Файл: Учебнометодическое пособие по освоению дисциплины с контрольными заданиями для студентов бакалавриата по направлению подготовки Экономика (профиль Бухгалтерский учет, анализ и аудит).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При разработке собственных форм первичных документов Закон предписывает выполнить требования о наличии в них всех обязательных реквизитов.

Необходимость разработки собственных форм учетных документов может возникнуть, например, если организация самостоятельно получает информацию о текущей рыночной стоимости активов из официальных источников, то подтверждающим документом может быть самостоятельно разработанный акт, подтверждающий текущую рыночную стоимость. Акт должен содержать семь обязательных реквизитов, предусмотренных Законом, и утвержден в составе учетной политики организации.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным- непосредственно после его окончания. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Предприятия торговли получают товары от поставщиков на основе договоров поставки. Договор поставки является правовым документом, определяющим права и обязанности поставщиков и покупателей. Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно- транспортной накладной, счетом или счетом- фактурой для зачета НДС). Накладная в торговой организации может быть как приходным, так и расходным документом. Товарно- транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом.

При доставке товаров железнодорожным транспортом в качестве сопроводительного документа используют железнодорожную накладную.

Основанием для оприходования товаров на складе является второй экземпляр товарной накладной (форма № торг- 12), переданный организацией- поставщиком. В случае если отметки о приемке в накладной поставщика недостаточно (требуется отражение дополнительных сведений о товаре) оформляется акт о приемке товаров (форма № торг- 1).

Продажа товаров оптом осуществляется на основании накладной (обычно используется форма № торг- 12), в которой делается отметка об отпуске и получении товара и ставится печать организации. Электронный формат формы

торг- 12
утвержден приказом ФНС России от 21.03.2012 ММВ- 7- 6/ 172

«Об утверждении форматов первичных учетных документов».

При продаже товаров в любом случае составляется счет-фактура. Однако, если не заполнен хотя бы один из обязательных реквизитов, то счет- фактура не может служить для покупателя основанием для включения суммы уплаченного НДС в состав налоговых вычетов. Накладная и счет- фактура могут быть заполнены универсальным передаточным документом (УПД). Отпуск товара со склада продавца производят при предъявлении доверенности получателем груза. Именно доверенность подтверждает право материально- ответственного лица на получение товара.

Наличные денежные расчеты или расчеты с применением платежных карт с покупателями ведутся с применением контрольно- кассовых машин (ККТ). Сумма розничного товарооборота определяется по сумме выручки за проданные товары.

Первичные документы отражают (реконструируют) реальные хозяйственные процессы. Администрация с помощью бухгалтерского учета

знает об этих процессах на основе сведений, приведенных в документах, и, следовательно, студент, четко представляя содержание и движение документов, видит и сами хозяйственные процессы, и лиц участвующих в них (видит за товаром кладовщика).

Литература: 6,9,14,22

Вопросы для самоконтроля

  1. Как отражают первичные данные бухгалтерского учета?

  2. Какова характеристика реквизитов бухгалтерских документов?

  3. Каковы требования к оформлению бухгалтерских документов?

  4. В чем состоит безбумажная технология регистрации первичных документов?

  5. Укажите способы юридического подтверждения первичных данных, зарегистрированных в электронном формате.



Тема 3. Отчетность материально-ответственных лиц по операциям с товарами и тарой

Содержание темы
Общие положения. Порядок составления отчетности по операциям с товарами и тарой. Проверка отчетности по операциям с товарами и тарой. Проблемные вопросы составления и представления отчетности.
Методические указания

Цель темы - изучить особенности и проблемные вопросы составления отчетности материально-ответственных лиц о наличии и движении товаров и тары.


В результате изучения темы будут получены знания по следующим вопросам: периодичность составления отчета; правила заполнения унифицированной формы товарного отчета № торг- 29; правила составления унифицированной формы отчета по таре № торг- 30.

Товарный отчет составляют при сальдовом методе учета, но возможно его использование и при других методах учета. Основой товарного отчета является подтверждение товарного остатка. В товарном отчете, составленном после инвентаризации, остатки товаров записываются из инвентаризационной описи. Товарные отчеты в оптовых организациях могут содержать сведения об остатках, приходе и расходе товаров не только в стоимостном, но и в количественном выражении.

В начале месяца материально- ответственное лицо получает проверенный бухгалтерией товарный отчет с остатками товаров в стоимостном выражении. Данные об остатках товара на начало месяца переносятся в товарный отчет текущего месяца.

В течение отчетного месяца материально- ответственное лицо отражает движение товаров на основании приходных и расходных документов с указанием их номеров.

Основными приходными документами являются товарная накладная, товарно- транспортная накладная и счет- фактура.

В зависимости от особенностей товаров могут быть еще и приложены документы, подтверждающие качество товаров.

При учете товаров по продажным ценам стоимость проданных товаров определяется по показаниям счетчиков ККМ.

На 1- е число каждого месяца материально- ответственное лицо представляет в бухгалтерию данные о фактических остатках товаров по каждому наименованию.

На основе сверки их с учетными остатками выявляются возможные излишки и недостачи товаров и принимаются соответствующие управленческие решения.

Товарный отчет с остатками товаров на начало нового месяца передается материально-ответственному лицу.

Осваивая тему, студент должен уяснить что, решающее значение при проверке товарных отчетов должно быть обращено на встречную сверку документов. При проверке товарных отчетов необходимо выделить три основных видах сверки:

  1. На предприятиях розничной торговли и общественного питания сумму товаров, проданных на наличный расчет, указанную в товарном отчете, сверяют с суммами выручки по кассовым отчетам;

  2. При перемещении товаров внутри предприятия следует взаимно сверять документы торговых единиц, отпустивших товары, с документами торговых единиц, их получивших;

  3. Товарные документы на поступление товаров от поставщиков, приложенные к товарному отчету, сопоставляют с экземпляром документа поставщика на эту партию товаров.


Товарные отчеты используют не только для контроля за сохранностью ценностей, но и для наблюдения за состоянием товарных запасов.

Литература: 6,9,22

Вопросы для самоконтроля

  1. Почему применяются различные формы товарных отчетов?

  2. Зачем к товарным отчетам прилагают первичные документы?

  3. Зачем в товарном отчете указывают прописью число прилагаемых документов?

  4. Что должен сделать бухгалтер, обнаружив несоответствие отчетному периоду даты первичных документов, приложенных к товарному отчету?


Тема 4. Цели, задачи и принципы учета товарных операций
Содержание темы

Общие положения. Цели и задачи бухгалтерского учета товарных операций. Принципы бухгалтерского учета товаров.

Методические указания

Цель темы – показать информационную роль бухгалтерского учета в торговой деятельности.

В результате изучения темы будут получены знания по следующим вопросам: в чем различие между целями и задачами бухгалтерского учета; содержание принципов учета товаров и тары.

Цели бухгалтерского учета товаров и тары определяют требования, установленные законом 402 ФЗ:

  1. Представление информации, необходимой для эффективного управления товарными запасами, что дает возможность администрации принимать наиболее действенные экономические решения с минимальными затратами;

  2. Обеспечение контроля деятельности лиц, занятых в торговой деятельности, соблюдение правоотношений, как между предприятиями, так и между лицами внутри предприятия.

Для достижения этих целей необходимо решить следующий комплекс бухгалтерских задач:

  1. Обеспечение совместно с другими службами предприятия правильной организации материальной ответственности за товары и тару;

  2. Проверка правильности документального оформления, законности и целесообразности товарно-тарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;

  3. Проверка полноты и своевременности оприходования товаров и тары материально-ответственными лицами, правильности и своевременности списания проданных товаров;

  4. Контроль совместно с другими службами за соблюдением правил проведения инвентаризации, своевременное и правильное выведение её результатов.


В основе решения перечисленных задач лежат следующие принципы учета товаров и тары:

  1. Организация учета по каждому материально-ответственному лицу (бригаде). В данном случае эта ответственность вытекает из договора о материальной ответственности;

  2. Выбор схемы учета товаров и тары, наиболее целесообразного в условиях работы конкретного предприятия. Возможны три схемы:

  • индивидуальная (попредметная) фиксируется движение каждой единицы товаров – применяется в комиссионной торговле;

  • натурально-стоимостная – фиксируется движение товаров по отдельным наименованиям в натуральном и стоимостном измерениях. В розничной торговле такая схема учета возможна в организациях, использующих штрих-коды;

  • стоимостная – фиксируется общий объем товарной массы.

  1. Единство оценки товаров при их оприходовании и выбытии, если товары оприходованы по продажным ценам, то и списываться они должны по этим ценам.

  2. Контроль деятельности материально-ответственных лиц путем встречной сверки. Бухгалтерский учет учитывает действия лиц, занятых в торговой деятельности: если одно лицо отпускает товары, то другое их непременно должно оприходовать.

Литература: 1,9,14
Вопросы для самоконтроля

  1. В чем различие между целями и задачами бухгалтерского учета?

  2. Каково содержание и взаимосвязь между экономической и юридической целями, стоящими перед бухгалтерским учетом в торговле?

  3. Что такое правовая основа бухгалтерского учета? Назовите основные нормативные акты, составляющие её.

  4. При каких условиях в розничной торговле можно вести натурально- стоимостной учет товаров?

  5. Чем объяснить наличие двух вариантов учета продуктов на производстве предприятий общественного питания (стоимостного и натурально- стоимостного)?