, жесты, мужчина-женщина) Б) индивидуально- психологическая (темперамент, характер) В) социально- психологическая ( жизненные ценности, идеалы, мотивы, цели) Г) социальная (убеждения, мировоззрения, идеологические установки, религиозные предпочтения, различия в образовании, социальной принадлежности)
4. Личностные причины
субъективная оценка поведения партнера как недопустимого низкий индивидуальный уровень социально- психологической и конфликтологической компетентности человека низкая конфликтоустойчивость и стрессоустойчивость неразвитая эмпатия неадекватный уровень притязаний негативные проявления типа темперамента завышенная или заниженная самооценка акцентуация характера
Теория потребностей А. Маслоу и ее роль в объяснении причин конфликтов
Потребности | Объект удовлетворения потребностей | Тип конфликта |
Материальные | Ресурсы | Ресурсный конфликт |
Социальные | Статус в группе, роль в межличностных отношениях | Статусно-ролевой конфликт |
Духовные | Идея, норма, принцип | Конфликт из-за идей, норм, принципов |
Типы конфликтов в организациях
Внутриличностный конфликт.
Возникает, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу результатов его работы, что может происходить, в частности, из-за нарушения принципа единоначалия; когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.
Конфликт может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку.
Межличностный конфликт.
Межличностный конфликт.