ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
«БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ»
1. Особенности туристских услуг и организационные основы их оказания
лению Правительства РФ от 31.12.2004 № 901
«Об утверждении Положения о Федеральном
агенстве по туризму» утверждено это Агенство
(далее - Ростуризм). Приказ Ростуризма от 10.05.2007
№ 28 «Об утверждении Положения о ведении Еди-
ного федерального Реестра туроператоров»
совокупность этих прав оформляется
2. Документирование фактов хозяйственной жизни
шихся услугами данного турагенства.
записью об источнике информации о
туристской организации (эта информация
используется для планирования маркетинга услуг).
записки специалист по визам оформляет
визовую анкету, формирует пакет документов
и подает его в консульство принимающей страны.
Дебет 43 Кредит 20 – списана себестоимость оказанной туристской услуги.
При продаже выполняется запись:
Дебет 90/2 Кредит 43 – списана себестоимость проданных туристских услуг.
Дебет 76 Кредит 90, субсчет «Продажа пол договорам комиссии».
Дебет 51, 50 Кредит 62
Дебет 76 Кредит 90, субсчет «Продажа пол договорам комиссии».
- Так как комиссионное вознаграждение в туристских организациях облагается НДС, то раздельный учет затрат, относимых на издержки обращения (и соответственно учет НДС, относящийся к этим издержкам), позволит обоснованно принимать к зачету НДС по этому виду деятельности.
- Договоры поручения применяются при заключении соглашений с поставщиками услуг по организации чартерных рейсов, а также при заключении соглашений с визовыми центрами на подачу документов туристов в консульский орган иностранного государства на открытие визы.
- Для выполнения данных поручений посреднику перечисляются денежные средства для оплаты услуг поставщика, оказывающего услуги.
- Эти операции в бухгалтерском учете туристской организации могут быть отражены так, как показано в таблице 3.
Таблица 3 – Записи на счетах бухгалтерского учета по отражению операций по посредническим договорам, в которых туроператорская организация выступает доверителем (принципалом, комитентом)
Содержание ФХЖ | Документ - основание | Дебет | Кредит |
Перечислены посреднику денежные средства для оплаты услуг, оказываемы для комитентах | Платежное поручение, выписка банка | 76 субсчет «Расчеты с посредником» | 51, 52 |
Начислено вознаграждение посреднику | Отчет посредника | 44 | 60 |
Включена в стоимость полученной услуги сумма вознаграждения посредника | Договор, отгрузочные документы от поставщика | 41, 10 | 60 |
Взаимозачет встречных требований с посредником | Бухгалтерская справка | 60 | 76 субсчет «Расчеты с посредни-ком» |
Пример 2.
Пример 2.
- На основании договора поручения туроператор (доверитель) поручает визовому центру (поверенному) оформить и подать в консульский орган иностранного государства для указанных граждан документы на открытие въездной визы, оплатив установленный иностранным государством консульский сбор.
- Вознаграждение поверенного составляет 900 руб. (в том числе НДС – 18 %) за пакет документов на одного человека.
- В установленный размер вознаграждения включена компенсация расходов поверенного по исполнению поручения доверителя, за исключением расходов на оплату консульского сбора.
- Вознаграждение поверенного и средства на оплату консульского сбора перечисляются поверенному отдельными платежными поручениями.
- Размер консульского сбора составляет 1200 руб. за одного человека (НДС не облагается).
- Порядок отражения данных операций приведен в таблице 4.
Содержание ФХЖ | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислены посреднику средства для исполнения поручения – консульский сбор | 76/1 | 51 | 1200 |
Перечислено посреднику вознаграждение | 76/3 | 51 | 900 |
Оприходованы услуги от поставщика – документы поданы на рассмотрение в консульский орган | 15 | 60 | 1200 |
Начислено вознаграждение посреднику | 15 | 76/3 | 762,71 |
Начислен НДС на вознаграждение посредника | 19 | 76/3 | 137,29 |
Определена фактическая себестоимость услуги | 41 | 15 | 1962,71 |
Предъявлен к вычету НДС со стоимости услуги | 68 | 19 | 137,29 |
- Договоры, по которым туроператор выступает агентом (поверенным, комиссионером), могут быть заключены на реализацию от имени туроператора услуг по проживанию в стране пребывания, оказание экскурсионных услуг и иных дополнительных услуг, по оформлению страховых полисов, продаже авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы.
- Порядок отражения названных и аналогичных им операций в системе бухгалтерского учета представлен в таблице 5. Таблица 5 – Записи на счетах бухгалтерского учета по отражению операций по посредническим договорам, в которых туроператорская организация выступает посредником (агентом, комиссионером, поверенным)
Содержание ФХЖ | Документ - основание | Дебет | Кредит |
Поступили денежные средства от покупателя комиссионного товара | Выписка банка | 50, 51, 52 | 76 субсчет «Расчеты с покупателями ко-миссионного това-ра» |
Перечислены комитенту денежные средства, поступившие от покупателя комиссионного товара | Отчет посредника | 76 субсчет «Расчеты с комитен-том» | 51, 52 |
Начислено вознаграждение за выполнение поручения | Бухгалтерс-кая справка | 62 | 90/1 |
Начислен НДС с суммы вознаграждения посредника | Бухгалтерская справка, отчет пос-редника | 76, субсчет «Расчеты с комитентом» | 19 |
Перечислены комитенту денежные средства от покупателя за вычетом вознаграждения | Платежное поручение, выписка банка, отчет посредника | 76, субсчет «Расчеты с комитентом» | 62 |
Приняты от комитента товары для реализации | Договор, отгрузочные документы от комитен-та | 004 «Товары принятые на комиссию» |
- В процессе оказания услуг туроператоры активно взаимодействуют с авиакомпаниями, в связи с чем особого внимания заслуживает организация учета расчетов за предоставляемые ими услуги по воздушной перевозке.
- В первую очередь речь идет о порядке учета авиабилетов, полученных от перевозчика или лица, им уполномоченного.
- Туроператорским организациям в своей деятельности необходимо руководствоваться следующими положениями.
- Согласно ст. 784 ГК РФ перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки, заключаемого между пассажиром и перевозчиком.
- Учитывая то, что перевозка является услугой, и руководствуясь положениями гл. 52 ГК РФ, можно заключить следующее: организация, являясь агентом и выполняя поручение авиаперевозчика, оказывает ему услуги (непосредственно или через лицо, им уполномоченное) по реализации авиабилетов (заключению договоров воздушной перевозки) в соответствии с заключенным агентским договором.
- Согласно Воздушному кодексу РФ договор воздушной перевозки должен подтверждаться перевозочным документом, которым и служит авиабилет (п. 2 ст. 105).
- Поскольку перевозочные документы приравниваются к бланкам строгой отчетности, можно заключить, что учет бланков авиабилетов как бланков строгой отчетности должен быть организован на предусмотренных для этого забалансовых счетах.
- Руководствуясь Инструкцией по применению Плана счетов, бланки авиабилетов нужно учитывать с использованием счета 006 «Бланки строгой отчетности», а учет реализации авиабилетов в рамках агентского договора – с применением счетов учета расчетов: 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
4. Организация отражения затрат и калькулирование себестоимости туристских услуг в системе управленческого учета
- Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью, предусмотрено применение туристскими организациями позаказного метода, который может быть реализован в системе управленческого учета организаций.
- Объект учета затрат – отдельный заказ на производство конкретной туруслуги, группы типовых туруслуг или совокупность заказов на оказание туруслуг.
- Себестоимость всего заказа (по группе туристов) определяется путем суммирования всех затрат по группе.
- Для определения себестоимости поездки одного туриста общие затраты на группу делятся на число туристов в группе.
- Объектом калькулирования себестоимости для туристских организаций выступает отдельный турпродукт.
- В его себестоимость включаются затраты, непосредственно связанные с производством, продвижением и продажей этого турпродукта.
- Фактическая себестоимость единицы турпродукта определяется после выполнения заказа, но могут вноситься изменения, например при наличии затрат претензионного заявления после возвращения из тура, тогда проводится перерасчет возникших затрат.
- В процессе управленческого учета к синтетическим счетам 20 (23) и 90 открывают субсчета по направлениям туристской деятельности, осуществляемой турфирмой (организация выездного туризма, организация приема туристов и т. п.), по видам туризма (водный, горный, пеший и др.) или по каким – либо иным признакам.
- Для правильного отнесения прямых затрат на заказы должен быть организован учет первичных документов с указанием кодов (шифров) заказов.
- Для целей калькулирования возможно разделение заказов на подзаказы, что в определенных случаях упрощает порядок ведения учета затрат в разрезе видов услуг.
- Если туристская организация действует как посредник, то в учете отражается только комиссионное (или агентское) вознаграждение.
- Данную деятельность необходимо учитывать обособленно.
- Кроме этого при продвижении и продаже туроператором кроме собственных турпродуктов других туристских организаций, а также при оказании прочих коммерческих (в том числе агентских) услуг туристская организация считается занятой в торговой, сбытовой или другой посреднической деятельности.
- В этом случае необходим раздельный учет по туроператорской и посреднической (турагентской) деятельности.
- Номенклатура статей затрат туристская организация устанавливает самостоятельно в зависимости от особенностей деятельности.
- При этом принимаются во внимание названные ранее Методические рекомендации, где выделены следующие типовые статьи:
- затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве туристского продукта;
- затраты, связанные с деятельностью производственного персонала;
- затраты подразделений туристской организации, участвующих в производстве туристского продукта;
- накладные расходы.
- Процесс калькулирования предполагает разделение всех текущих затрат на прямые и косвенные.
- Согласно Методическим рекомендациям прямые затраты связаны с производством туристского продукта, которые можно прямо и непосредственно включать в себестоимость соответствующего объекта калькулирования.
- К прямым затратам относятся приобретаемые права на услуги сторонних организаций, используемые при оказании туристских услуг, и прямые затраты на оплату труда с социальными отчислениями на них.
- Они отражаются по Дебету счета 20 «Основное производство».
- В себестоимость туристского продукта включаются также выкупленные права на услуги сторонних организаций.
- Под косвенными затратами подразумеваются затраты, связанные с организацией производства туристского продукта и управлением им, относящиеся к деятельности туристской организации в целом и включаемые в себестоимость соответствующего объекта калькулирования с помощью специальных методов.
- Эти затраты, в свою очередь, состоят из общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов.
- К общепроизводственным относятся затраты подразделений, непосредственно формирующих турпродукты, а также вспомогательных подразделений, затраты которых нельзя прямо отнести на заказы, в том числе на содержание помещений и арендную плату по объектам, используемым для оказания туристских услуг.
- К общехозяйственным относятся административно – управленческие затраты, а также затраты на консультационные, информационные и прочие услуги для управления.
- Используемый в туризме позаказный метод предполагает прохождение трех этапов: подготовительного, выполнения заказа и собственно калькулирования.
- В туристской деятельности этап выполнения заказа начинается с обращения клиента (заказчика) с заявкой на приобретение тура.
- С заказчиком заключается договор, на основании которого открывается заказ.
- В нем указываются индивидуальный номер (код или шифр заказа), заказчик, туристские услуги и их количество, краткие характеристика и описание, какими структурными подразделениями и в какие сроки они должны быть выполнены, могут указываться плановая себестоимость, продажная цена и другая информация.