ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
«БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ»
1. Особенности туристских услуг и организационные основы их оказания
лению Правительства РФ от 31.12.2004 № 901
«Об утверждении Положения о Федеральном
агенстве по туризму» утверждено это Агенство
(далее - Ростуризм). Приказ Ростуризма от 10.05.2007
№ 28 «Об утверждении Положения о ведении Еди-
ного федерального Реестра туроператоров»
совокупность этих прав оформляется
2. Документирование фактов хозяйственной жизни
шихся услугами данного турагенства.
записью об источнике информации о
туристской организации (эта информация
используется для планирования маркетинга услуг).
записки специалист по визам оформляет
визовую анкету, формирует пакет документов
и подает его в консульство принимающей страны.
Дебет 43 Кредит 20 – списана себестоимость оказанной туристской услуги.
При продаже выполняется запись:
Дебет 90/2 Кредит 43 – списана себестоимость проданных туристских услуг.
Дебет 76 Кредит 90, субсчет «Продажа пол договорам комиссии».
записки специалист по визам оформляет
визовую анкету, формирует пакет документов
и подает его в консульство принимающей страны.
дня до двух или трех недель.
- На основании этого акта клиент полностью оплачивает услуги, предоставленные ему турагентством.
- На руки клиенту выдается туристская путевка, форма которой утверждена приказом Минфина России от 09.07.2007 «Об утверждении формы бланка строгой отчетности».
- Бланк строгой отчетности «Туристская путевка» разработан в соответствии с требованиями Закона № 132-ФЗ.
- Туристская путевка – документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности.
- Туристская путевка представляет собой неотъемлемую часть договора о реализации турпродукта и оформляется после его подписания между туроператором или турагентом и заказчиком туристского продукта.
- Форма бланка строгой отчетности «Туристская путевка» содержат два листа, из которых первый лист самокопирующийся.
- Первый лист бланка выдается заказчику туристского продукта (туристу), второй лист остается у юридического лица или индивидуального предпринимателя, оформляющего турпутевки.
- Бланки строгой отчетности выдают материально ответственным лицам (кассирам, приемщикам заказов и т. п.) под отчет.
- При этом на каждый вид наименования бланка строгой отчетности составляют в двух экземплярах заборно – контрольный лист.
- Один экземпляр этого листа выдают под расписку материально ответственному лицу, другой хранят в бухгалтерии.
- Заборно – контрольные листы должны иметь печать организации, помещаемую в левом верхнем углу.
- В правом верхнем углу ставится дата выдачи листа, подпись главного бухгалтера и печать организации.
- В этом случае он направляет в турагенство заявку на изменение тура, составленную в произвольной форме, где излагает причины изменений и свои пожелания.
- Фактически такая заявка обрабатывается как отдельный заказ, но брошюруется к первоначальному договору с клиентом.
- Возникающие дополнительные расходы осуществляются только после их оплаты представителем клиента.
- Также клиент может направить в турагенство претензионное заявление произвольной формы в связи с несоответствием фактически предоставленного сервиса указанному в подтверждениях и его заказу.
- В этом случае менеджер, ведущий заказ данного клиента, начинает заниматься урегулированием вопросов, а в исключительных случаях, имея визу руководителя, может произвести дополнительные расходы, связанные с решением возникших проблем.
- Претензионное заявление, служебные записки и переписка, возникшие вследствие заявленной претензии, брошюруются в файл с первоначальным договором на оказание услуг.
- Данные обо всех дополнительных расходах, а также об их оплате представителями клиентов вносятся в систему учета себестоимости данного заказа. 8. Клиентские файлы, содержащие сведения по договорам на оказание услуг и приложения к ним, хранятся у менеджера, «ведущего» клиента, до истечения двух недель с момента возвращения клиента из тура.
- Такой срок может быть установлен на случай, если клиент решит подать претензионное заявление после возвращения из тура. 9. По прошествии указанного срока менеджер делает в системе управленческого учета отметку о закрытии заказа, на бланке заказа (уточненного заказа) ставится штамп «Закрыт», а сам сброшюрованный файл передается на архивацию.
- В результате по каждому из заказов формируется дело, содержащее задокументированные сведения о затратах.
- Именно эта первичная информация позволяет применять в туристском бизнесе позаказный метод калькулирования себестоимости предоставляемых услуг.
- Особого внимания со стороны туроператорских организаций заслуживают вопросы документального оформления операций по взиманию дополнительных сборов с покупателей в рамках продаж авиабилетов.
- Эти продажи осуществляются в соответствии с заключенными агентскими договорами.
- Правила их оформления регулируется гл. 52 «Агентирование» и 51 «Комиссия» Гражданского кодекса РФ.
- Так, в гл. 51 ГК РФ указано: «В случае, когда комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон».
- Из этого следует, что порядок взимания дополнительных сборов с покупателем в рамках осуществления продаж авиабилетов должен быть специально прописан в договоре между агентом и авиаперевозчиком.
3. Порядок отражения в бухгалтерском учете доходов, расходов и финансовых результатов, связанных с оказанием туристских услуг
- Туристская организация может выступать туроператором, вести турагентскую деятельность, а также быть комиссионером.
- Порядок бухгалтерского учета зависит от избранного организацией направления.
- В случае туроператорской деятельности организации самостоятельно формируют турпакеты, приобретая проездные документы (авиабилеты, железнодорожные билеты, билеты на туристские автобусы), гостиничные ваучеры, ваучеры на экскурсионное обслуживание, визы.
- Сформированные турпакеты реализуются покупателям самостоятельно или через агентства.
- Для организации учета затраты подразделяются на производственные (связанные с оказанием туристской услуги) и коммерческие (затраты, вызванные продвижением и продажей туристской услуги).
- Производственные затраты включают в себя:
- затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при оказании туристских услуг (затраты на приобретение прав на услуги по размещению и проживанию; транспортное обслуживание (перевозку), питание, экскурсионное и медицинское обслуживание и др.);
- затраты, связанные с деятельностью производственного персонала (затраты на оплату труда производственного персонала; отчисления на социальные нужды; затраты, связанные со служебными разъездами производственного персонала и т. д.). Затраты двух названных групп учитываются на счете 20 «Основное производство»;
- Затраты подразделений турфирмы, участвующих в оказании туристской услуги (домов отдыха, гостиниц, кемпингов, мотелей и т. д.).
- Эти затраты отражаются на счете 23 «Вспомогательное производство», причем часть косвенных расходов, учтенных на счете 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» подлежит отнесению на счет 23 согласно выбранному варианту распределения.
- Существует достаточно большой перечень косвенных (накладных) расходов, далее представлены некоторые из них:
- затраты, связанные с организацией процесса оказания туристской услуги (оплата труда работников управления с отчислениями на социальные нужды; командировочные расходы, включая расходы по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов сотрудникам турфирмы; затраты на аренду, содержание и эксплуатацию зданий и помещений административного назначения, в том числе затраты на коммунальные услуги, ремонт и техническое обслуживание);
- затраты, связанные с обучением персонала (оплата стажировок сотрудников по изучению иностранного языка; оплата участия в семинарах и т. п.);
- затраты на расходные материалы (приобретение специальных бланков – турпутевок, ваучеров, бланков учета и отчетности), канцелярские принадлежности;
- прочие управленческие расходы (оплата услуг банков, процентов по кредитам, информационных, аудиторских, консультационных услуг, коммунальных платежей и др.).
- Косвенные (накладные) расходы в туристской деятельности фиксируются на счетах 25 и 26.
- При наличии у организации расходов будущих периодов они учитываются на счете 97 и списываются впоследствии на счет 20 «Основное производство».
- В процессе оказания услуг туристские организации приобретают у сторонних организаций права в целях последующего их использования для производства туристских услуг как в текущем отчетном периоде, так и в будущем.
- Затраты, связанные с приобретением таких прав, тоже учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» по видам (на приобретение прав на услуги по перевозке, размещению, питанию и т. д.).
- После заключения договора на оказание туристской услуги с использованием ранее приобретенных прав их стоимость подлежит списанию в дебет счета 20 «Основное производство».
- Если турорганизации не удается использовать ранее приобретенные нераздельными комплексами права в течение срока их действия, они могут быть реализованы туристской организацией обособлено от продажи туристских услуг.
- При этом составляется бухгалтерская запись:
- Стоимость не использованных при оказании туристских услуг и не проданных обособленно от них прав на услуги сторонних организаций с длительным сроком действия по истечении срока их действия отражается на счете 26 и подлежит включению в себестоимость проданных услуг как технологические потери.
- К коммерческим расходам относятся расходы на деятельность точек реализации; комиссионные, агентские и прочие вознаграждения сторонним организациям; расходы, связанные с продвижением услуг:
Дебет 90/2 «Себестоимость продаж» Кредит 97 «Расходы будущих периодов»
- на разработку и публикацию рекламных изданий – иллюстрированных каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, рекламных писем, плакатов, открыток, оригинальных фирменных пакетов;
- на финансирование объявлений в печати, передач по радио и телевидению;
- на световую и иную наружную рекламу, изготовление стендов, рекламных щитов, указателей, оформление витрин, проведение выставок – продаж;
- на приобретение, копирование, дублирование, демонстрацию рекламных кино- и видеофильмов и др.;
- представительские расходы, расходы на участие в выставках и другие аналогичные.
- Указанные расходы отражаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу».
- На нем отражается часть косвенных расходов, учтенных на счете 26, если они связаны с деятельностью точек продаж.
- Согласно п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации» «коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности».
- Таким образом, при фиксации этого метода в учетной политике для целей бухгалтерского учета можно управленческие (счет 26) и коммерческие (счет 44) расходы относить на себестоимость туристских услуг, отражая их на счете 90 субсчет 2 «Себестоимость продаж».
- Тот же порядок предусмотрен п. 45 Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью (от 04.12.1998 № 402, приказ Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту).
- Продажа туристских путевок отражается записью:
- На практике существует и другой вариант отражения себестоимости и продажи туристских услуг – с использованием счета 43 «Готовая продукция».
- В этом случае формирование себестоимости туристских путевок отражается: