Файл: "Обучение рисованию космоса в подготовительной группе".doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По результатам ответов мною делался вывод о получении знаний о космосе в семье.
На основе проведенной диагностической работы была составлена таблица уровня развития у детей основных знаний о космосе. Полученные данные показывают, что у детей экспериментальной группы средний уровень сформированности элементарных астрономических представлений. Дети внимательно слушали задания, следовали оговоренной структуре действий, но в процессе самостоятельной работы многие дети отвлекаются. Знания детей о значении астрономии в жизни человека, о вкладе взрослых недостаточны. Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать представления о космосе, о продуктивности и о необходимости вклада взрослых. Полученные данные: 60% - знают о вкладе взрослых в развитие космоса, используют знание о космосе; 40% - рассказывают товарищам о космических явлениях; 30% - называют космические явления, поддерживают беседу о космосе. С повышенным положительным результатом можно отметить Максима С., Аделину К., Ксению Ш.
2.3. Формирующий эксперимент.
Исходя из выводов, сделанных после проведения констатирующего эксперимента, мной была разработана система работы с детьми.
Цель: сформировать у детей мотивы для получения знаний и представлений об астрономии.
Методическая система работы по формированию трудовых знаний и умений проводилась систематически в течение трех недель.
Календарно-перспективный план:
Неделя 1
Цели работы:
1.Продолжать формировать знания о космосе.
2.Учить детей выполнять соответствующую роль (конструкторы), воспитывать желание играть сообща.
3.Уточнить знания детей об космических явлениях.
Форма работы с детьми:
1.Беседа с детьми "Интересно знать…"
2.Сюжетно-ролевая игра "Построим ракету"
3.Занятие по развитию речи "Космические явления"
4. Рисование «Этот удивительный космос», (раскрашивание)
5. Рисование с использованием трафаретов «Летим в космос»
Неделя 2
Цели работы:
1.Закрепить знания детей в ходе РП.
2.Закреплять знания о планетах.
3.Знакомить с космосом через игровые действия.
Форма работы с детьми:
1.Проведение режимных процессов
2.Комплексное занятие "Планеты"
3.Сюжетно-ролевая игра "Полет в космос"
4. Рисование мелками на планшете «Инопланетные гости»
5. Рисование «Жители Луны»
Неделя 3
Цели работы:
1. Расширять знания детей о планете на которой они живут.
2.Познакомить с литературным произведением; формировать творческие способности.
3.Закрепить полученные знания о космосе.
Форма работы с детьми:
1.Занятие по развитию речи "Моя планета-Земля!"
2.Чтение и рисование эпизодов с рассказа "Незнайка на луне"
3.Викторина "Что я знаю о космосе?"
4. Аппликация «Ракета»
5.Лепка «Летим на встречу с космосом»
6.Рисование космоса по замыслу (Приложение 1)
В ходе проведения различных форм работ с детьми формировались общие представления о космических явлениях, объяснялось, что в процессе познания Вселенной взрослые создают необходимые вещи, узнают погоду; Полученные знания детей о космосе закреплялись на занятиях, сюжетно-ролевых играх, в ходе режимных процессов.
2.4. Контрольный эксперимент
Цель: выявить сформированность знания и представлений о космосе у детей.
После формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент. Выявлялся уровень сформированности астрономических знаний у детей экспериментальной группы после проведенной работы. С ребятами проводилась беседы о космосе, в ходе которых выяснилось, что знания детей стали более глубокими, появился интерес. Полученный результат: 100% - называют космические явления; 70% - знают о вкладе взрослых в изучение космоса и используют знания о космосе в играх; 50% - поддерживают беседу по теме, рассказывают товарищам о космических явлениях.
Таким образом, рассматривая полученные результаты, необходимо отметить, что после обучения рисованию космоса экспериментальная группа повысила уровень представлений о космосе, свои знания дети применяли в других видах деятельности.
Анализ обучающего занятия по рисованию космоса
1. Содержание занятия соответствует программе данной возрастной группы, изобразительным возможностям детей. Сочетание нового и знакомого детям, связь с предшествующими занятиями. Эмоционально-творческая, учебная нагрузка, воспитательное и познавательное значение содержания занятия.
2. Высокая оценка организации занятия, качества материалов и наглядных пособий, подготовленности детей и воспитателя (умение показывать приемы работы). Роль дежурных в подготовке занятия, сочетание работы дежурных с самообслуживанием.
3. Правильность и доступность объяснений воспитателя. Соответствие использованных приемов обучения виду занятия, характеру программных задач (новое или повторное содержание), возрасту детей (например, ведущим приемом обучения детей младших групп является показ, в старших группах наряду с наглядными приемами обучения большое значение приобретают точные словесные инструкции, задания самостоятельно определить, каким способом и в какой последовательности следует выполнять работу).
4. Продолжительность занятия и каждого его этапа соответствует возрастной категории, задержек не наблюдалось.
5. Поведение детей на занятии организованное, дисциплинированное, самостоятельность, заинтересованное, наличие у них чувства времени, темп работы.
6. Дети умеют работать в соответствии с полученными указаниями, хорошо развиты технические и изобразительные умения и навыки, творческий подход к решению поставленной задачи, тщательность работы.
7. Воспитанники вместе с воспитателем просматривают и анализируют работы каждого ребенка, выполненные на данном занятии.
В отдельных случаях (если качество работы ниже, чем у большинства детей) просматривают работы ребенка, выполненные на предыдущих занятиях. При этом отмечается:
• Соответствует ли работа предложенной теме и указаниям, закончил ли ребенок свою работу;
• Есть ли сходство между изображением и действительным предметом (натурой, образцом);
• Какие признаки предмета изображены: характерные или малосущественные или те и другие;
• Правильно ли передано строение предмета (расположение его частей);
• Передана ли разница в размерах частей предмета. Воспроизводит ли ребенок окраску предмета реалистически. Что свидетельствует о наблюдательности ребенка, о работе его воображения. В чем проявилось отношение ребенка к изображаемому (в красочном оформлении рисунка, в использовании размера, в динамике образов);
• Как ребенок заполнил пространство листа бумаги. Имеются ли у ребенка представления о пространственном расположении предметов в соответствии с их реальными и смысловыми связями (рядом, на расстоянии, перед, за, выше, ниже и т. д.);
• Самостоятельно ли ребенок воспроизвел содержание предложенной темы (для ответа на этот вопрос необходимо сравнить рисунки всех детей группы);
• Качество технических навыков и умений (правильно ли изображен контур предмета, аккуратно ли закрашен рисунок, пользуется ли ребенок тонким концом кисти для изображения мелких деталей, правильно ли воспроизведена форма предмета в лепке, сглажена ли поверхность, прочно ли скреплены части, нет ли деформированных элементов, правильно ли вырезан контур предмета, аккуратно ли наклеены части предмета).
Заключение
Обучение рисованию космоса должно осуществляться с раннего возраста, а применять полученные знания подготовительной группе. В старшем дошкольном возрасте ребенок должен иметь хорошее представление о космосе и его роли.
В данной работе были рассмотрены особенности обучения рисования космоса и формирования представлений об астрономии в старшем дошкольном возрасте.
Проведенный констатирующий эксперимент позволяет сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста имеют не полное представление о космосе. Овладение знаниями оказывается возможным, если придерживаться систематической последовательной работы, соблюдая дидактические требования:
- формировать знания о космосе необходимо на основе детских наблюдений, игр, практики;
- знакомить детей с вкладом взрослых с помощью бесед, игр, упражнений, занятий;
- формировать астрономическое представление процессе режимных моментов и занятий;
- проводить работу систематически, учитывая возрастные особенности детей.
В результате проведенной методической работы с детьми пятого-седьмого года жизни можно сделать вывод о том, что уровень знаний о космосе значительно повысился. Таким образом, в теории и на практике подтвердилось, что в процессе обучения рисованию космоса, формируется личность ребенка. В ходе исследования были решены все поставленные задачи. Хочется порекомендовать воспитателям и родителям систематически знакомить ребенка с космическими явлениями, рассказывать о полетах в космос, водить детей в музее, на экскурсии, читать художественную литературу.
Научно доказано, что рисование позитивно влияет на развитие детской логики и креативности. Дети, рисуя космос, учатся задавать вопросы, искать ответы, анализировать информацию и передавать свои интуитивно-понятные предположения. Кроме того, рисование позволяет детям разгадывать свои собственные эмоции и переживания.
Рисунки детей о космосе показывают, как дети воспринимают этот удивительный мир и какие идеи им приходят в голову при летании в космосе. Кроме того, рисунки детей могут быть материалом для обсуждений и разговоров на различные темы, например, на тему космоса и научных открытий.
Рисунки детей о космосе – это интересный и познавательный способ узнать, что думают дети про окружающий мир. Через их рисунки мы можем узнать, как воспринимают космос дети, какие ассоциации возникают у них, какие идеи они видят в этом фантастическом пространстве. Кроме того, рисунки детей про космос – это еще и способ развивать их творческий потенциал, умение мыслить и анализировать, приобретать новые знания и умения. В результате, рисунки детей про космос – это важный пласт детской культуры и креативности.
Дети обладают огромным воображением и часто находятся в своем мире фантазий и мечтаний о том, что происходит в космосе. Как только они посмотрят на звездное небо в темноте, они начинают создавать потрясающие картинки и графики в своей голове.
Одним из главных источников вдохновения для детей являются книги, фильмы и телевизионные передачи о космосе. Они могут увидеть завораживающие документальные фильмы о планетах и звездах, интересные мультфильмы о путешествиях в космосе, игры на компьютере и рисование, которые научат их больше узнавать о космическом мире.
Космос всегда привлекал людей своей необъятностью, загадками и тайнами. Детские рисунки, которые описывают воображаемые космические миры, наглядно демонстрируют, насколько важно сохранять знания о космосе и его исследовании для нашего общества. Несмотря на то, что рисунки могут быть простыми, они отражают чудеса, которые мы можем открыть, изучив исследования космоса. Дети обладают удивительным воображением и могут создавать потрясающие фантазии и идеи, которые помогут в дальнейшем научиться исследовать космические миры.
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Космос | относительно пустые участки Вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел |
2 | Астрономия | наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, структуру, происхождение и развитие небесных тел |
3 | Атмосфера | газовая оболочка, окружающая планету Земля, одна из геосфер |
4 | Созвездие | область на небесной сфере, в которой группа видимых звезд образует воспринимаемый контур или узор, обычно представляющий животное, мифологического человека или существо, или неодушевленный объект |
5 | Спутник | гипотетическое небесное тело естественного происхождения, вращающееся вокруг спутника другого небесного тела |
6 | Планета | небесное тело, вращающееся по орбите вокруг звезды или её остатков, достаточно массивное, чтобы стать округлым под действием собственной гравитации |
7 | Комета | небольшое небесное тело, обращающееся вокруг Солнца по весьма вытянутой орбите в виде конического сечения |
8 | Рисование | одна из древнейших форм человеческого самовыражения в изобразительном искусстве |
9 | Невесомость | состояние, в котором отсутствует сила взаимодействия тела с опорой или подвесом (вес тела), возникающая в связи с гравитационным притяжением |
10 | Ракета | космический корабль, самолет, транспортное средство или снаряд, получающий тягу от ракетного двигателя |