Файл: 3 Методические рекомендации профилактики и коррекции агрессивного поведения детей.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Агрессивное поведение у детей
1.1 Понятие агрессии и агрессивного поведения
1.2 Типология агрессивного поведения
1.3 Детская агрессивность и её причины
2. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Методические рекомендации профилактики и коррекции агрессивного поведения детей
. Алексеева Е.Е. Семейное консультирование в работе детского практического психолога / Е.Е. Алексеева // Психолог в детском саду. - 2004. - №4.
. Алфимова М.В. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. - 2000. - № 6.
. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - М.:Олма-Пресс, 2007. - 510 с.
. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб: Питер, 1999. - 352 с.
. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова и др. - М.: Генезис, 2007. - 347 с.
. Большой психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. - М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
. Бреслав Г.М. Психотерапия агрессивного поведения детей и подростков : метод. пособие для врачей / Г.М. Бреслав. - СПб.: Комздрав, 2004. - 334 с.
. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2008. - 671 с.
. Демко Е.В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6-7 лет : дис. канд.пед. наук / Е.В. Демко. - Армавир, 2005.
. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. / А.Г. Долгова. - М.: Генезис, 2009. - 216 с.
. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. - 2001. - № 1.
. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.-160 с.
. Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста / И.В. Ковалева. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 48 с.
. Колосова С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
. Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком / Е.К. Лютова. - СПб.: Речь, 2002. - 190 с.
. Овчарова Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. - М.: Академия, 2003. - 448 с.
. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков / Н.М. Платонова. - СПб.: Речь, 2004. - 336 с.
. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие / Е.И. Рогов. - M., 2003.
. Рожков О.П. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет / О.П.Рожков. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 56 с.
. Романов А.А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. Пособие / А.А. Романов. - М.:ПлэЙТ, 2004. - 48 с.
. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 158 с.
. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 160 с.
. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - Мн.: НИО, 1996. - 216 с.
. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения / И.А. Фурманов. - М.: Владос, 2008. - 351 с.
. Хомич А.В. Психология девиантного поведения. Учебное пособие / А.В. Хомич. - Ростов-на-Дону: ЮРУИ, 2006. - 140 с.
. Чижова С.Ю. Детская агрессивность / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 160 с.
. Шебанова В.И. Профилактика и коррекция агрессивного поведения дошкольников и младших школьников / В.И. Шебанова// Практ. псих.соц. робота. - 2002. - №1. - С.6-22.
Приложение
Приложение 1
Основные теории возникновения агрессии
Приложение 2
Классификация видов агрессивного поведения
Разделение по направленности на объект | Гетероагрессия-направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д. | Аугоагрессия направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания | |
Разделение по причине появления | Реактивная агрессия-представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.) | Спонтанная агрессия -появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях) | |
Разделение по целенаправленности | Инструментальная агрессия-совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы, стоматолог, удаляющий больной зуб, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр. | Целевая (мотивационная) агрессия-выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его, мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр. | |
Разделение по открытости проявлений | Прямая агрессия-направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытоехамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр. | Косвенная агрессия -обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы «не в духе», срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр. | |
Разделение по форме проявления | Вербальная-выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику | Экспрессивная-проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику | Физическая-прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику |
Приложение 3
Анкета «Критерии агрессивности у ребенка»
Ответьте, пожалуйста, на каждое утверждение «да» или «нет».
№ | Исследуемый ребенок | да | нет |
1 | Злой дух временами вселяется в него | | |
2 | Он не может промолчать, когда чем-то недоволен | | |
3 | Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же | | |
4 | Иногда ему без всякой причины хочется выругаться | | |
5 | Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки | | |
6 | Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение | | |
7 | Он не прочь подразнить животных | | |
8 | Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним | | |
9 | Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих | | |
10 | В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот | | |
11 | Часто не по возрасту ворчлив | | |
12 | Воспринимает себя как самостоятельного и решительного | | |
13 | Любит быть первым, командовать, починять себе других | | |
14 | Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых | | |
15 | Легко ссорится, вступает в драку | | |
16 | Старается общаться с младшими и физически более слабыми | | |
17 | У него нередки периоды мрачной раздражительности | | |
18 | Не считается со сверстниками, не уступает, не делится | | |
19 | Уверен, что любое задание выполнит лучше других | | |
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Подсчитайте, сколько утверждений, по Вашему мнению, относится к исследуемому ребенку.
Высокая агрессивность - 15-20 баллов
Средняя агрессивность - 7-14 баллов
Низкая агрессивность - 1-6 баллов
Приложение 4
Опросник Басса-Дарки
Инструкция: проставить «да» у тех положений, с которыми вы согласны и «нет» - около тех, с которыми вы не согласны.
Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим | да | нет |
Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю | да | нет |
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь | да | нет |
Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню | да | нет |
Я не всегда получаю то, что мне положено | да | нет |
Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной | да | нет |
Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать | да | нет |
Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести | да | нет |
Мне кажется, что я не способен ударить человека | да | нет |
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами | да | нет |
Я всегда снисходителен к чужим недостаткам | да | нет |
Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его | да | нет |
Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами | да | нет |
Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал | да | нет |
Я часто бываю не согласен с людьми | да | нет |
Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь | да | нет |
Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему | да | нет |
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями | да | нет |
Я гораздо более раздражителен, чем кажется | да | нет |
Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор | да | нет |
Меня немного огорчает моя судьба | да | нет |
Я думаю, что многие люди не любят меня | да | нет |
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной | да | нет |
Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины | да | нет |
Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку | да | нет |
Я не способен на грубые шутки | да | нет |
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются | да | нет |
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались | да | нет |
Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится | да | нет |
Довольно многие люди завидуют мне | да | нет |
Я требую, чтобы люди уважали меня | да | нет |
Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей | да | нет |
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" | да | нет |
Я никогда не бываю мрачен от злости | да | нет |
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь | да | нет |
Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания | да | нет |
Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть | да | нет |
Иногда мне кажется, что надо мной смеются | да | нет |
Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям | да | нет |
Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены | да | нет |
Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня | да | нет |
Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь | да | нет |
Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием | да | нет |
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел | да | нет |
Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" | да | нет |
Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю | да | нет |
Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею | да | нет |
Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь | да | нет |
С детства я никогда не проявлял вспышек гнева | да | нет |
Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться | да | нет |
Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать | да | нет |
Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня | да | нет |
Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ | да | нет |
Неудачи огорчают меня | да | нет |
Я дерусь не реже и не чаще чем другие | да | нет |
Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее | да | нет |
Иногда я чувствую, что готов первым начать драку | да | нет |
Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо | да | нет |
Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю | да | нет |
Я ругаюсь только со злости | да | нет |
Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть | да | нет |
Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее | да | нет |
Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу | да | нет |
Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся | да | нет |
У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить | да | нет |
Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает | да | нет |
Я часто думаю, что жил неправильно | да | нет |
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки | да | нет |
Я не огорчаюсь из-за мелочей | да | нет |
Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня | да | нет |
Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение | да | нет |
В последнее время я стал занудой | да | нет |
В споре я часто повышаю голос | да | нет |
Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям | да | нет |
Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить | да | нет |