Файл: Типология конфликтов. Основные причины конфликтов и споров. Особенности конфликтов в образовательном процессе .pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
к.п.н., доцент кафедры комплексной
безопасности и физической культуры
СОВРЕМЕННАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Росту депривации способствуют:
По временным параметрам конфликты подразделяются на:
По критерию результативности конфликты делятся на два типа:
Негативные последствия конфликта
Конструктивные последствия конфликта
Позитивное значение конфликтов для личности
К. с. проявляется в социальной агрессии, направленной вовне и вовнутрь.
Диагностика конфликтогенности личности и социума
Объективные факторы и субъективные причины конфликтов в практической деятельности
2. Организационно-управленческие причины конфликтов (до 70% конфликтов):
3.Социально- психологические причины конфликтов
Теория потребностей А. Маслоу и ее роль в объяснении причин конфликтов
Типы конфликтов в организациях
Конфликт может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку.
Моббинг (конфронтация со стороны коллег, начальства и т.п.)
Конфликт может возникнуть, если отдельная личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы
Причины конфликтов в организации
Различия в представлениях и ценностях.
Различия в манерах поведения и жизненном опыте.
Конфликтогенность – имманентное свойство личности
1. Предконфликтная (формирование конфликтной ситуации);
3. Открытый конфликт (собственно конфликт, апогей конфликта);
5. Постконфликтная (наличие послеконфликтной ситуации).
- возникновение объективной проблемой ситуации,
Эскалация конфликта (признаки)
1. Самостоятельно оппонентами:
Факторы, влияющие на конфликтность образовательной среды:
Особенности педагогического конфликта:
• различное понимание событий и их причин участниками;
• присутствие свидетелей придает педагогическому конфликту воспитательное значение;
Виды педагогических конфликтов
Виды педагогических конфликтов:
Типы педагогических конфликтов (по Самоукиной Н.В.)
Базовые потребности ученика в школе:
Педагогические конфликты с различными возрастными группами учащихся
Классификация конфликтов «учитель-ученик» (по М.Рыбаковой)
Специфические причины конфликтов «Учитель-ученик»
Объективные причины педагогических конфликтов
Субъективные причины педагогических конфликтов:
Причины конфликтов в триаде «Ученик-учитель-родитель»
Последствия конфликтов в триаде
Причины конфликтов Педагог - Родитель
Причины конфликтности взрослых (по А.Меняеву)
Типы реагирования педагогов на конфликты
Конфликты могут быть осложнены следующими факторами:
Базовые потребности ученика в школе:
ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальная состоятельность), строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность), вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в деятельности).
Педагогические конфликты с различными возрастными группами учащихся
В начальной школе – конфликты этики, связанные с нарушениями учителем педагогического такта или вызванные неадекватной оценкой неуспеваемости.
В средней школе – конфликты, связанные с нарушением дидактического взаимодействия и низким профессионализмом учителя (излишнее дисциплинирование, методические ошибки, нарушение этики, конфликтное поведение учителя)
Классификация конфликтов «учитель-ученик» (по М.Рыбаковой)
действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнением им внеучебных заданий;
поведение (поступки) учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее;
отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.
Специфические причины конфликтов «Учитель-ученик»
Недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя, проявляющийся:
в недостатке знаний, эрудиции;
в неумении организовать познавательный интерес учащихся к своему предмету;
в манипуляции отметками;
в «навешивании ярлыков»;
в акцентуации психологических недостатков ученика;
в неумении организовать занятия со всеми учащимися
Нарушение школьных требований учащимися (неподготовленность уроков, умышленное нарушение дисциплины, пропуск уроков без уважительных причин)
Объективные причины педагогических конфликтов
Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребенка;
Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого-учить, задача второго – учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним);
Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.);
Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема «отцов и детей»);
Зависимость ученика от учителя;
Необходимость оценивания учащихся учителем;
Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах;
Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми;
Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни;
Социальная нестабильность и др.
Субъективные причины педагогических конфликтов:
Психологическая несовместимость учителя и ученика;
Наличие у учителя или ученика определенных черт характера, определяющих т.н. «конфликтную личность» (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жесткость, придирчивость, скептицизм и т.д.)
Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика;
Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика;
Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований;
Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определенных профессиональных способностей);
Наличие у учителя или ученика серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса;
Чрезмерная загруженность учителя или ученика;
Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе;
Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем и др.
Причины конфликтов в триаде «Ученик-учитель-родитель»
Несоблюдение режимных моментов образовательного процесса
Отсутствие объективности во взаимоотношениях
Некомпетентность
Противопоставление функционально-ролевых позиций
Стиль общения, взаимодействия, недостаточная коммуникативная компетентность
Рассогласование ценностей, различия в жизненном опыте
Социальная нестабильность, различие социальных статусов
Наличие личностных характерологических особенностей, способствующих возникновению конфликтных ситуаций
Наличие серьезных личных проблем
Последствия конфликтов в триаде
Ухудшение положения ребенка
Нервозность в детском и педагогическом коллективах
Ухудшение взаимоотношений между родителями и педагогами в целом
Травмирование ребенка
Стресс
……..
Причины конфликтов Педагог - Родитель
разные уровни общей и педагогической культуры;
несогласованность стратегии и тактики воспитания («педагогический разнобой»);
непонимание родителями сложности образовательного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов;
различия в отношении к ребенку как к личности. Со стороны родителей это превалирование отцовского или материнского чувства. Педагог, прежде всего, реализует свой социальный статус воспитателя. Однако служебно-официальный характер общения педагога с обучающимися, как правило, не дает результатов;
отрицательное отношение родителей к образовательному учреждению, иждивенческая позиция семьи («старые счеты», взгляды «высокооплачиваемых родителей» на «бедного» педагога как на человека из сферы обслуживания, претензии типа «вуз, а не семья обязана...»);
столкновение двух лидеров, претендующих на главенство своей точки зрения;
профессиональная некомпетентность педагогов (низкий уровень подготовки, завышенные требования к обучающимся)
Причины конфликтности взрослых (по А.Меняеву)
Взаимодействие консерватизма взрослых и новых культурных ценностей детей;
Недостаточный культурный уровень взрослых (грубость, бестактность и т.п.), его несоответствие уровню культуры народа;
Изменения в психике педагогов или родителей, возникающие в процессе накопления опыта систематического управления поведением ребенка; эти изменения можно образно назвать «развращением властью» – привычка постоянно запрещать, приказывать, поправлять, понуждать, упрекать, выговаривать, словом, «воспитывать» в строгости, покорности и дисциплине.
Типы реагирования педагогов на конфликты
Репрессивные меры;
Игнорирование конфликта;
Ролевое воздействие;
Выяснение мотивов;
Стимул к собственному изменению;
Рефлексия (в т.ч., Я-сообщение)
Конфликты могут быть осложнены следующими факторами:
Настроение учителя при взаимодействии с детьми;
Отсутствие интереса к работе и педагогических способностей;
Жизненное неблагополучие педагога;
Общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.
недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций, ведь школа — модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
различие в жизненном опыте участников обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику — справиться с эмоциями;
присутствие других учеников делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности;
ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;
конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить (А.И. Шипилов)
Невозможность педагога прогнозировать на уроке поведение учащихся, неожиданность их поступков нарушает ход занятия, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»; недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тоне общения;
Свидетелями ситуаций являются другие, и педагог стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;
Педагогом, как правило, оценивается не отдельный поступок учащегося, а его личность. Такая оценка часто определяет отношение к подростку других учителей и сверстников и взаимоотношения учителя и родителя;
Оценка учащегося нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;
Педагог затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать подростка. Мотивируя это тем, что излишняя строгость не повредит;
Характер отношений, которые сложились между педагогом и отдельными учащимися, личностные качества и нестандартное поведение последних либо перенос не сложившихся отношений с родителями на ученика;
Личностные качества педагога (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.)
Специфические причины конфликтов Учитель - учитель
Конфликты, обусловленные особенностью отношений субъектов педагогических конфликтов:
между молодыми педагогами и педагогами со стажем работы;
между учителями, преподающими разные предметы;
между учителями, преподающими один и тот же предмет;
между учителя, имеющими звание, должностной статус, и не имеющими их;
между учителями начальных классов и среднего звена;
между учителями, чьи дети учатся в одной школе и др.
Конфликты, «провоцируемые» (чаще непреднамеренно) администрацией учебного заведения:
необъективное или неравномерное распределение ресурсов (к примеру, кабинетов, материально-технических средств);
неудачный подбор учителей в одной параллели с точки зрения их психологической совместимости;
косвенное «сталкивание» учителей (сравнение классов (групп) по успеваемости, исполнительской дисциплине, возвышение учителя за счет унижения другого или сравнение с кем-либо).
Специфические причины конфликтов Учитель - администратор
Конфликты, связанные с организацией труда учителей:
недостаточно четкое разграничение между самими администраторами сферы управленческого влияния, часто приводящее к «двойному» подчинению педагога;
жесткая регламентация школьной жизни, оценочно-императивный характер применения требований;
перекладывание на учителя «чужих» обязанностей;
незапланированные (неожиданные) формы контроля за деятельностью учителя
Конфликты, возникающие из-за стиля руководства:
неадекватность стиля руководства коллективом уровню его социального развития;
недооценка руководителем профессионального честолюбия педагога;
нарушение психолого-дидактических принципов морального и материального стимулирования труда учителя;
неравномерная загруженность педагогов общественными поручениями;
нарушение принципа индивидуального подхода к личности педагога