Файл: "Обучение рисованию космоса в подготовительной группе".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные данные о работе


Версия шаблона

3.1

Филиал

Хасавюртовский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста

Тема

Обучение рисованию космоса в подготовительной группе

Фамилия студента

Денильханова

Имя студента

Раяна

Отчество студента

Сурхоевна

№ контракта

01200207759087


Содержание



Основные данные о работе

Содержание

Введение

Основная часть

1. Глава. Формирование у старших дошкольников представлений о космосе

2. Глава. Экспериментальная работа по обучению старших дошкольников рисованию космоса

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

Введение



Тема курсовой работы: "Обучение рисованию космоса в подготовительной группе"

Цель исследования: изучить особенности обучения рисованию космоса и формирования элементарных астрономических представлений в старшем дошкольном возрасте.

Задачи исследования:

- определить сущность обучения рисованию космоса.

- определить уровень знания у детей элементарных астрономических представлений.

- выделить наиболее эффективные пути обучения рисованию космоса у старших дошкольников.

Объект исследования: дети подготовительной группы.

Предмет исследования: процесс обучения рисованию космоса.

Актуальность данной темы в том, что в дошкольном возрасте формируется личность человека и его мировоззрение, которое, как известно, определяет отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность. Это способствует расширению кругозора ребенка, дает ему возможность и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.


Недостаточно преподавать астрономию только на пороге окончания школы. Для глубокого и прочного усвоения основ астрономии необходимо терпеливо формировать важнейшие понятия, начиная с дошкольного возраста детей. В основу "педагогической иерархии вселенных" положена именно дошкольная астрономия, которую можно считать не только своеобразным введением в школьное астрономическое образование, но и стартовой площадкой для развития школьной, любительской и профессиональной астрономии.

В XXI в. Космос стал неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей. Маленькие дети, не по годам умненькие, сегодня хотят получить ответы на интересующие их вопросы, не дожидаясь, когда станут школьниками. Задача дошкольной педагогики и психологии - определить, нужно ли в дошкольном возрасте обсуждать с ними такие взрослые проблемы, как те, что связаны с устройством Вселенной и космическими полетами. Сейчас есть убеждения в том, что есть веские основания дать положительный ответ на этот вопрос. Речь идет не о том, чтобы каким-то образом заставлять дошкольников заниматься астрономией. Речь идет не о том, чтобы как-то искусственно перегружать детей недоступными им понятиями. Речь идет только о том, что мы можем и должны способствовать развитию естественного интереса, возникающего пусть даже не у всех малышей, а лишь у тех из них, кто больше всего интересуется космосом. Это поможет развивать их интеллект и в буквальном смысле расширять кругозор и обязательно вскоре сделает их детьми, интересными для одноклассников, потому что ученик младших классов, проявляющий определенную эрудицию в вопросах астрономии, неизменно оказывается в центре внимания детей, окружающих его в школе и дома.

Структура работы: введение, две главы, заключение, глоссарий, список используемой литературы, приложение.

Основная часть

1 Глава. Формирование у старших дошкольников представлений о космосе



1.1.Теоретические аспекты обучения рисованию космоса в подготовительной группе

Камиль Фламмарион писал: "Астрономия - это основа общего образования… наука о звездах и планетах… без нее человек никогда не знал, какое место он занимает во Вселенной".

В недалеком прошлом проблем "дошкольной астрономии" не существовало, потому что ее просто не было и никто не воспринимал ее всерьез. По умолчанию считалось, что дошкольники до астрономии не доросли и из их окружающего мира (комната, дом, улица, город и т.д.) Вселенная безоговорочно исключалась. Но со временем ситуация изменилась, и, по мнению Е.П. Левитана, сейчас не только можно, но и нужно рассматривать дошкольную астрономию как одно из перспективных направлений дидактической астрономии. Сегодня всем ясно, что малышей 5 - 6 лет необходимо готовить к школе. Существуют различные программы воспитания и обучения старших дошкольников. Они предусматривают ознакомление детей с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, изобразительным искусством и экологической культурой. Все это необходимо, но труднореализуемо. Большинству родителей и педагогам-воспитателям не до высших материй, в том числе не до Вселенной с ее тайнами, о которых, к сожалению, многие взрослые сами не имеют никакого представления… Между тем "Вселенная" не есть некая добавка к и без того перегруженной программе обучения малышей. Ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе - это своего рода интеллектуальный подарок детям, мотив к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к учебе.



Некоторые считают, что внимание нормального ребенка не могут не привлечь Солнце, Луна, звезды, но редкий ребенок не спрашивает, что такое Солнышко, Луна, звездочки. Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, зачем летают в Космос, что космонавты там видят и т.д. Нередко малыши задают совсем недетские вопросы. Всякий ли взрослый сумеет объяснить ребенку, "что кушает Солнышко" или какие они, эти "черные дыры"… Если хотите убедиться в том, что все это не выдумки, понаблюдайте за своими маленькими детьми и внуками, прислушайтесь к их разговорам с друзьями, посмотрите, какие "мультики" им нравятся больше. Тогда вы согласитесь, что многие маленькие дети хотят больше узнать о Вселенной, и с удовольствием будут слушать рассказы о ней и играть в "астрономические игры".

Обоснование возможности и целесообразности "дошкольной астрономии" необходимо, но недостаточно. Надо обозначить, по крайней мере, еще три проблемы и показать варианты их реализации.

Во-первых, это содержание обучения, т.е. вопрос о том, чему учить малышей. Можно сказать, что "дошкольная астрономия" - это первоначальное ознакомление детей с системой представлений о мире небесных тел. Иными словами, мы должны постараться систематизировать уже имеющиеся у детей разрозненные представления о Солнце, Луне, звездах и т.д.

Во-вторых, выбор методов обучения, то есть способов и приемов обучения. Разумеется, как содержание обучения, так и методы обучения должны быть адекватными психолого-педагогическим особенностям развития детей старшего дошкольного возраста. В противном случае вместо формирования у детей любознательности, интереса к астрономии, космонавтике (и, вообще, к учебе!) получится нечто совершенно противоположное (что нередко наблюдается в практике работы общеобразовательной школы…). К числу наиболее приемлемых видов занятий с малышами можно отнести ролевые игры (дети играют в помещении или во дворе своего детского сада "в Солнышко", "в Луну" и т.д.) и беседы с детьми во время дневных и вечерних прогулок. А соответствующие "теоретические знания" должны сообщаться детям через увлекательные "астрономические сказки", написанные в наиболее воспринимаемой детьми диалогической форме.


В-третьих, необходимо создать доступные и интересные для дошкольников книжки, наглядные таблицы (картины) и компьютерные игры и программы. К сожалению, многое из того, что уже сделано в нашей стране и за рубежом, предназначается скорее младшим школьникам, чем дошкольникам. С известной "натяжкой" воспитатели и родители старших дошкольников могут использовать в своей работе с детьми книжку "Звездные сказки". В ней любимый поросенок маленькой девочки горюет по поводу того, что не может поднять голову и любоваться Солнышком и Луной. Задумавшись, девочка осознает, что ведь и она редко смотрит на небесные светила и почти совсем ничего не знает о них. Вот ей и приходится познакомиться со светилами, украшающими дневное и ночное небо, поговорить с ними (благо, в сказках это возможно), узнать много интересного о них и утешить поросенка. В основу незамысловатой фабулы этой книжки положено остроумное высказывание одного из наших знаменитых астрономов…

1.2. Изучение космоса детьми в детском саду

Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизировать начальные моменты познания - ощущение и восприятие. В настоящее время необходимо формировать познавательную активность у детей через разные формы деятельности: игры, эксперименты, опыты, наблюдения.

М.И. Богомолова исследовала генезис космического воспитания детей в педагогике. В основу отбора содержания, средств и методов космического воспитания детей положен принцип историзма. На протяжении тысячелетий знания о Вселенной входили в систему подготовки подрастающего поколения. В развитии личности миропонимание занимает одно из центральных мест. В формировании основ миропонимания роль астрономии как науки трудно переоценить. В ходе овладения начальными астрономическими знаниями в сознании ребенка формируется картина мира. Мир открывается как бескрайний Космос. Через заложенный природой в человеке интерес к звездному небу, к Вселенной, астрономии у детей формируется стремление к естественнонаучным знаниям на следующей ступени образования.

Формирования у детей 5-7 лет основ миропонимания в процессе ознакомления с явлениями окружающего мира на социалъно- педагогическом уровне продиктована тем, что социальный заказ государства в дошкольном образовании направлен на развитие социально-активной личности ребенка, способной к познанию окружающего мира,


"Детская астрономия" стремительно молодеет, что связано с рядом факторов разной природы (акселерация, появление богатой астрономической информации в Интернете, необходимость использовать естественный интерес к астрономии как мотив учебы в школе и т.д.). Давно известно, что личность формируется в детском и юношеском возрасте, но лишь сравнительно недавно психологи выяснили, что мышление ребенка уже дошкольного возраста перестает быть только наглядно-образным, оно может быть и в какой-то мере абстрактным, позволяющим ему достаточно адекватно воспринимать то, что ранее считалось недоступным для ребенка. Поэтому и предлагаются воспитателям различных детских дошкольных учреждений, родителям, бабушкам, дедушкам и просто неравнодушным к астрономии взрослым, проводить с дошкольниками занятия по астрономии (и тесно связанной с ней космонавтике). При это учитывается и то, что дети старшего дошкольного возраста с удовольствием наблюдают за различными природными явлениями. Следовательно, их легко заинтересовать простейшими астрономическими наблюдениями, которые, как правило, должны быть не одноразовыми, а продолжаться на протяжении довольно длительного времени. О том, что такие занятия не только доступны, но и интересны старшим дошкольникам, свидетельствуют их бесчисленные "почемучкины" вопросы, их желание читать вместе со взрослыми адресованные им книги, посещать планетарии и музеи космонавтики. Занятия астрономией не только доступны и интересны дошкольникам, но и полезны им, поскольку способствуют развитию любознательности и познавательных способностей малышей, внося тем самым существенный вклад в подготовку детей к учебе в школе.

К сожалению, часто забывают о том, что учеба в школе должна быть интересной школьникам, а потому до сих пор скуку не удалось изгнать из стен школы, хотя к этому призывали великие педагоги прошлого, например, К.Д. Ушинский. Между тем вряд ли может быть что-нибудь более интересное, чем изучение астрономии. Познание тайн Вселенной и приобщение к ним - источник постоянного и глубочайшего интеллектуального и эмоционального наслаждения, которого не должны лишать себя ни взрослые, ни дети. Вселенная весьма неохотно раскрывает свои тайны. Они глубоки и сложны, но, к счастью, суть их может быть популярно и увлекательно изложена. Благодаря этому знания о Вселенной, когда-то являвшиеся достоянием горстки посвященных, могут в наши дни стать доступными каждому. Могут, но далеко не всегда становятся, ведь не секрет, что знания по астрономии у многих взрослых людей, живущих в космической эре, остаются на уровне, очень далеком от современного. Нередко вопросы о космосе, задаваемые в наши дни маленькими "почемучками", ставят взрослых в тупик.