Файл: Категория личности в психологии. Соотношение категорий индивида, личности, индивидуальности содержание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В качестве особой проекции человека Б.Г.Ананьев выделял его индивидность. Человек как индивид, по его мнению, предстает в своих возрастно-половых, индивидуально-типических свойствах, в динамике психофизиологических функций, в структуре органических потребностей. Высшая интеграция индивидных свойств человека представлена в темпераменте и задатках.

Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Человек как индивид – это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости.

Другая проекция человека – это его бытие как субъекта.Б.Г.Ананьев указывал на такие его проявления, как способность быть распорядителем и организатором деятельности, общения, познания, поведения. Человек как субъект есть также целостная форма его бытия.

Широко употребляемым в психологии является понятие личность.В традиционной психологии этим понятием обозначается наиболее развитый уровень человеческой субъективности. «Понятие личности выражает целостность субъекта жизни... Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотилически: личностью не родятся, личностью становятся... Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека» [Леонтьев А.Н., 1983].

Высшим синтезом, интегральным результатом жизненного пути человека в психологии принято считать индивидуальность, фиксирующую одновременно своеобразие и неповторимость человека как индивида, как субъекта, как личности.

ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД


Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homosapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.

В основе понятия индивида, по А.Н.Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности человека, наличия свойственных ему особенностей. «Индивид - это, прежде всего генотипическое образование... Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит процесс не только дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания» [Леонтьев А.Н., 1983]. В понятии индивида содержится указание наподобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Человек как индивид является продуктом филогенетического и онтогенетического развития.

Индивид есть другой полюс человеческой реальности, первый полюс – это родовое бытие человека. Именно бытие человека как индивида восполняет человеческую реальность до целого. Сам человек – это его одновременное противоречивое тождество и роду, и индивиду. Это противоречие разрешается в развитии: если в начале жизни человек есть родовое бытие индивида, то на высших уровнях развития человек выступает как индивидуализированный род(единственный в своем роде) во всей полноте его общечеловеческих способностей [Слободчиков В.И, 1995].

Изучение индивидных свойств человека в психологии связано с анализом фундаментальной проблемы: как конкретно органическое, природное проявляется в психическом.Психология исследует также вопрос о развитии и преобразовании индивидных свойствчеловека в зависимости от его образа жизни и характера осуществляемой им деятельности. Предметом психологии индивидности человека выступает связь биологического и психического.


Классификация природных свойств человека


Человек как индивид обладает определенными свойствами. Классификацию природных свойств человека наиболее полно описал Б.Г.Ананьев. Индивидные свойства подразделяются им на два широких класса: класс возрастно-половыхсвойств и класс индивидуально-типическихсвойств. В свою очередь, индивидуально-типические свойства разделяются на конституционные и нейродинамическиесвойства (рис. 1.).


Рис. 1. Индивидные свойства человека

(по Б.Г.Ананьеву)






Рис. 2. Свойства индивида

Возрастные, половые, конституционные и нейродинамические свойства Б.Г.Ананьева называл первичными индивидными свойствами, которые присуще всем людям. Взаимосвязи между ними определяют более сложные образования индивида (вторичные индивидные свойства): структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию (динамику психофизиологических функций). Совокупность важнейших свойств индивида и их сложных образований выступает в наиболее интегративной форме в виде темперамента и задатков (рис.2.).

Возрастно-половые особенности человека


Понятие возрастных особенностей человека в психологии связано с описанием изменений во времени его биологических свойств, его природного организма. Так как человеческий организм изменяется во времени в целом, то к возрастным индивидным особенностям относятся все выделенные выше свойства человека как индивида. В этом смысле в науке говорят о биологическом возрасте.Понятие биологического возраста предполагает деление онтогенеза на отдельные, качественно своеобразные периоды. Деление онтогенеза на периоды составляет основу периодизации развития человека.

Построение возрастной периодизации жизни человека и характеристика основных периодов роста и созревания природного организма составляет оду из главных задач психологии в связи с проблемами
периодизации психического развития человека, гетерохронности (неравномерности и разновременности) развития индивида в онтогенезе; акселерацииразвития индивида.

Гетерохронность развития индивида представляет собой неравномерность созревания и роста различных структур, функций и систем организма. Ананьев Б.Г. указывал, что и становление психических свойств человека протекает неравномерно. Гетерохронность личностного формирования накладывается на гетерохронность созревания индивида и усиливает общий эффект разновременности основных состояний человека

Понятие акселерации описывает явление ускорения физического развитиядетей и подростков в современных условиях. Данные сравнительно-антропометрических исследований в развитых странах свидетельствуют о значительных сдвигах в структуре физического развития детей и подростков в сравнении с ранее жившими сверстниками.

Половой диморфизм


Диморфизмом называется фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизмэто физическое различие между полами, обусловленное биологически. Выделяют следующие этапы половой дифференциации.

Сочетанием хромосом в момент оплодотворения яйцеклетки определяется генетический (хромосомный) полбудущего ребенка. На этом основании примерно на 7-й неделе развития зародыша образуются половые железы, т.е. его секреционный пол.Гормоны этих желез вызывают в организме двоякие изменения, порождающие половую дифференциацию и составляющие гормональный пол.Под их влиянием, во-первых, формируется внутренний и внешний морфологический пол,во-вторых, происходит разделение соответствующих мозговых центров, задающих основу будущего полового созревания. Критический период данного этапа приходится на 3-й внутриутробный месяц жизни. Дальнейшие качественные изменения в половом созревании являются уже постнатальными.

При рождении ребенка на основании генитальных признаков определяют его гражданский (паспортный) пол.В соответствии с этим в дальнейшем строится воспитание ребенка, осознание им схемы собственного тела и т.д. Однако половое воспитание не становится доминирующим с этого момента. Есть еще один этап дифференциации полов, где доминирует биологический процесс – период полового созревания или пубертатный период. В течение этого периода формируется пубертатный гормональный пол,включающий как морфологические изменения организма (вторичные половые признаки), так и физиологические (обнаружение половой потенции) и психологические (сопровождаемые эротическими переживаниями). Адекватное прохождение этого периода завершается осознанием половой идентичности.

Конституционные типологии в психологии


К индивидным особенностям относятся также конституция тела. В психологии описана попытка установить связь между строением тела индивида и его психологическими особенностями. При этом исследователи пытались выделить наиболее характерные, типичные конституции и связать их с типичными проявлениями в поведении индивида. Широкую известность в психологии получили типологии Э.Кречмера и У.Шелдона.