Файл: 3 Методические рекомендации профилактики и коррекции агрессивного поведения детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Констатирующий эксперимент и его анализ




2.1 Организация и методики исследования



Констатирующий эксперимент предполагает организацию исследования, подбор методик и первичную психологическую диагностику проблемы.

Целью настоящего констатирующего эксперимента является выявление уровня агрессии детей младшего школьного возраста.

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ г. Зеленогорска Красноярского края. В исследовании приняли участие 18детей 2 «А» класса, всего 8 мальчиков и 10 девочек.

При составлении диагностической программы мы исходили из того, что получение объективной и достоверной информации возможно лишь при условии применения нескольких методов. В связи с этим для изучения уровня проявления агрессивности мы использовали следующий психодиагностический инструментарий:

- анкета для педагога «Критерии агрессивности у ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко);

- опросник «Басса-Дарки»;

методика «Несуществующее животное».

Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко) включает следующие вопросы (Приложение 3):

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

. Иногда он настаивает на чем-то, когда окружающие теряют терпение.

. Он не прочь подразнить животных.

. Переспорить его трудно.

. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

. В ответ на обычные расположения стремится сделать все наоборот.

. Часто не по возрасту ворчлив.

. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

. Любит быть первым, командовать, подчинять себя других.

. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виновных.

. Легко ссорится, вступает в драку.

. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.


. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Чтобы получить общий балл тревожности суммируются «плюсы». Если по анкете набрано 15-20 баллов, то это говорит о высоком уровне тревожности, 7-14 баллов - о среднем и 1-6 баллов - о низком.

Метод тестирования (опросник Басса-Дарки) (Приложение 4).

Опросник Басса-Дарки дифференцирует проявление агрессии и враждебности. Опросник содержит 75 утверждений, которые оцениваются по восьми шкалам. Инструкция к этому опроснику чрезвычайно проста: проставить «да» у тех положений, с которыми вы согласны, и «нет» - около тех, с которыми вы не согласны. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

- физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Обработка опросника производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

Агрессия - это активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.

Враждебность - это общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим.

Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определённой величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Методика Басса-Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно убедиться в том, что у различных категорий детей агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики.

Методика «Несуществующее животное» (Приложение 5).

Данная методика разработана Дукаревич М.З.Необходимо придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим названием. Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами. Для количественной обработки введены баллы, обозначающие выраженность того или иного параметра: 0 - не выражено, 1 - слабо выражено, 2 - сильно выражено.





Показатели агрессивности

Балл

1

Угрожающее название

0,1,2

2

Одинокий

0,1,2

3

Рисунок расположен в нижней части

0,1,2

4

Большое количество зубов

0,1,2

5

Рот с зубами и клыками, клюв

0,1,2

6

Открытый рот без прорисовки губ, языка, зачеркнутый

0,1,2

7

Глаза отсутствуют, пустые, большие, зачеркнутые

0,1,2

8

Хвост повернут влево, вниз

0,1,2

9

Затемнение линий контура, штриховка

0,1,2

10

Наличие деталей: рога, когти, панцирь, иглы, чешуя

0,1,2

11

Голова обращена влево или анфас

0,1,2

12

Крупное изображение

0,1,2

13

Неаккуратность рисунка

0,1,2

14

Сверхсильный нажим

0,1,2

15

Острые ногти, острые рога, острые наросты

0,1,2

16

Реально существующие

0,1,2

17

Оружие, режущее, колющее или рубящее

0,1,2

18

Описание образа жизни: питается людьми, подробное описание поедания жертв

0,1,2

19

Описание образа жизни: любимое или обычное занятие: ломает деревья

0,1,2

20

Описание образа жизни: друзья: злые, агрессивные персонажи

0,1,2

21

Описание образа жизни: враги: большое число или полное отсутствие (боязнь агрессии)

0,1,2



Высокая агрессивность - 21 - 42 баллов.

Средняя агрессивность - 11 - 21 баллов.

Низкая агрессивность - 1 - 11 баллов.


2.2 Анализ результатов исследования


агрессивный поведение детский

Результаты анкетирования педагога представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Критерии агрессивности (По опроснику Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко)





Имя Ф.

Пол

Возраст, лет

Балл

Уровень агрессии, чел.
















низкая

средняя

высокая

1

Андрей Н.

м

8

3

+







2

Антон Г.

м

7

7




+




3

Антон Ч.

м

8

3

+







4

Артем М.

м

8

7




+




5

Виктор У.

м

7

3

+







6

Вова Н.

м

7

1

+







7

Диана Л.

ж

7

1

+







8

Женя С.

м

8

5

+







9

Катя С.

ж

7

8




+




10

Ксения М.

ж

8

4

+







11

Лариса В.

ж

8

2

+







12

Лена Я.

ж

7

5

+







13

Марина М.

ж

7

9




+




14

Настя Ж.

ж

8

5

+







15

Настя К.

ж

7

5

+







16

Оксана М.

ж

8

3

+







17

Олег А.

м

8

15







+

18

Оля Т.

ж

8

3

+







Всего баллов

89

13

4

1