Файл: 3 Методические рекомендации профилактики и коррекции агрессивного поведения детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление
Введение

. Агрессивное поведение у детей

.1 Понятие агрессии и агрессивного поведения

.2 Типология агрессивного поведения

.3 Детская агрессивность и её причины

. Констатирующий эксперимент и его анализ

.1 Организация и методики исследования

.2 Анализ результатов исследования

.3 Методические рекомендации профилактики и коррекции агрессивного поведения детей

Заключение

Список используемой литературы

Приложение


Введение



В последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детской агрессии. Поэтому проблема агрессивного поведения детей чрезвычайно актуальна для современного общества. Воспитатели и учителя отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом всё больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание, строгий выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие неэффективно, т.к. такие «выговоры», «внушения», «беседы», проходящие под устрашающим девизом «То ли ещё будет...» скорее усиливают особенности таких детей и ни в коей мере не способствуют их «перевоспитанию» или стойкому изменению поведения к лучшему.

Агрессия является предметом большого числа психолого-педагогических работ как зарубежных, так отечественных исследователей. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Этим вопросом занимались такие авторы, как З. Фрейд, К. Лоренц, А. Бандура, М. Алвор, П. Бейкер, Н.Л. Кряжева, К. Фопель, Ю.С. Шевченко и другие.

В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались: Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, М.М.Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитон и др. Большое внимание также уделялось разработке способов преодоления агрессии. Данного вопроса касались: Л.И. Божович, М.М. Кольцова, М.И. Лисина и др. Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников раскрыты в работах Р.В. Овчаровой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной. Т.П. Смирнова, Г.Э. Бреслав делают акцент на психологической коррекции агрессивного поведения, выделяя диагностические критерии. С.Л.Колосова рассматривает особенности, истоки и генезис детской агрессивности. Н.М. Платонова, А.В. Ковальчук, анализирует возможности
использования различных форм и методов диагностической, коррекционной, профилактической работы с агрессивными детьми и подростками. Различные способы и методы коррекции агрессивного поведения детей 6-10лет предлагают Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс и др.

Проблема детской агрессии и агрессивного поведения требует немедленного безотлагательного решения. Современный педагог-психолог, работающий в сфере образования, в силу сложившейся ситуации просто обязан владеть эффективными технологиями работы с агрессивными школьниками. При этом работа педагога-психолога по своевременной диагностике, профилактике и коррекции агрессивного поведения должна начинаться уже в начальной школе, поскольку, согласно результатам последних лет, агрессия значительно помолодела. Если раньше речь шла о начальных проявлениях агрессивности преимущественно в подростковом возрасте, то теперь данная проблема стала актуальной для начальной школы, а зачатки агрессивности в поведении детей все чаще наблюдаются уже в дошкольном возрасте.

Цель: изучение детской агрессивности.

Объектом исследования является агрессивность у младших школьников.

Предметом - особенности агрессивного поведения.

С учетом цели, объекта и предмета определены задачи:

) Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

) Отобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня агрессивности и тревожности у детей младшего школьного.

) Проведение исследования и анализ его результатов.

Поставленные задачи определили выбор методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, психодиагностический метод (анкета «Критерии агрессивности у ребенка» по Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко; опросник Басса-Дарки, методика «Несуществующее животное»).

Методологической основой исследования являются теоретические положения авторов, которые изучали агрессивность и агрессию таких как: Альберт Бандура, Конрад Лоренц, Роберт Бэрон и Дебора Ричардсон.





1. Агрессивное поведение у детей




1.1 Понятие агрессии и агрессивного поведения



Для того чтобы рассмотреть проблему преодоления детской агрессии в старшем дошкольном возрасте необходимо сначала пояснить, каково общее понятие агрессии, ее структура и природа. Слово «агрессия» происходит от слова adgradi (ad-на,gradus-шаг), в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». В психолого-педагогической литературе существует ряд определений агрессии. В психологическом словаре дается такое определение: «Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психологический дискомфорт, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности...». Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Второе определение, предложенное, несколькими известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. И, наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.

Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие исследователи склоняются к принятию определения, близкого ко второму. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Исследователь агрессивного поведения Л. Берковец обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии среди зарубежных ученых заключается в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Л. Бендер рассматривает агрессию как тенденцию приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан понимает её как внутреннюю черту, дающую человеку возможность противостоять стрессогенным обстоятельствам. Х. Дельгадо пишет, что человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. Ряд авторов разделяют понятия агрессии как особой формы поведения и агрессивности как психической характеристики в составе личности. Агрессия рассматривается ими как специфически организованный процесс, выполняющий определённую функцию, а агрессивность понимается как сложный системный компонент, являющийся частью более мощной системы психики человека. Давая дефиницию понятия агрессии, многие исследователи опираются на изучение объективно наблюдаемых и измеряемых феноменов, которыми чаще всего выступают акты поведения человека. А. Басе рассматривает агрессию как некую реакцию, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. Уилсон отмечает, что агрессия есть физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.


Среди теорий, описывающих и пытающихся объяснить агрессию, есть такие, согласно которым агрессивное поведение, как и любое другое социальное поведение, находится под контролем инстинктов (инстинктивная теория Мак Дугала). Есть те, которые рассматривают агрессию как выражение инстинкта смерти (психоаналитическая теория З.Фрейда). Те, которые считают агрессивное поведение совокупностью паттернов реакций, высвобождающихся под действием специфических для каждого вида внешних или «знаковых» стимулов (этологическая теория К. Лоренца), а также те, с чьих позиций агрессия представляется драйвом, порожденным фрустрацией (гипотезы фрустрации - агрессии Д. Долларда и Н. Миллера). Теориями агрессивного поведения детей и подростков, получившими наибольшие распространение и поддержку в США, стали теория социального научения (А. Бандура) и когнитивно-поведенческая теория (Н. Новако). Согласно теории социального научения, агрессивные формы поведения усваиваются либо через непосредственное переживание, либо из наблюдения. Когнитивно-поведенческая модель развивает это положение и рассматривает гнев как интенсивную эмоциональную реакцию на фрустрацию или провокацию, отличающуюся повышенным непроизвольным возбуждением, изменениями активности центральной нервной системы и когнитивным обозначением физиологического возбуждения как гнева. Таким образом, агрессия понимается как только одно из возможных открытых выражений субъективного переживания гнева.

Один из ведущих отечественных специалистов по исследованию детской агрессивности Г.Э. Бреслав считает наиболее объяснительным в происхождении агрессивного поведения психоаналитический подход, считающий, что агрессивные тенденции заложены в самой природе человека, а радость, получаемая от разрушения и применения насилия, - его первозданное свойство. Фрейдовская теория рассматривает агрессивность как врождённую деструктивную силу, которая подавляется с помощью Супер-Эго, причем в процессе подавления агрессия поворачивается в сторону своего носителя и выступает у индивида в форме влечения к смерти. А. Адлер видел в агрессии стремление преодолеть врожденное чувство неполноценности. Для Ф. Перлза она представлялась не «импульсом смерти», а «импульсом жизни», необходимым для активной ассимиляции внешнего мира. К. Лоренц считает, что влечение к агрессии встроено в психику человека, и для своего проявления она не нуждается во внешней угрозе или внутренней фрустрации. Она возникает спонтанно и нуждается в разрядке. Биологическую природу агрессивности, по его мнению, подчеркивают успехи селекционеров, выводящих как агрессивные породы собак, так и неагрессивные (сенбернар, ньюфаундленд).