Файл: Категория личности в психологии. Соотношение категорий индивида, личности, индивидуальности содержание.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Классификация природных свойств человека
Возрастно-половые особенности человека
Конституционные типологии в психологии
Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека
Категория личности в психологии. Соотношение категорий индивида, личности, индивидуальности
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ 4
СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ 6
ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД 8
Классификация природных свойств человека 8
Возрастные, половые, конституционные и нейродинамические свойства Б.Г.Ананьева называл первичными индивидными свойствами, которые присуще всем людям. Взаимосвязи между ними определяют более сложные образования индивида (вторичные индивидные свойства): структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию (динамику психофизиологических функций). Совокупность важнейших свойств индивида и их сложных образований выступает в наиболее интегративной форме в виде темперамента и задатков (рис.2.). 10
Возрастно-половые особенности человека 10
Половой диморфизм 10
Конституционные типологии в психологии 11
Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека 13
ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ 16
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 19
Психологические образования индивидуальности человека 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
ВВЕДЕНИЕ
Истории исследований в области психологии личности уже более ста лет. Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. Этот поиск имеет отнюдь не только теоретическую ценность. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано с необходимостью решения разнообразных практических задач.
Трудно найти такую область деятельности, в которой использование психологических знаний и методов не было бы тесно связано с необходимостью учитывать целостность личности как субъекта и объекта психологического воздействия. В психологической практике невозможно «работать» лишь с одной частью личности, отдельным процессом, не затронув всей личности и ничего не изменив в системе ее отношений, в мотивах, переживаниях.
Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены, связаны различные плоскости бытия конкретного человека – от его телесного бытия до духовного – как живого тела, как сознательного и активного субъекта, как члена общества.
ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
Для правильного понимания личности человека необходимо рассмотреть более широкий контекст в пространстве, которого она существует. Этим контекстом является проблема человека
Во все времена человечество интересовал конкретный человек, его внутренний мир, причины и закономерности возникновения тех или иных его поступков, законы поведения в обществе себе подобных. Человек – наиболее сложное явление из всего существующего в мире и самый интересный предмет для самого себя. Многие науки пытаются дать ответ на вопрос: что же есть Человек и в чем он проявляется? Следует отметить, что научное знание в принципе не дает целостного представления о человеке по ряду причин. Во-первых, любая наука (биология, психология, социология, культурология, история и т.д.) ориентирована на изложение специфических сторон целостного объекта, не рассматривает человека в целом, а исследует его в определенной проекции. Другая причина состоит в том, что наука ориентирована на построение идеальных моделей, выявление общих закономерностей, описание типов, а человек есть существо уникальное и неповторимое.
Homosapiens - «Человек разумный» необходимо понимать как некую целостность, обусловленную единством биологического и социального. Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Для того чтобы дать целостное описание феномена данного понятия, необходимо рассматривая человека как предмет научного познания с разных позиций. Во-первых, человек это природное явление. Ряд свойств человека доступно непосредственному восприятию. Это, прежде всего внешние особенности человека. Человеческое тело – его форма, строение, функционирование есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Тело человека – культурное тело; оно одухотворено и подчинено высшим целям человека. Но главное отличие человека от животного состоит в свободном отношениик переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды,
преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей.
Во-вторых, человек – общественное существо. Онживет в сообществе себе подобных, включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в ней собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Именно совместная жизнь с другими людьми приводит к появлению личности как интегральной характеристики человека.
В-третьих, человек– этодушевнаяидуховнаяреальность. Специфической особенностью человека является наличие у него как бы двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, скрытой от посторонних глаз. Во внутренней жизни человек мыслит, планирует, ведет внутренний диалог с самим собой. Внутренняя жизнь человека – это особый мир: мир мыслей, переживаний, отношений, желаний, стремлений и пр. Субъективный мир человека сложно организован, он безграничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее, будущее и даже – вечное. Только человек может заглядывать в завтрашний день, мечтать, жить будущим, выстраивать перспективу своей жизни, сохранять в себе прошлое и соизмерять себя с вечностью. Человеческий субъективный мир – это мир сознания и самосознания. Человеческая жизнь осмысленна. Человек не может жить вне смысла. Без субъективного смысла жизнь человека теряет свою ценность.
Таким образом, человек - это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Сущность человека заключается в движении, в постоянном духовном преобразовании себя, в актах выхода за свои пределы, в самостроительстве, в самовоспитании.
СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
В психологии понятийное содержание терминов, обозначающих человека - «индивид», «личность» и «индивидуальность», часто пересекается, оказывается размытым, а зачастую синонимичным. Для того чтобы данные термины развести необходимо помнить, что человек принадлежит миру и не может изучаться как независимый от него. Действительными условиями существования и развития человека, источниками различных видов его опыта, жизненных проблем и средств их разрешения являются - природа, общество и культура.
Так, человек как часть природы (животное) есть субъект активного приспособления к ее изменяющимся условиям на основе врожденного опыта, сформированного в биологической эволюции. Как член определенного общества он является субъектом присвоения и полноценного использования наличных социальных норм, обладателем психических качеств, способностей, правил общения, отвечающих занимаемой им социальной позиции (и допустимых в ней). Наконец, субъект культуры - это человек, который самостоятельно и ответственно опирается в своих поступках, мыслях, переживаниях на общечеловеческие нравственные принципы и способен, в частности, к осмысленному преобразованию собственных природных свойств и уже присвоенных социальных правил.
В современной психологии, понятия индивид, индивидуальность требуют соотнесения с понятием личности. Анализ литературы показал, что существуют три варианта понимания термина личность, а также его содержания.
В первом понятие личность фактически совпадает с понятием субъекта как «внутреннего условия» деятельности [Рубинштейн С.Л., 2007]. Так Петровский А.В., Платонов К.К. к личности в общей психологии, относят любые, в том числе природные, социальные особеннос
ти человека, а в дифференциальной психологии их конкретная совокупность соответствует его индивидуальности.
Для обсуждения специфики человеческих свойств, отличающих его от животного, обычно пользуются известным по работам Леонтьева А.Н. различением личности и индивида. В данном варианте понятие личности уже не включает природного субъекта, представителя биологического вида Homo Sapiens, особенности которого относят лишь к органическим предпосылкам его развития. Субъектов общества и культуры, в данном случае объединенных, автор все же разделяет, но уже в самой личности, например, как социально-типическое и индивидуальное в ней [Асмолов А.Г., 2010].
Наконец, в третьем варианте личность пытаются рассмотреть в узком смысле, охватывающем критические периоды жизненного пути человека, которые требуют от него ответственного выбора, самостоятельного решения значимых проблем, осознанного преобразования мотивационной сферы. Здесь авторы (Петухов В.В., Столин В.В.) разделяют понятие личность от индивида, имея в виду не только природную особь, но и представителя конкретного общества - социального индивида: в своем культурном, нравственном развитии личность может не совпадать с носителем любых сложившихся общественных установлений. «Природный организм, социальный индивид, личность - так мы и будем теперь называть определенных выше субъектов» [Петухов В.В., 1996].
Наиболее последовательно различение данных понятий проведено в работах Б.Г.Ананьева и А.Н.Леонтьева.
Развитие человека Б.Г Ананьев рассматривал как единый процесс, где индивидуальность представляет собой множество общественно-природных свойств. Говоря о соотношении категорий личность и индивидуальность, автор отмечает, что если личность есть вершинный уровень развития человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.