Файл: Категория личности в психологии. Соотношение категорий индивида, личности, индивидуальности содержание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик- человек со слабой Н.С., обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», растерянность, поэтому в стрессовых ситуациях могут ухудшиться результаты деятельности по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, не уверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью Н.С., они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Следует отметить, что не существует «хороших» и «плохих» темпераментов, каждый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои достоинства, так и недостатки.

ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ


Понятие личность является настолько сложным и имеющим по данным различных авторов (Олпорт Г., Ребер А.) от 50 до нескольких сотен различных определений. Проблема определения данного понятияопределяется не только большим набором трактовок, но и различным понимание структуры личности разными авторами. Как указывает Богданов В.А., если личность - синоним термина человек, то, естественно, описание ее качеств (свойств, черт) должно включать в себя все характеристики человека. Если личность сама по себе есть лишь социальное качество человека, то набор ее свойств должен ограничиваться социальными свойствами.

В психологии существует мнение, что личность является отражением сущности человека. Этимологически слово личность связано с понятием «персона» (личина, маска). Личность по первоначальному значению - определенная социальная роль или функция человека. В самом общем определении это феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Существуют разные трактовки определения личности. Она представляет собой «совокупность всех общественных отношений» (К Маркс), «особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, в которые индивид вовлекается» (А.Н. Леонтьев), «социальное качество человека» (Г.Г. ДилигентскиЙ), «способность занимать позицию в системе социальных отношений» (СЛ. Рубинштейн), «высшая интегрирующая инстанция, управляющая психическими процессами, «хозяин» психических функций» (В. Джемс), «активная жизненная позиция и способность осуществлять ответственный выбор» (А.Г Асмолов), «психологический инструмент, орудие, принадлежащее человеку» (Б.С. Братусь), «субъект поступания» (М.М. Бахтин), «психологическая характеристика субъекта, которая регулирует его отношения с объективной действительностью», «система мотивационных отношений, которую имеет субъект» (А.Б. Орлов), «самость», «начало сверхприродного, сверхестественного бытия» (СА Франк).

Если обобщить определения понятия «личность», существующие в рамках различных психологических теорий и школ, то можно сказать, что личность традиционно определяется: как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида.



Таким образом, личность человекa - это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование представляющее собой систему мотивационно - потребностных отношений, опосредующих собой взаимодействия субъекта и объекта. В частности, такое определение личности мы можем найти в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Л.И. Божович и др.

Так, например, А.Н. Леонтьев определял личность как «особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, в которые индивид вовлекается» [Леонтьев А.Н., 1983, с. 385].

Аналогичные определения личности приводятся в работах К.А Абульхановой-Славской, АГ. Асмолова, Б.Ф.Ломова, АВ.Петровского, Е.В.ШороховоЙ и других отечественных специалистов в области теоретической психологии личности.

Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений. Личностный способ существования - это существования человека среди людей. Сущность личности проявляется в позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам. Как пишут В.И. Слободчиков И Е.И. Исаев, позиция - это наиболее целостная характеристика человека как личности, а личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. И если «личностное бытие - это муки выбора, риск социального действия, тяготы ответственности за себя и других» [В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 1995], то человек, принимающий такое бытие, ставит себя в позицию диалогического взаимодействия - соотнесения своей «частной» жизни с жизнью «другого».

В словаре «Психология» личность определяется двояко: «1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении» [Петровский А.В., Ярошевский М.Г., с. 193]. Вместе с тем отмечается, что «развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания» [там же, с. 194]. В этом словаре процесс развития личности - это «процесс формирования личности как социального качестваиндивида в результате его социализации и воспитанию.

По мнению Орлова А.Б. личность - это система мотивационных отношений, которую имеет субъект. Понятие личности, как полагают В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, тесно связана с
понятием самости - субъективности человека, некого «порога между душевным и духовным бытием». Они отмечают: «Эту высшую инстанцию самости - личность - имеет каждый человек и во всяком своем духовном состоянии. На этой ступени духовного развития формулой бытия для самого человека, а главное - для Другого становится «Я - лично!», ибо личность - это прежде всего персонализированная, самоопределившаяся самость среди других, для других и тем самым - для себя. Именно личность есть то, что составляет подлинное единство нашей душевной жизни, ее субстанциональную и вполне определенную форму. Поскольку духовное бытие человека конституирует личность, к его существу принадлежит и индивидуальность» [Слободчиков В.И., Исаев Е.И., с. 340].

Из приведенной выше информации следует, что личность является:

во-первых, атрибутивной характеристикой каждого человеческого субъекта, но не самим этим субъектом,

во-вторых, данная характеристика приобретается человеком в обществе себе подобных в процессе социального развития,

в-третьих, такой психологической характеристикой субъекта, которая регулирует его отношения с объективной действительностью.

Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, генотипически или физиологически обусловлены, которые никак не зависят от жизни в обществе, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие личность обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.


ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА


Завершает анализ психологии человека психологическая характеристика индивидуальности. Б. Г. Ананьев первым в психологии попытался дать психологическую характеристику категории индивидуальности.

В психологии сложилось несколько традиций понимания индивидуальности.

Первоначально, индивидуальность рассматривалась как единичность, как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения личностных черт. Однако ярко выраженная черта – это гипертрофия, и с этой точки зрения, чем ярче индивидуальность, тем ближе человек к патологии. Поэтому такое понимание индивидуальности – это выявление вектора потенциальных патологических изменений личности.

Другое понимание индивидуальности связано с выделением у индивида присущих только ему личностных черт, генетически связанных с какими-то случайными обстоятельствами. В этом случае индивидуальность выступает в роли некоего дополнения к личности – носителя существенных свойств и качеств и определяется как совокупность индивидных и личностных черт, отличающих одного человека от другого.

Наконец, третье понимание индивидуальности связано с работами Б.А. Ананьева, который видел в ней принципиально новый уровень в структуре человека.

Каждый человек как целое всегда есть и индивид, и личность, и субъект деятельности. Однако далеко не каждый является индивидуальностью не в смысле индивидуальных отличий на каждом уровне организации, а в смысле их гармоничных отношений, единства разноуровневых свойств. Именно это единство составляет основу для максимально полного развития и выражения человеком своих способностей, помогает ему внести свой собственный неповторимый вклад в общественное развитие. Индивидуальность выражает единство всех уровней организации человека.

Понятие индивидуальности как и понятие личности, относится к духовным измерениям человеческой реальности. Вместе с тем, личность и индивидуальность – это два способа бытия человека, два его различных определения.Несовпадение этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два различных процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в