Файл: Курсовой проектработа дисциплина Психология социально правовой деятельности Наименование темы Эмоции и чувства, их сущность и виды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2 ЧУВСТВА ИХ ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ
2.1 Понятие чувств.
Изменение образа жизни современных людей, изменение общественных отношений вызывает новые эмоциональные состояния, новые чувства. Чувства одно из наиболее ярких проявлений личности человека. Содержание чувств составляют устойчивые отношения личности к тому, что он познает и делает. Чувства — это особая форма психического отражения, свойственная только человеку, когда отражением являются объективные отношения феноменов к нуждам личности. Охарактеризовать личность, значит сказать, что вообще данный человек любит, что он ненавидит, презирает, чем гордится, и чему радуется, почему он стыдится, и чему завидует. Предмет устойчивых чувств индивида, их интенсивность и характер раскрывают окружающим эмоциональный мир человека, его чувства и, тем самым, его индивидуальность. Трудности и неудачи вызывают у разных людей неодинаковые чувства: у одних чувство неудовлетворенности собой, активности, бодрости, боевого возбуждения, у других чувство беспомощности и досады, уныния, апатии. В психологическую структуру чувств, входят: эмоции и понятия. В онтогенезе чувства появляются позднее, чем ситуативные эмоции, - они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитания, воздействия семьи, школы и других общественных институтов. Психически нормальный человек эмоционален в любой деятельности, он ничего не делает равнодушно и безразлично, но частые и сильные эмоциональные переживания истощают нервную систему, снижают эффективность его работы, осложняют межличностные отношения.
2.2 Классификации чувств.
Для классификации чувств могут быть разные основания. Так, по влиянию на деятельность различают чувства стенические (положительно влияющие на успешность деятельности) и астенические (отрицательно влияющие на деятельность и поведение человека). По направленности чувства могут быть: положительные - радость, уверенность, оптимизм и отрицательные -угнетенность, страх, неуверенность и т. п. По форме проявления различают настроения -небольшой силы кратковременные, или относительно длительно-функционирующие эмоциональные состояния, аффекты (большой силы кратковременные чувства, вспышки чувств (гнев, ненависть, панический страх и т. п.) и страсти (сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания человека). Чувства зависят от хода и результатов жизни и деятельности человека. Среди них выделяют такие важнейшие как морально-политические, правовые, интеллектуальные и эстетические чувства. Наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, в которых они проявляются: это интеллектуальные, моральные, эстетические и практические чувства. Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей его жизни и связаны с развитием личности в целом. Важнейшими направлениями развития эмоций и чувств являются формирование высших положительных, моральных, интеллектуальных и эстетических чувств и формирование умения владеть своими эмоциями. Интеллектуальные чувства формируются в процессе познания явлений и отношений окружающего мира и связаны с радостью открытия нового, удовлетворением от решения трудной задачи. Моральные чувства развиваются по мере приобретения личностью социального опыта, опыта общения и взаимодействия с людьми и обществом в целом. Эстетические чувства развиваются при восприятии художественных произведений, музыкальном воспитании, общении с природой. Практические чувства связаны с трудом, учением, спортом. К ним относятся скука, радости и муки творчества, удовлетворение достижением цели, увлеченность, азарт, энтузиазм, приятная усталость и т. п. Культура чувств, предполагает умение владеть своими эмоциями. Любой человек в силах регулировать свое эмоциональное состояние, быть хозяином своих эмоций Чувства могут быть квалифицированы и по силе стремления к объекту. Здесь выделяются страсти и увлечения. Страсти - сильные, стойкие, длительные чувства. Предметами страсти могут являться самые разные объекты - человек другого пола, вещи, знания и т. д. Бывают и пагубные страсти - азарт игрока, жажда обогащения, наркотики, алкоголь. Основными признаками страстей являются их действенность, единство волевых и эмоциональных моментов; они всегда побуждают к активной деятельности. Увлечения отличаются от страстей тем, что они менее устойчивы, не связаны с основными жизненными установками личности, для них характерно господство эмоционального компонента в ущерб интеллектуальному. Особенно ярко увлечения проявляются в подростковом возрасте. Они могут перерасти в страсти, а могут остаться увлечениями и со временем совсем иссякнуть.
2.3 Функции чувств.
Чувства - одна из форм психического отражения мира. В отличие от познавательных процессов, в которых действительность отражается в виде ощущений, образов, представлений, понятий, мнений, в чувствах объективная реальность отражается в форме переживаний. В чувствах отражаются действительные отношения человека к значимым для него объектам, явлениям. В психологической литературе и обыденной жизни наряду с понятием чувства нередко употребляются и другие - эмоции. В зависимости от того, что выступает предметом потребностей и интересов человека, источником его переживаний, в психологии различают: эмоции как исходные, первичные, простые (элементарные) переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей организма (в пище, отдыхе, самосохранении и т. п.), а также как формы проявления более сложных эмоциональных состояний - чувств; Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека. В опытах Дж. Олдза крыса с вживленным в центр удовольствия электродом сначала случайно нажимала на рычаг, Который, замыкая электросеть вызывал возбуждение этого центра; но после этого она часами не отходила от рычага делая по нескольку тысяч нажимов, отказываясь от сна и пищи (5 -325с.). Х.М.Р. Дельгадо обнаружил центры «агрессивности и успокоения» вживляя электроды в мозг быка, он регулировал радиосигналами агрессивность животного и даже выступал в бое с быком на арене. Разъяренное животное, бросаясь на экспериментатора, останавливалось вблизи от него, как только радиосигнал возбуждая центр «успокоения» (3-67с.) Эмоции связаны и с деятельностью коры больших полушарий. Предлагается (Р.У. Сперри), что эмоции являются функцией правого полушария мозга. Левое доминантное, полушарие контролирует вербальные, логические функции, правое полушарие контролирует чувственную эмоциональную.
ГЛАВА 3. ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ.
1 Эволюционная теория эмоций.
Эволюционная теория происхождения эмоций опубликована в книге «Выражение эмоций у человека и животных» в 1872 году Чарльзом Дарвином. В ней эволюционный принцип применяется к психологическому развитию живого организма и доказывается, что между поведением животного и человека не существует непроходимой пропасти. Как показал Дарвин, во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу его теории. Эмоции, согласно этой теории, появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.
3.2 Структурная теория эмоций Пейпеца.
Концепция американского невропатолога Джеймса Пейпеца классический пример нейропсихологического подхода к рассмотрению эмоций, была опубликована в 1937. Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, Пейпец выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляет замкнутую цепь и включает: гипоталамус, передневентральное ядро таламуса, поясную извилину, гиппокамп и мамиллярные ядра гипоталамуса. Она получила название круга Пейпеца. Позднее, в 1952 году, структура названная кругом Пейпеца была названа Полом Мак-Лином лимбической системы (название учитывало, что поясничная извилина окаймляет основание переднего мозга). Источником возбуждения лимбической системы является гипоталамус, активность которого модулируют нижележащие структуры среднего мозга и через таламус передает возбуждение к поясной извилине коры больших полушарий. По гипотезе Джеймса Пейпеца, поясная извилина является субстратом осознанных эмоциональных переживаний. Сигналы от поясной извилины, через гиппокамп и мамиллярные тела вновь достигает гипоталамуса, обеспечивая обратную связь в лимбической системе. Таким образом, субъективные переживания, возникающие на уровне коры, контролируют висцеральные и моторные проявления эмоций. Существует ряд возражений против теории Джеймса Пейпеца. Так, в эксперименте показано, что стимуляция гиппокампа человека электрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева), а субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания.
3.3 Соматическая теория.
Эмоций Джемса-Ланге Соматическая теория эмоций выдвинута независимо друг от друга американским философом и психологом Уильямом Джеймсом и датским медиком Карлом Георгом Ланге в 1880-1890 годах. Основанием для теории послужил анализ соответствия между объективным проявлением активности вегетативной сферы и субъективным ощущением переживаемой эмоции. Согласно данной теории, эмоциональное ощущение — это проявление в сознании функциональных перестроек в организме, происходящих на уровне вегетативной нервной системы. Внешнее раздражение вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхании, кровообращении, тонусе мышц, вследствие чего в сознание проецируются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций. То есть, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Если вегетативные реакции являются причиной, а эмоции следствием в континууме взаимодействия организма со средой, то «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим». В сравнении с рудиментарной теорией эмоций, которая рассматривает их в контексте элементарных программ поведения, теория Джемса-Ланге затрагивает более глубокие механизмы поведения, оценивая эмоции на подготовительной стадии, как набор вегетативных реакций, обеспечивающих реализацию плана действий. Следует обратить внимание, что в обеих концепциях эмоции рассматриваются несколько односторонне, как атрибут небольшого набора врожденных программ поведения, поэтому создается впечатление, что ряд процессов нашего сознания лишен эмоционального сопровождения, соответственно становится труднообъяснимым присущее человеку богатство эмоциональной сферы.
3.4 Потребностно-информационная теория эмоций.
Потребностно-информационная теория эмоций Павла Васильевича Симонова развивает идею Петра Кузьмича Анохина о том, что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Все сенсорное разнообразие эмоций сводится к умению быстро оценить возможность или невозможность активно действовать, то есть косвенно привязывается к активирующей системе мозга. Эмоция представляется как некая сила, которая управляет соответствующей программой действий и в которой зафиксировано качество этой программы. С точки зрения данной теории, предполагается, что «… эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта». Это утверждение можно представить в виде формулы: Э = П × (Ис - Ин), где Э - эмоция (её сила, качество и знак); П - сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис - информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени. Из формулы хорошо видно, что при Ис>Ин эмоция приобретает положительный знак, а при Ис<Ин - отрицательный.
3.5 Теория В. Джемса.
Суть своей теории В. Джемс сформулировал парадоксально: "Мы расстроены, потому что плачем, разъяренные, потому что бьем другого, боимся, потому что дрожим". То есть внешний эмоциогенных сигнал, действуя на мозг рефлекторно, без участия высших центров, с которыми связаны процессы сознания, включает определенное возбуждение, определенное поведение - ряд изменений в организме, а обратная соматосенсорная и висце-сенсорная афферентация вызывает эмоцию. Таким образом, эмоция отождествляется с сознанием органических изменений, подчеркивается момент чувства или переживания этих изменений. "Телесное возбуждение происходит непосредственно за восприятием факта, который его вызвал: осознание нами этого возбуждения и есть эмоция. Обычно принято говорить таким образом: у нас изменилось состояние, мы расстроены и плачем, и мы встретились с медведем, испуганы и убегаем; мы оскорблены врагом, разъяренные и наносим удар. Первый - душевное состояние не меняется немедленно вторым. Между ними, согласно гипотезе, защищаемой мною, порядок этих событий должен быть несколько должны быть телесные проявления, и потому, рационально выражаться следующим образом: «мы опечалены, потому что плачем; разъяренные- потому что бьем другого, боимся, потому что дрожим», а не говорить: мы плачем, бьем, дрожим, потому что мы расстроены, разъяренные, испуганные. Если бы телесные проявления не происходили бы немедленно за восприятием, то последнее составляло бы по форме своей чисто познавательный акт, бледный, лишенный колорита, эмоциональной "теплоты". Мы могли бы увидеть медведя и решить, что лучше уйти. В. Джемс. (1884).
3.6 Теория И.П. Павлова.
Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы. И.П. Павлов отмечал: «это эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований» (б.-242-243с.). Эмоции как генетически обусловленная неспецифическая поведенческая программа определяется комплексом нервных структур, входящих в лимбическую систему мозга. В эту систему входят наиболее древние части среднего, промежуточного и переднего мозга. Лимбическая система связана с вегетативной нервной системой и ретикулярной формацией (расположенной в стволе головного мозга и обеспечивающей энергетические ресурсы мозговой деятельности). Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов «осознаются» и расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток проходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий. К базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоции. Исследователи мозга обнаружили в области подкорки (в гипоталамусе) эмоции и чувства сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов (отсюда побледнение и покраснение кожи). Сердце не случайно считается символом чувств. Сильные эмоции вызывают прекращение слюноотделения (сухость во рту), угнетение работы внутренних органов, изменение кровяного давления, мышечной активности. В состоянии эмоционального возбуждения человек способен на многократное увеличение физических усилий. Иногда физически слабый человек преодолевает препятствия, доступные лишь тренированным спортсменам. Особые нервные структуры являются центрами страдания и удовольствия, агрессии и успокоения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоции — это свойственные каждому из нас психологические реакции на хорошее и плохое, это наши тревоги и радости, отчаяние и наслаждение. Эмоции обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию поддерживают интерес к жизни, к окружающему миру. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, подобно чувствам, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, передаются другим людям, сопереживаются. Чувства — это, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер, они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Отличия чувств от эмоций заключаются в следующем: Независимость от ситуации, чувства выступают как обобщение эмоций. Чувства связаны с ведущими мотивами человека, а эмоции - нет, поэтому чувства и эмоции могут не совпадать по отношению к одному и тому же объекту. Чувства - ведущая роль коры головного мозга, которая оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, регулирует протекание и выражение чувств и эмоций. Особая роль второй сигнальной системы. Слово - сигнал для возникновения чувств, эмоций, основа формирования высших чувств: моральных, интеллектуальных. Эмоции обусловлены возбуждением подкорковых центров и вегетативной нервной системы (симпатической нервной системы). Они, вызывают изменения в органах кровообращения, дыхания, пищеварения, в функционировании высшей нервной деятельности (влияют на мышление, память, координацию движения, продуктивность деятельности). Возникновение и проявление эмоций, и чувств - связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций, и чувств, с деятельностью сердца, дыханием, с изменениями в работе скелетных (пантомимика) и лицевых (мимика) мышц. Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в лимбической системе существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров наслаждения - «рая», и страдания - «ада». Эмоциональные состояния — это психосоматическое единство. Сочетание физиологических, биохимических, поведенческих изменений, субъективных психологических переживаний, изменений в речи, ее интонации, темпа, а не только одни психологические переживания. Психологические исследования показали, что большую часть информации в процессе общения человек получает с помощью невербальных средств коммуникации. С помощью вербального (словесного) компонента человек передает небольшой процент информации, основная же нагрузка при передаче смысла лежит на так называемых «внеязыковых» средствах общения. Целостное определение эмоций должно учитывать характер ее переживания, включать неврологический и экспрессивный компоненты. Эмоции возникают как результат изменений в нервной системе, и эти изменения могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними событиями.