Файл: Учебнометодическое пособие по освоению дисциплины с контрольными заданиями для студентов бакалавриата по направлению подготовки Экономика (профиль Бухгалтерский учет, анализ и аудит).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В результате изучения дисциплины «Бухгалтерский учет в торговле» студент должен владеть:
-
практическими навыками ведения бухгалтерского учета в торговле; -
способностью подготавливать финансовую и другую отчетность организаций торговли, необходимую для удовлетворения потребностей внутренних и внешних ее пользователей.
Дисциплина «Бухгалтерский учет в торговле» входит в состав вариативной части образовательной программы подготовки бакалавров по профилю
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», модуля «Бухгалтерский учет в коммерческих организациях».
При изучении дисциплины используются знания и навыки, полученные на втором и третьем курсах вузовской подготовки по бухгалтерскому учету, а также получаемые студентами при параллельном освоении дисциплин «Контроль и ревизия» и «Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции»,
«Финансовый анализ в коммерческих организациях».
Приступая к занятиям, необходимо тщательно подобрать рекомендуемую литературу. После изучения всех тем дисциплины студент должен выполнить контрольную работу.
-
Структура дисциплины
Дисциплина «Бухгалтерский учет в торговле» при заочной форме обучения изучается в 8-м, 9-м и 10-м семестрах образовательной программы бакалавра.
В 8-м семестре предусматривается одна лекция по теме: «Общие положения».
В 9-м семестре предусматриваются две лекции по темам:
4. Цели, задачи и принципы учета товарных операций.
-
Счета для учета товаров. -
Учет покупки и продажи товаров. Установочная сессия. и три практических занятия по темам:
2. Документальное оформление поступления и выбытия товаров.
-
Счета для учета товаров. -
Учет покупки и продажи товаров.
В этом же 9-м семестре выполняется контрольная работа и проводится аттестация результатов освоения соответствующих тем в форме зачета.
В 10-м семестре предусматриваются три лекции по темам:
-
Особенности учета товарных операций в общественном питании. -
Учет возврата товаров покупателями. -
Инвентаризация товаров. -
Учет товарных потерь. -
Учет переоценки товаров. -
Учет расходов на продажу. -
Учет тары.
и пять практических занятий по темам 9,10,11,12,13.
В этом же 10-м семестре выполняется Курсовая работа и проводится аттестация по дисциплине в форме экзамена.
2. Содержание и методические указания по освоению дисциплины
Тема 1. Организация материальной ответственности работников
Содержание темы
Понятие материальной ответственности; условия возложения на работника материальной ответственности; виды материальной ответственности.
Методические указания
Цель темы - изучить систему материальной ответственности работников за сохранность товаров, тары и денежных средств по признаку объема ответственности.
В результате изучения дисциплины будут получены знания по следующим вопросам: понятие материальной ответственности; условия, при которых материальная ответственность может быть возложена на работника; виды материальной ответственности по признаку объема ответственности
Под материальной ответственностью понимается обязанность работника возместить ущерб, причиненный работодателю, в порядке, установленном законодательством.
Основным законодательным актом, регулирующим вопросы, связанные с материальной ответственностью, является Трудовой кодекс РФ.
Материальная ответственность может быть возложена на работника при наличии следующих условий:
-
Наличие прямого действительного ущерба, причиненного организации, то есть при нарушении работником ст. 21 ТК РФ, которая вменяет ему в обязанность бережно относится к имуществу работодателя. -
Существование прямой причинной связи между действиями (бездействием) работника и ущербом, нанесенным работодателю. Например, работник не может нести ответственность за поломку оборудования, если оно имело место вследствие брака, допущенного изготовителем. -
Наличие вины работника, обусловленное действиями или бездействием работника.
Материальная ответственность может быть ограниченной или полной. При ограниченной ответственности работник возмещает ущерб в пределах своего среднего месячного заработка. При полной материальной ответственности работник обязан возместить причиненный ущерб в полном размере.
Полная материальная ответственность наступает, если с работником заключен специальный письменный договор. По этому договору администрация обязуется создать работнику необходимые условия для обеспечения сохранности товаров, а работник обязуется обеспечить эту сохранность.
Письменные договоры о полной материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими денежные, товарные ценности или иное имущество.
Работник, заключивший с организацией договор о полной материальной ответственности, отвечает за сохранность тех ценностей, которые он лично получил по первичным документам, несмотря на то что в некоторых случаях к этим ценностям имеют доступ и другие лица (подсобные рабочие, уборщицы и др.)
В типовом документе о полной материальной ответственности предусматриваются обязанности работников и администрации по обеспечению сохранности ценностей. Невыполнение администрацией принятых обязанностей, повлекшее возникновение ущерба, является основанием для уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению работником, либо вообще освобождения его от этого возмещения.
Заключенный договор о полной материальной ответственности действует в течение всего времени работы с вверенными работнику материальными ценностями организации.
Материальная ответственность может быть индивидуальная и коллективная (бригадная). В первом случае за сохранность товаров отвечает один работник, а во втором случае- несколько работников (бригада). Коллективная (бригадная) материальная ответственность вводится, когда при совместном выполнении работ, связанных с приемкой, хранением и продажей (отпуском) ценностей, невозможно разграничить ответственность каждого работника за причинение ущерба.
Количество членов бригады в зависимости от конкретных условий работы устанавливается администрацией.
Руководство бригадой возлагается на бригадира,
являющегося старшим по должности в бригаде. Он должен иметь соответствующее образование, достаточную квалификацию и опыт работы в торговле. Бригадир и его заместитель назначаются приказом руководителя организации. При этом, с правовой точки зрения, согласия коллектива бригады на это не требуется, однако на практике данное назначение принимается, как правило, с учетом мнения членов бригады.
При временном отсутствии бригадира (отпуск, болезнь, командировка и т. п.) его обязанности возлагаются администрацией предприятия на заместителя бригадира или на одного из членов бригады, где нет заместителя бригадира.
Литература: 8,9
Вопросы для самоконтроля
-
Какой нормативный документ регулирует вопросы, связанные с материальной ответственностью? -
Назовите условия, при которых материальная ответственность может быть возложена на работника? -
Назовите виды материальной ответственности по признаку объема ответственности.
Тема 2. Документальное оформление поступления и выбытия товаров
Содержание темы
Общие положения. Документальное оформление поступления товаров. Документальное оформление продажи товаров. Документальное оформление прочих товарных операций.
Методические указания
Цель темы - освоить правила оформления первичных учетных документов по движению товаров в соответствии с федеральным законом от 6. 12. 11 № 402 ФЗ «О бухгалтерском учете» (Закон 402 ФЗ).
В результате изучения темы будут получены знания по следующим вопросам: требования законодательства по оформлению первичных учетных документов; характеристика договоров купли- продажи (поставки), сопроводительных документов поставщиков; первичных учетных документов, составляемых покупателем (юридическим лицом).
Правила документирования и первичного учета, установлены Федеральным законом от 06.12.11 г. № 402 ФЗ «О бухгалтерском учете». Законом предусмотрена отмена обязательного применения унифицированных форм первичных учетных документов для всех кроме организаций государственного сектора. Коммерческие организации могут составлять первичные документы по собственным формам, утвержденным руководителем экономического субъекта с учетом специфики деятельности организации.