Файл: 1. Теоретические основы социального обеспечения населения 5 Понятие социального обеспечения 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 515

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оперативное управление органами, осуществляющими социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета, возложено на органы государственной исполнительной власти, Минтруда России, Минздрав России, Минобрнауки России, Минобороны России и др., а также на подведомственные им органы.

Функции оперативного управления обязательным социальным страхованием осуществляют социальные внебюджетные фонды, которые не входят в систему государственной исполнительной власти: ПФР, ФСС, ФОМС. Цель деятельности указанных фондов определена федеральным законодательством – это обеспечение прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев. При этом необходимо отметить, что ПФР, как и другие социально-страховые фонды, хотя и не входит в систему федеральных органов исполнительной власти РФ, тем не менее его правовой статус включает в себя некоторые элементы, аналогичные статусу органов государственного управления. Например, деятельность фонда характеризуется специальной целью учреждения фондов, их задачами и функциями, закрепленными в законодательстве, направленными на финансирование социальных программ; его компетентность определяется как совокупность прав и обязанностей, наличие властных полномочий. Фонд обладает правом управления государственной собственностью в пределах предоставленных прав; он наделен полномочиями в применении мер принудительного воздействия для выполнения правовых предписаний.4

Основным министерством в плане осуществления государственной политики и по правовому регулированию в области социального обеспечения населения в России в настоящее время является Минтруда России.

Минтруда России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения (включая негосударственное пенсионное обеспечение), социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов и проведения медикосоциальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности[4].


Особенно важное значение в управлении социальным обеспечением имеет деятельность региональных органов социального обеспечения, основные задачи, функции и организационная структура которых закрепляются в положениях об этих органах, которые обычно утверждаются актами исполнительного органа субъектов РФ.

Региональный орган социального обеспечения является отраслевым органом исполнительной власти субъекта РФ в области социальной защиты пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, а также иных нетрудоспособных категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке. Региональный орган социального обеспечения в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, международными договорами России, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, Конституцией, уставом или положением о субъекте РФ, законами или иными нормативными правовыми актами в субъекте РФ, а также Положением о региональном органе социального обеспечения. Региональный орган социального обеспечения, как правило, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетные и иные счета в банке и казначействе. Финансирование расходов на его содержание осуществляется за счет средств, предусмотренных в субъекте РФ на государственное управление. Имущество, необходимое для осуществления деятельности, передается данному органу в оперативное управление. Свою деятельность региональный орган социального обеспечения осуществляет во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, законодательными органами субъекта РФ, органами исполнительной власти субъекта РФ, отделениями ПФР, ФСС, ФОМС, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.

Основными задачами регионального органа являются:

– реализация государственной политики в области социальной защиты престарелых граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, а также нуждающихся в социальной поддержке иных нетрудоспособных групп населения, проживающих в регионе;

– осуществление межотраслевой координации в области социальной защиты населения и мониторинга социально- экономического положения отдельных групп населения, анализ на его основе состояния социальной поддержки пожилых граждан, инвалидов, профилактики детской беспризорности, положения семьи и прогнозирование путей развития социальной защиты;



– формирование оптимальной сети органов и учреждений социальной защиты, повышение эффективности и работы, развитие новых форм и видов социального обслуживания населения, в том числе за счет привлечения негосударственных организаций;

– организация работы по внедрению современных информационных технологий и автоматизированных систем, формирование банка данных обслуживаемых лиц;

– обеспечение контроля за правильным и единообразным применением законодательства, требований государственных стандартов, иных норм в области организации социальной защиты населения.

Система социального обеспечения включает Общую и Особенную части.

Общая часть содержит нормы, разграничивающие компетенции федеральных органов, субъектов РФ, органов местного самоуправления в области социального обеспечения, нормы, закрепляющие права человека в сфере социального обеспечения; нормы, устанавливающие виды социальных рисков. Общая часть рассматривает субъектов права социального обеспечения, основания такого обеспечения, его виды, принципы права социального обеспечения.

Особенная часть — это нормы, регулирующие предоставление пенсий, пособий, других социальных выплат, предоставление частично платных и бесплатных социальных услуг, бесплатной медицинской помощи. Особенная часть рассматривает вопросы выплаты пенсий, пособий, компенсационных выплат, включает положения о трудовом стаже, социальном обслуживании, предоставлении медицинской помощи и иных льгот.

3.2. Нормативно-правовая база социального обеспечения


Право на социальное обеспечение закреплено в основном законе —Конституции Российской Федерации. Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, международные акты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.

Деятельность органов социального обеспечения в РФ регламентируется целым пакетом нормативно – правовых актов. Каждый из них учитывает различные сферы социальной жизни и определяет права и обязанности тех, кто предоставляет помощь и тех, кто эту помощь принимает. Костяк таких НПА составляют федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства.

Первый закон, к которому обратимся - Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», закрепляющий правовое регулирование в сфере обслуживания граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи». Этот нормативный акт ввел несколько новых понятий, из которых одно имеет ключевое значение. Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Закон указывает нам на цели оказания государственной социальной помощи: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно
приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.

Федеральные законы «О накопительной пенсии» и «О страховой пенсии» регулируют порядок выплат пенсий лицам, застрахованным в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается их размер. Этот пакет законов имеет большое значение, так как большая часть населения России получает и будет получать пенсии именно в порядке, определенном этими ФЗ.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» устанавливает круг граждан, которые получают пенсии из федерального бюджета, а также условия и порядок их выплат.

Закон «Об основах обязательного социального страхования» закрепил: основные принципы осуществления обязательного социального страхования; виды социальных рисков; страховые случаи; виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» является базовым для института социального обслуживания, так как регулирует в комплексе круг вопросов, касающихся социального обслуживания двух наиболее слабо защищенных групп населения - граждан пожилого возраста и инвалидов.

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляет понятие охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. предусматривают право на охрану здоровья. Для охраны здоровья граждан также предусмотрен целый ряд законов, указов Президента и постановлений Правительства. Можно выделить: «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, выявленного вирусом иммунодефицита человека», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О предупреждении распространения туберкулеза», Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» и др.

Закрепил и реализовал единую систему пособий для граждан, имеющих детей Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Он предусматривает: пособие по беременности и родам женщине; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье; пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения им 16-летия.