Файл: Типология конфликтов. Основные причины конфликтов и споров. Особенности конфликтов в образовательном процессе .pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Типология конфликтов. Основные причины конфликтов и споров. Особенности конфликтов в образовательном процессе

© Жданова О.И.,

к.п.н., доцент кафедры комплексной

безопасности и физической культуры

СОВРЕМЕННАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ 

Конфликт

Типы противоречий

Точки зрения на проблему причин противоречий (конфликтов). 1. Концепция депривации 2. Конфликт интересов 3. Конфликт ценностей

Депривация

Росту депривации способствуют:

Конфликт ценностей

Классификация конфликтов:

Типы конфликтов

По временным параметрам конфликты подразделяются на:

Типы конфликтов

По критерию результативности конфликты делятся на два типа:

Негативные последствия конфликта

Конструктивные последствия конфликта

Позитивное значение конфликтов для личности

Конфликтогенность личности

Конфликтогенность социума

К. с. проявляется в социальной агрессии, направленной вовне и вовнутрь.

Диагностика конфликтогенности личности и социума

Объективные факторы и субъективные причины конфликтов в практической деятельности

1. Общие объективные факторы:

2. Организационно-управленческие причины конфликтов (до 70% конфликтов):

3.Социально- психологические причины конфликтов

4. Личностные причины

Теория потребностей А. Маслоу и ее роль в объяснении причин конфликтов

Типы конфликтов в организациях

Конфликт может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку.

Межличностный конфликт.

В организациях чаще всего проявляется в виде борьбы людей за ограниченные ресурсы, статусы, место в управленческой иерархии, капитал, рабочую силу.

Может проявляться как столкновения между личностями с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

Моббинг (конфронтация со стороны коллег, начальства и т.п.)

Конфликт может возникнуть, если отдельная личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы

Межгрупповой конфликт.

Причины конфликтов в организации

Различия в целях. В организациях специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять больше внимания их достижению, чем достижению общих целей.

Различия в представлениях и ценностях.

Различия в манерах поведения и жизненном опыте.

Конфликты инновационные

+

конфликтное взаимодействие

Конфликтогенность – имманентное свойство личности

Структура конфликта

Участники конфликта:

Угроза в конфликте - это выражение одной стороной намерения вести себя во вред интересам другой стороны в зависимости от того, будет или не будет другая сторона выполнять требуемое от нее. 

Образы конфликта

Стадии динамики конфликта:

1. Предконфликтная (формирование конфликтной ситуации);

2. Эскалация конфликта;

3. Открытый конфликт (собственно конфликт, апогей конфликта);

4. Завершение конфликта;

5. Постконфликтная (наличие послеконфликтной ситуации).

Начало конфликта

Стадии конфликта

- возникновение объективной проблемой ситуации,

Эскалация конфликта (признаки)

Завершение конфликта

1. Самостоятельно оппонентами:

Педагогический конфликт

Факторы, влияющие на конфликтность образовательной среды:

Особенности педагогического конфликта:

• профессиональная ответственность преподавателя за педагогически правильное решение педагогической ситуации;

• участники конфликта имеют разный социальный статус, который определяет поведение сторон в конфликте;

• разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождая разную ответственность за ошибки при его разрешении;

• различное понимание событий и их причин участниками;

• педагогу не всегда удается понять глубину переживаний воспитанников, а воспитаннику справляться со своими эмоциями;

• присутствие свидетелей придает педагогическому конфликту воспитательное значение;

• профессиональная позиция преподавателя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу по его разрешению

Виды педагогических конфликтов

Виды педагогических конфликтов:

Типы педагогических конфликтов (по Самоукиной Н.В.)

Причины детских конфликтов

Базовые потребности ученика в школе:

Педагогические конфликты с различными возрастными группами учащихся

Классификация конфликтов «учитель-ученик» (по М.Рыбаковой)

Специфические причины конфликтов «Учитель-ученик»

Объективные причины педагогических конфликтов

Субъективные причины педагогических конфликтов:

Причины конфликтов в триаде «Ученик-учитель-родитель»

Последствия конфликтов в триаде

Причины конфликтов Педагог - Родитель

Причины конфликтности взрослых (по А.Меняеву)

Типы реагирования педагогов на конфликты

Конфликты могут быть осложнены следующими факторами:

Специфические причины конфликтов Учитель - учитель

Специфические причины конфликтов Учитель - администратор

Моббинг (конфронтация со стороны коллег, начальства и т.п.)


Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки, каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и тем самым удовлетворить свои социальные и материальные потребности.

Конфликт может возникнуть, если отдельная личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы

Межгрупповой конфликт.

Возникают между группами (формальными и неформальными). Часто происходят между линейным и штабным персоналом, между функциональными группами (например, между отделом сбыта и производства по поводу количества произведенной продукции)
Вертикальные конфликты (руководитель-подчиненный)
Горизонтальные конфликты (между работниками, подразделениями, статусные и ролевые конфликты в группе)
Диагональные (между работниками, напрямую не находящимися в соподчинении)

Причины конфликтов в организации

Распределение ресурсов. В любых организациях ресурсы ограничены, поэтому руководство должно решать, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к конфликтам. Взаимозависимость задач. Поскольку организации являются системами из взаимосвязанных элементов, при неадекватной работе одного элемента взаимозависимость задач может стать причиной конфликта. Некоторые типы организационных структур также увеличивают возможность конфликта, например, при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия.

Различия в целях. В организациях специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять больше внимания их достижению, чем достижению общих целей.

Различия в представлениях и ценностях.

Различия в манерах поведения и жизненном опыте.

Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта – конфликты часто возникают из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей

Конфликты инновационные


Типы межличностных отношений в коллективе

Причины возникновения конфликтных ситуаций и конфликтов

Правовые

Нарушение законов, прав, невыполнение обязанностей со стороны руководителя или со стороны членов коллектива

Финансовые (материальные)

Нарушение финансовой дисциплины. Использование государственных средств, средств организации в личных целях, не по назначению


Типы межличностных отношений в коллективе

Причины возникновения конфликтных ситуаций и конфликтов

Организационно-управленческие

Недостатки руководителя, обусловленные нарушением, невыполнением своих организационно-распорядительных, управленческих функций, норм, принципов, установленных правил

Типы межличностных отношений в коллективе

Причины возникновения конфликтных ситуаций и конфликтов

Коммуникативные

Несоблюдение норм делового и неформального общения

Оценочные

Необъективная оценка труда, поведения отдельных лиц и групп

Типы межличностных отношений в коллективе

Причины возникновения конфликтных ситуаций и конфликтов

Психологические

Психологическая несовместимость.

Предвзятая негативная установка.

Характерологические недостатки отдельных членов коллектива

Типы межличностных отношений в коллективе

Причины возникновения конфликтных ситуаций и конфликтов

Нравственные

Нарушение нравственных норм(нечестность, грубость, низкая этическая культура)

Идейные

Принципиальные расхождения в идейных взглядах, убеждениях

Типы межличностных отношений в коллективе

Причины возникновения конфликтных ситуаций и конфликтов

Ценностные

Принципиальные расхождения в ценностях

( справедливость, порядочность, счастье, достоинство, честь)

Межнацио-

нальные

Оскорбление национальных чувств, пренебрежение национальными традициями, унижение национального достоинства, ущемление прав

Упреждение конфликта – в узком смысле слова заключа­ется в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкно­вения, разрешению противоречия неконфликтными способа­ми.
Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.


Регулирование (управление) конфликтом – это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или по коррекции поведения участников конфликта, изменению их целей. Это деятельность направлена на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.

+

конфликтное взаимодействие

Конфликтогенность – имманентное свойство личности


Конфликтная ситуация – стечение условий и обстоятельств, создающих реальную основу для развертывания противостояния или противоборства сторон в форме конфликта.
Конфликтное взаимодействие – поведение (противоборство) людей (групп, обществ и пр.) в конфликте.

Структура конфликта


совокупность устойчивых связей конфликта.

Участники конфликта:

противоборствующие стороны подстрекатели пособники организаторы посредники

Угроза в конфликте - это выражение одной стороной намерения вести себя во вред интересам другой стороны в зависимости от того, будет или не будет другая сторона выполнять требуемое от нее. 



Субъекты (контрагенты) конфликта – участники (стороны, оппоненты) конфликтного столкновения или противоборства, преследующие свои интересы.
База конфликта – это субъекты К + объект К
Объект – то, по поводу чего у субъекта возникают или могут возникать притязания; материальные или не материальные ресурсы.
Предмет – это содержание самого притязания, т.е. внутренняя субъективная причина, побуждающая субъект к конфликтным отношениям.
Элементы микро- и макросреды, связанные с конфликтом
Инцидент – действие, вызывающее конфликт.


Б К

А О

З Н

А Ф

Л

И

К

Т

А

СУБЪЕКТ-1

СУБЪЕКТ-2

ОБЪЕКТ

ИНЦИДЕНТ

Конфликтное

взаимодействие

КОНТРАГЕНТ-1

КОНТРАГЕНТ-2

П

Р

О

Т

И

В

О

Р

Е

Ч

И

Е

ПРЕДМЕТ

К О Н Ф Л И К Т Н А Я С И Т У А Ц И Я

Образы конфликта


особенности восприятия конфликтной ситуации

Стадии динамики конфликта:

1. Предконфликтная (формирование конфликтной ситуации);

2. Эскалация конфликта;

3. Открытый конфликт (собственно конфликт, апогей конфликта);

4. Завершение конфликта;

5. Постконфликтная (наличие послеконфликтной ситуации).


Начало конфликта


Первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику
Второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия направлены против его интересов
В связи с этим оппонент предпринимает ответные действия против первого участника

Стадии конфликта


Латентная (предконфликт):

- возникновение объективной проблемой ситуации,

осознание проблемной ситуации объектами взаимодействия, попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами, возникновение предконфликтной ситуации.
Открытая (противодействие, собственно конфликт):
инцидент (первое столкновение сторон);
эскалация конфликта (резкая интенсификация борьбы);
сбалансированное противодействие (противодействие сохраняется, но интенсивность падает);
завершения конфликта (переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта)
Послеконфликтная (частичная или полная нормализация отношений)

Эскалация конфликта (признаки)


Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности
Вытеснение адекватного восприятия другого образом врага (недоверие, возложение вины на врага, негативное ожидание, отождествление со злом, деиндивидуализация, отказ в сочувствии)
Рост эмоционального напряжения
Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам
Рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация
Применение насилия
Потеря первоначального предмета разногласий
Расширение границ конфликта
Увеличение числа участников

Завершение конфликта

1. Самостоятельно оппонентами:


Затухание конфликта:
потеря мотива к борьбе переориентация мотива истощение ресурсов, сил
Разрешение конфликта:
сотрудничество компромисс уступки одной из сторон


2. Вмешательство третьих лиц:

Урегулирование конфликта:
сотрудничество компромисс уступки одной из сторон
Устранение причин конфликта:
перевод одного или более оппонентов на другое место работы (увольнение)
изъятие объекта конфликта устранение дефицита объекта конфликта

Педагогический конфликт


конфликтное взаимодействие между субъектами образовательного процесса.


Факторы, влияющие на конфликтность образовательной среды:


женский, в основном, педагогический состав;
специфика возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек);
характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении;
морально-психологический климат в коллективе;
сложившаяся система отношений и деятельности в группе, саду, классе, школе;
жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.

Особенности педагогического конфликта:

• профессиональная ответственность преподавателя за педагогически правильное решение педагогической ситуации;

• участники конфликта имеют разный социальный статус, который определяет поведение сторон в конфликте;

• разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождая разную ответственность за ошибки при его разрешении;

• различное понимание событий и их причин участниками;

• педагогу не всегда удается понять глубину переживаний воспитанников, а воспитаннику справляться со своими эмоциями;

• присутствие свидетелей придает педагогическому конфликту воспитательное значение;

• профессиональная позиция преподавателя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу по его разрешению

Виды педагогических конфликтов


Педагог – воспитанник
Воспитанник – воспитанник
Педагог – педагог
Педагог –администратор
Педагог - родитель

Виды педагогических конфликтов:


Ученик-ученик
Ученик-учитель
Ученик-родители
Ученик-администратор
Учитель-учитель
Учитель-родители
Учитель-администратор
Родители-родители
Родители-администратор
Администратор-администратор

Типы педагогических конфликтов (по Самоукиной Н.В.)


Мотивационные конфликты, обусловленные слабой мотивацией учебной деятельности;
Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе;
Конфликты взаимодействия – учитель-ученик, учитель-директор, учитель-родитель и т.п.

Причины детских конфликтов


У младших детей – чаще всего из-за игрушек
У детей среднего возраста – из-за ролей
У старших дошкольников – из-за правил игры
Ресурсы
Дисциплина
Трудности в общении