ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
«БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ»
1. Особенности туристских услуг и организационные основы их оказания
лению Правительства РФ от 31.12.2004 № 901
«Об утверждении Положения о Федеральном
агенстве по туризму» утверждено это Агенство
(далее - Ростуризм). Приказ Ростуризма от 10.05.2007
№ 28 «Об утверждении Положения о ведении Еди-
ного федерального Реестра туроператоров»
совокупность этих прав оформляется
2. Документирование фактов хозяйственной жизни
шихся услугами данного турагенства.
записью об источнике информации о
туристской организации (эта информация
используется для планирования маркетинга услуг).
записки специалист по визам оформляет
визовую анкету, формирует пакет документов
и подает его в консульство принимающей страны.
Дебет 43 Кредит 20 – списана себестоимость оказанной туристской услуги.
При продаже выполняется запись:
Дебет 90/2 Кредит 43 – списана себестоимость проданных туристских услуг.
Дебет 76 Кредит 90, субсчет «Продажа пол договорам комиссии».
- Последовательность операций, совершаемых между туроператором и турагентом и направленных на реализацию турпродуктов, представлена на рис. 1.
Заключение
агентского договора
Оформление заявки на бронирование
Подтверждение полученной заявки или отказ от нее
Представление отчета агента
Передача документов по туру
Выставление счета на оплату услуг
Рис. 1. Последовательность операций по реализации турпродуктов
- Кроме туроператорской деятельности туристская организация может вести на рынке и агентскую деятельность.
- Это направление наиболее развито в России.
- Вступая с фирмой в договорные отношения, турист рассчитывает в конечном счете получить необходимый ему набор услуг.
- Фирма же предоставляет ему, как правило, не сами услуги, а права (гарантии) получения в определенное время и в определенном месте услуг, которые часто осуществляются другими фирмами, а не той, с которой клиент заключает договор.
- Приобретаемая клиентом
совокупность этих прав оформляется
турфирмой в виде путевки.
2. Документирование фактов хозяйственной жизни
- На российском рынке доминирует предоставление туристских учлуг в рамках турагентской деятельности.
- Поэтому далее рассмотрен порядок документального оформления операций, связанных с формированием и реализацией туров применительно к турагентской деятельности.
- Заказ туриста или лица, уполномоченного представлять группу туристов, на формирование туристского продукта туроператору (турфирме) составляется в письменной форме как соглашение, имеющее характер договора.
- Клиент может отправить заявку по факсу или прийти в офис турфирмы и оформить предварительный бланк заказа, в котором указываются: фамилия, имя, отчество и контактный телефон клиента; страна и город пребывания; гостиница, срок и дата начала проживания; требования к транспортным средствам; объем и качество экскурсионного обслуживания; прочие услуги;
- Отдельно могут быть занесены в бланк и частные просьбы (например, наличие цветов в номере, предоставление условий для проведения семинаров, деловых переговоров и др.).
- После того, как турист определился со своими предпочтениями, оформляется агентское соглашение и бланк – заказ.
- Данные заказа вводятся в программу, с помощью которой проводится предварительный расчет себестоимости и цены продажи туристской услуги.
- Клиент подписывает бланк заказа с проставленными требованиями и ценами реализации услуг.
- После подписания бланка заказа, сведения о нем регистрируются в журнале заказов, где обязательно указываются фамилия, имя и отчество менеджера, занимающегося этим заказом, и номер заказа (проставляется на бланке заказа в соответствии с нумерацией, имеющейся в журнале заказов).
- Бланк заказа составляется в двух экземплярах: один передается клиенту, другой помещается в папку заказов, где собираются все документы по оформлению этого заказа.
- Агентским соглашением предусматривается получение предоплаты от клиента сразу по подписании бланка заказа с ценами продажи или в течение трех рабочих дней, в любом случае – не позднее заранее указанного предельного срока.
- Получив предоплату, турфирма начинает основную работу по выполнению заказа: бронируются номера в гостиницах, покупаются билеты, подготавливаются документы на получение визы и т. д.
- В экземпляре бланка заказа, хранящемся в турфирме, отмечаются подготовленные услуги.
- В папке «Заказы» собираются готовые документы по заказу; загранпаспорт с открытой визой, ваучеры на проживание (ваучер – документ о подтверждении оплаты гостиницы отправляющей стороной, на основании которого клиента заселяют в гостиницу (проводится экскурсия). В этом случае клиент отдает один экземпляр, другой экземпляр остается у него, а по третьему производится взаиморасчет отправляющей и принимающей сторонами (поэтому составляют в трех экземплярах)), экскурсионное обслуживание, трансфер и проч.
- После подготовки всех необходимых для поездки документов об этом сообщается клиенту, проводится проверка расчетов, при необходимости отражаются изменения расценок.
- Клиент проверяет представленные документы, после чего расписывается в журнале регистрации заказов.
- После всех взаиморасчетов заказ «готов», папка заказа с бланком передается в бухгалтерию и служит основанием для внесения записей в журнал хозяйственных операций.
- После окончания дат самого тура заказ считается «закрытым».
- В некоторых случаях возникает необходимость корректировки записей, сделанных в журнале хозяйственных операций.
- В этом случае поднимают запись в журнале регистрации заказов, заказ находят пол номеру и выполняют перерасчет.
- По результатам перерасчета бухгалтерия вносит корректирующие записи в журнал операций.
- Важнейшей особенностью процесса предоставления туристских услуг состоит в следующем: закрытие счета 90 «Продажи» не означает прекращения отношений с клиентом.
- В случае выявления несоответствий между сделанным заказом и фактически предоставленными услугами клиент может поднять вопрос о денежной компенсации возникших неудобств, что повлечет за собой изменение калькуляции себестоимости формально уже оказанной услуги.
- Обращение клиента в туристскую организацию происходит в результате воздействия одного из трех используемых организацией носителей информации: сведений в Интернете, рекомендаций специализированных туристских организаций, рекомендаций клиентов, ранее воспользовав-
Организация документооборота на каждом
из выделенных этапов
шихся услугами данного турагенства.
записью об источнике информации о
туристской организации (эта информация
используется для планирования маркетинга услуг).
- В качестве приложения к агентскому соглашению выступает заполняемый клиентом совместно с менеджером бланк заказа (самокопирующийся бланк).
- Именно в заказе отражаются требования клиента к туруслуге.
- В дальнейшем все документы, отражающие выполнение заказа и взаимоотношения с клиентом, брошюруются в файл в такой последовательности:
а) бланк – заказ (уточненный заказ);
б) агентское соглашение;
в) акт оказания услуг;
г) подтверждения и копии ваучеров;
д) переписка с клиентом и партнерами.
3. Поиск и бронирование отдельных компонентов турпродукта могут не потребоваться, если клиент выберет групповой тур.
- В этом случае туристская организация выдает ему один из заранее сформированных комплектов, включающих в себя все компоненты (проезд, страховка, ваучеры на проживание, стандартное экскурсионное обслуживание или лечебные процедуры).
- Если же клиент заказывает индивидуальный тур, с него взимается предоплата (в кассу или по счету безналичным перечислением) в размере, покрывающем штрафные санкции к турагентству в случае отказа клиента от поездки.
- После получения предоплаты менеджер направляет компаниям – партнерам, с которыми заключены соответствующие договоры, запрос о предоставлении той или иной услуги.
- Партнеры или сразу присылают подтверждение, или рассматривают запрос в течение одних суток.
- Как правило, получение подтверждений по всем пунктам сделанного клиентом заказа занимает от двух часов до одного рабочего дня (сказывается разница во времени и менталитете сотрудников в принимающей стране).
- Документооборот при расчетах с поставщиками услуг, входящими в состав формируемой туристской услуги, разрабатывается индивидуально каждой организацией в зависимости от характера услуг и местонахождения поставщика.
- В общем виде его содержание представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Содержание документооборота при расчетах с поставщиками услуг, входящими в состав формируемого туристского продукта
Вид документа | Составитель | Количество экземпляров | Ответственный за хранение |
1 | 2 | 3 | 4 |
Договор | Юридический отдел | 2 | 1экз. – юридический отдел Копия – бухгалтерия 1 экз. - поставщик |
Заявка на услугу | Менеджер | 1 | 1 экз. – поставщик Копия – менеджер Копия - бухгалтерия |
Подтвержде-ние заявки на услугу | Поставщик | 1 | 1 экз. – бухгалтерия Копия - менеджер |
1 | 2 | 3 | 4 |
Счет | Поставщик | 1 | 1 экз. - бухгалтерия |
Счет - фактура | Бухгалтерия | 2 | 1 экз. – бухгалтерия 1 экз. - поставщик |
Платежный документ | Бухгалтерия | 1 | 1 экз. - бухгалтерия |
Отчет агента | Бухгалтерия | 2 | 1 экз. – бухгалтерия 1 экз. - поставщик |
- Тогда менеджер подбирает альтернативные варианты и на их основе совместно с клиентом составляет уточненный заказ.
- Если клиент не имеет возможности лично приехать в туристскую организацию, к нему отправляют курьера с заполненным бланком уточненного заказа для подписания. 5. Имея на руках подтверждение предоставления услуг, соответствующих подписанному клиентом заказу (или уточненному заказу), менеджер оформляет служебную записку специалисту по визам с приложением необходимых документов, полученных от клиента.
- На основании полученной служебной