Файл: Типология конфликтов. Основные причины конфликтов и споров. Особенности конфликтов в образовательном процессе .pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Типология конфликтов. Основные причины конфликтов и споров. Особенности конфликтов в образовательном процессе

© Жданова О.И.,

к.п.н., доцент кафедры комплексной

безопасности и физической культуры

СОВРЕМЕННАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ 

Конфликт

Типы противоречий

Точки зрения на проблему причин противоречий (конфликтов). 1. Концепция депривации 2. Конфликт интересов 3. Конфликт ценностей

Депривация

Росту депривации способствуют:

Конфликт ценностей

Классификация конфликтов:

Типы конфликтов

По временным параметрам конфликты подразделяются на:

Типы конфликтов

По критерию результативности конфликты делятся на два типа:

Негативные последствия конфликта

Конструктивные последствия конфликта

Позитивное значение конфликтов для личности

Конфликтогенность личности

Конфликтогенность социума

К. с. проявляется в социальной агрессии, направленной вовне и вовнутрь.

Диагностика конфликтогенности личности и социума

Объективные факторы и субъективные причины конфликтов в практической деятельности

1. Общие объективные факторы:

2. Организационно-управленческие причины конфликтов (до 70% конфликтов):

3.Социально- психологические причины конфликтов

4. Личностные причины

Теория потребностей А. Маслоу и ее роль в объяснении причин конфликтов

Типы конфликтов в организациях

Конфликт может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку.

Межличностный конфликт.

В организациях чаще всего проявляется в виде борьбы людей за ограниченные ресурсы, статусы, место в управленческой иерархии, капитал, рабочую силу.

Может проявляться как столкновения между личностями с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

Моббинг (конфронтация со стороны коллег, начальства и т.п.)

Конфликт может возникнуть, если отдельная личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы

Межгрупповой конфликт.

Причины конфликтов в организации

Различия в целях. В организациях специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять больше внимания их достижению, чем достижению общих целей.

Различия в представлениях и ценностях.

Различия в манерах поведения и жизненном опыте.

Конфликты инновационные

+

конфликтное взаимодействие

Конфликтогенность – имманентное свойство личности

Структура конфликта

Участники конфликта:

Угроза в конфликте - это выражение одной стороной намерения вести себя во вред интересам другой стороны в зависимости от того, будет или не будет другая сторона выполнять требуемое от нее. 

Образы конфликта

Стадии динамики конфликта:

1. Предконфликтная (формирование конфликтной ситуации);

2. Эскалация конфликта;

3. Открытый конфликт (собственно конфликт, апогей конфликта);

4. Завершение конфликта;

5. Постконфликтная (наличие послеконфликтной ситуации).

Начало конфликта

Стадии конфликта

- возникновение объективной проблемой ситуации,

Эскалация конфликта (признаки)

Завершение конфликта

1. Самостоятельно оппонентами:

Педагогический конфликт

Факторы, влияющие на конфликтность образовательной среды:

Особенности педагогического конфликта:

• профессиональная ответственность преподавателя за педагогически правильное решение педагогической ситуации;

• участники конфликта имеют разный социальный статус, который определяет поведение сторон в конфликте;

• разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождая разную ответственность за ошибки при его разрешении;

• различное понимание событий и их причин участниками;

• педагогу не всегда удается понять глубину переживаний воспитанников, а воспитаннику справляться со своими эмоциями;

• присутствие свидетелей придает педагогическому конфликту воспитательное значение;

• профессиональная позиция преподавателя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу по его разрешению

Виды педагогических конфликтов

Виды педагогических конфликтов:

Типы педагогических конфликтов (по Самоукиной Н.В.)

Причины детских конфликтов

Базовые потребности ученика в школе:

Педагогические конфликты с различными возрастными группами учащихся

Классификация конфликтов «учитель-ученик» (по М.Рыбаковой)

Специфические причины конфликтов «Учитель-ученик»

Объективные причины педагогических конфликтов

Субъективные причины педагогических конфликтов:

Причины конфликтов в триаде «Ученик-учитель-родитель»

Последствия конфликтов в триаде

Причины конфликтов Педагог - Родитель

Причины конфликтности взрослых (по А.Меняеву)

Типы реагирования педагогов на конфликты

Конфликты могут быть осложнены следующими факторами:

Специфические причины конфликтов Учитель - учитель

Специфические причины конфликтов Учитель - администратор

Ценности и потребности

Базовые потребности ученика в школе:


ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальная состоятельность), строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность), вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в деятельности).

Педагогические конфликты с различными возрастными группами учащихся


В начальной школе – конфликты этики, связанные с нарушениями учителем педагогического такта или вызванные неадекватной оценкой неуспеваемости.
В средней школе – конфликты, связанные с нарушением дидактического взаимодействия и низким профессионализмом учителя (излишнее дисциплинирование, методические ошибки, нарушение этики, конфликтное поведение учителя)

Классификация конфликтов «учитель-ученик» (по М.Рыбаковой)


действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнением им внеучебных заданий;
поведение (поступки) учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее;
отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

Специфические причины конфликтов «Учитель-ученик»


Недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя, проявляющийся:
в недостатке знаний, эрудиции;
в неумении организовать познавательный интерес учащихся к своему предмету;
в манипуляции отметками;
в «навешивании ярлыков»;
в акцентуации психологических недостатков ученика;
в неумении организовать занятия со всеми учащимися
Нарушение школьных требований учащимися (неподготовленность уроков, умышленное нарушение дисциплины, пропуск уроков без уважительных причин)

Объективные причины педагогических конфликтов


Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребенка;
Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого-учить, задача второго – учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним);
Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.);

Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема «отцов и детей»);
Зависимость ученика от учителя;
Необходимость оценивания учащихся учителем;
Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах;
Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми;
Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни;
Социальная нестабильность и др.

Субъективные причины педагогических конфликтов:


Психологическая несовместимость учителя и ученика;
Наличие у учителя или ученика определенных черт характера, определяющих т.н. «конфликтную личность» (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жесткость, придирчивость, скептицизм и т.д.)
Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика;
Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика;
Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований;
Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определенных профессиональных способностей);
Наличие у учителя или ученика серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса;
Чрезмерная загруженность учителя или ученика;
Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе;
Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем и др.

Причины конфликтов в триаде «Ученик-учитель-родитель»


Несоблюдение режимных моментов образовательного процесса
Отсутствие объективности во взаимоотношениях
Некомпетентность
Противопоставление функционально-ролевых позиций
Стиль общения, взаимодействия, недостаточная коммуникативная компетентность
Рассогласование ценностей, различия в жизненном опыте
Социальная нестабильность, различие социальных статусов
Наличие личностных характерологических особенностей, способствующих возникновению конфликтных ситуаций
Наличие серьезных личных проблем



Последствия конфликтов в триаде


Ухудшение положения ребенка
Нервозность в детском и педагогическом коллективах
Ухудшение взаимоотношений между родителями и педагогами в целом
Травмирование ребенка
Стресс
……..

Причины конфликтов Педагог - Родитель


разные уровни общей и педагогической культуры;
несогласованность стратегии и тактики воспитания («педагогический разнобой»);
непонимание родителями сложности образовательного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов;
различия в отношении к ребенку как к личности. Со стороны родителей это превалирование отцовского или материнского чув­ства. Педагог, прежде всего, реализует свой социальный статус воспи­тателя. Однако служебно-официальный характер общения педагога с обучающимися, как правило, не дает результатов;
отрицательное отношение родителей к образовательному учреждению, иждивенческая позиция семьи («старые счеты», взгляды «высокооплачиваемых родителей» на «бедного» педагога как на человека из сферы обслужи­вания, претензии типа «вуз, а не семья обязана...»);
столкновение двух лидеров, претендующих на главенство своей точки зрения;
профессиональная некомпетентность педагогов (низкий уро­вень подготовки, завышенные требования к обучающимся)

Причины конфликтности взрослых (по А.Меняеву)


Взаимодействие консерватизма взрослых и новых культурных ценностей детей;
Недостаточный культурный уровень взрослых (грубость, бестактность и т.п.), его несоответствие уровню культуры народа;
Изменения в психике педагогов или родителей, возникающие в процессе накопления опыта систематического управления поведением ребенка; эти изменения можно образно назвать «развращением властью» – привычка постоянно запрещать, приказывать, поправлять, понуждать, упрекать, выговаривать, словом, «воспитывать» в строгости, покорности и дисциплине.

Типы реагирования педагогов на конфликты


Репрессивные меры;
Игнорирование конфликта;
Ролевое воздействие;
Выяснение мотивов;
Стимул к собственному изменению;
Рефлексия (в т.ч., Я-сообщение)

Конфликты могут быть осложнены следующими факторами:


Настроение учителя при взаимодействии с детьми;

Отсутствие интереса к работе и педагогических способностей;
Жизненное неблагополучие педагога;
Общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.


недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций, ведь школа — модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
различие в жизненном опыте участников обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику — справиться с эмоциями;
присутствие других учеников делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности;
ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;
конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить (А.И. Шипилов)


Невозможность педагога прогнозировать на уроке поведение учащихся, неожиданность их поступков нарушает ход занятия, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»; недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тоне общения;
Свидетелями ситуаций являются другие, и педагог стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;
Педагогом, как правило, оценивается не отдельный поступок учащегося, а его личность. Такая оценка часто определяет отношение к подростку других учителей и сверстников и взаимоотношения учителя и родителя;
Оценка учащегося нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;
Педагог затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать подростка. Мотивируя это тем, что излишняя строгость не повредит;

Характер отношений, которые сложились между педагогом и отдельными учащимися, личностные качества и нестандартное поведение последних либо перенос не сложившихся отношений с родителями на ученика;
Личностные качества педагога (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.)

Специфические причины конфликтов Учитель - учитель


Конфликты, обусловленные особенностью отношений субъектов педагогических конфликтов:
между молодыми педагогами и педагогами со стажем работы;
между учителями, преподающими разные предметы;
между учителями, преподающими один и тот же предмет;
между учителя, имеющими звание, должностной статус, и не имеющими их;
между учителями начальных классов и среднего звена;
между учителями, чьи дети учатся в одной школе и др.
Конфликты, «провоцируемые» (чаще непреднамеренно) администрацией учебного заведения:
необъективное или неравномерное распределение ресурсов (к примеру, кабинетов, материально-технических средств);
неудачный подбор учителей в одной параллели с точки зрения их психологической совместимости;
косвенное «сталкивание» учителей (сравнение классов (групп) по успеваемости, исполнительской дисциплине, возвышение учителя за счет унижения другого или сравнение с кем-либо).

Специфические причины конфликтов Учитель - администратор


Конфликты, связанные с организацией труда учителей:
недостаточно четкое разграничение между самими администраторами сферы управленческого влияния, часто приводящее к «двойному» подчинению педагога;
жесткая регламентация школьной жизни, оценочно-императивный характер применения требований;
перекладывание на учителя «чужих» обязанностей;
незапланированные (неожиданные) формы контроля за деятельностью учителя
Конфликты, возникающие из-за стиля руководства:
неадекватность стиля руководства коллективом уровню его социального развития;
недооценка руководителем профессионального честолюбия педагога;
нарушение психолого-дидактических принципов морального и материального стимулирования труда учителя;
неравномерная загруженность педагогов общественными поручениями;
нарушение принципа индивидуального подхода к личности педагога