Файл: 1. Теоретические основы социального обеспечения населения 5 Понятие социального обеспечения 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 516

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Государственная система социального обеспечения

2.1 Структура государственной системы социального обеспечения


Государство руководит созданием финансовой базы и организационных структур, необходимых для реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение. В результате указанной деятельности возникает государственная система социального обеспечения, которая включает несколько подсистем: обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственную социальную помощь. В науке их принято называть организационно-правовыми формами социального обеспечения (см рис. 1.). Указанные формы отличаются друг от друга по субъектам, источникам финансирования, видам выплат, органам управления.



Рис. 1 Организационно-правовые формы социального обеспечения

Страховыми случаями могут быть: болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца, потребность в медицинской помощи и другие. Они устанавливаются законом или договором, если речь идет о государственном (обязательном) социальном страховании, исключительно договором, когда дело касается добровольного (негосударственного) страхования.

Право на получение выплат за счет средств государственного социального страхования определяется в зависимости от уплаты ЕСН и страховых взносов. Ставки ЕСН установлены ст.241 Налогового кодекса РФ, а страховых взносов ст.22 ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Назначение и выплата трудовых пенсий находится в ведении Пенсионного фонда РФ (ПФР).

Предоставление пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и других видов страховых пособий производится работодателями за счет части ЕСН, перечисляемой в виде страховых взносов в территориальные отделения ФСС, или самими территориальными отделениями ФСС – индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и другим категориям застрахованных лиц, применяющих особые налоговые режимы.


Фонды обязательного медицинского страхования оплачивают счета страховых медицинских компаний в рамках Федеральной и территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

Обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета охватывает особых субъектов, выполняющих важные государственные функции: государственных гражданских служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории граждан с учетом специфического характера их деятельности. Назначение выплат входит в компетенцию соответствующих министерств (Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и других).

Следует обратить внимание на то, что федеральный бюджет является источником финансирования пенсий, пособий и услуг не только для особых субъектов, но и для других лиц в случаях, установленных законом (пособия по безработице, пенсии военнослужащим по призыву, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, а также социальные пенсии).

Государственная социальная помощь в последние годы играет все более важную роль в системе социального обеспечения. Право на нее имеют малоимущие лица, которые по уважительным, не зависящим от них причинам не приобрели права на трудовую пенсию и не имеют средств существования в объеме прожиточного минимума (например, инвалиды с детства). Финансирование социальной помощи, как правило, производится за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Социальная помощь предоставляется в виде набора социальных услуг (дополнительная бесплатная медицинская помощь, путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно), денежных выплат (социальных пособий, субсидий и др.), натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).

Наряду с созданием государственной системы социального обеспечения, государство поощряет добровольное социальное страхование, дополнительные формы социального обеспечения и благотворительность. (см. рис.2.)





Рисунок 2. Социальное обеспечение

Выполнение основной цели социального обеспечения по выравниванию положения граждан особой категории включает в себя: оказание помощи лицам, которые определены как нуждающиеся, проведение соответствующих мероприятий, предоставление денежных средств.

Наиболее популярна в научной литературе классификация государственной системы социального обеспечения по видам социального обеспечения, которую условно можно представить следующим образом:

-- пенсионная система;

-- система социальных пособий и социальных компенсационных выплат;

-- система социальных услуг (социального обслуживания);

-- система социальной медицинской помощи и лечения;

-- система государственной социальной помощи;

-- система социальных льгот и преимуществ.

Обязательному социальному страхованию подлежат лица, работающие по трудовому договору (наемные работники), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и другие лица, круг которых определен законом.

Указанные системы находятся между собой в определенной связи, так как базируются на правовых принципах социального обеспечения и выполняют его общие функции, имеют общий отраслевой метод правового регулирования отношений и т.п. Все названные системы, несмотря на свой относительно самостоятельный характер, подчинены главной цели -- материальному обеспечению определенных законодательством категорий граждан при наступлении соответствующих социальных рисков, установленных законодательством.

2.2. Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) как инструмент социальной политики


Одним из инструментов социальной политики и обеспечения социального обеспечения являете проект Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО).

Федеральным законом от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» предусмотрено создание и введение в действие Единой государственной информационной системы социального обеспечения.

Введение в эксплуатацию Единой государственной информационной системы социального обеспечения реализовано с 1 января 2018 года.

Единая государственная система социального обеспечения (ЕГИССО) предоставляет гражданам актуальную информацию о мерах социальной защиты и поддержки, которые можно получить на федеральном, региональном и муниципальном уровнях как в отношении отдельно взятого человека, так и в выбранном регионе.

Гражданин как получатель мер социальной поддержки имеет доступ в Личный кабинет на сайте egisso.ru. Вход в него осуществляется с помощью логина и пароля от портала госуслуг. В личном кабинете гражданин может:

  • получить информацию о предоставляемых или предоставленных мерах социальной защиты и поддержки (льготах и социальных услугах) федерального, регионального и муниципального уровней, на которые он имеет право;

  • получить подробные сведения об установленной мере социальной защиты: дате, с которой установлена мера, сроке ее действия и размере;

  • ознакомиться с нормативными правовыми актами и документами, на основании которых предоставляется мера социальной защиты;

  • узнать, в какую организацию обращаться за установлением необходимой меры социальной защиты;

  • получить электронную справку о назначенных мерах социальной защиты.

Цели ЕГИССО:

  • Учет и анализ социальных расходов госучреждений;

  • Ведение классификатора мер социальной защиты (поддержки);

  • Информирование граждан о мерах социальной защиты (поддержки).


Задачи ЕГИССО:

  • Повышение качества планирования затрат;

  • Разгрузка ИОГВ от непрофильной деятельности и избыточности функций;

  • Исключение дублирования данных;

  • Повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Таким образом, основной задачей информационной системы является аккумулирование в одном источнике информации о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах и иных социальных гарантиях, предоставляемых гражданам за счет всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что позволит, в свою очередь, повысить качество предоставления указанных мер поддержки и социальных услуг населению, а также обеспечить возможность проведения финансового планирования и контроля за расходованием финансовых средств в сфере социальной защиты населения.

3. Правовое регулирование деятельности органов социального обеспечения

3.1. Контроль и управление социальным обеспечением


Государственная система социального обеспечения представляет собой строго структурированную иерархичную систему государственных и муниципальных органов власти, нормативно-правовой базы, а также социально направленных организаций. Данная система характеризуется законностью, адресностью, социальной направленностью. Финансирование, полномочия различных уровней государственной системы мы разберем далее.

Управление социальным обеспечением является неотъемлемой частью осуществления социального обеспечения и подразделяется на общее и оперативное. Оно построено с учетом трех основных организационно-правовых форм социального обеспечения: обязательного социального страхования, социального обеспечения отдельных категорий граждан за счет ассигнований из государственного бюджета, государственной социальной помощи.

Общее управление социальным обеспечением в нашей стране осуществляется Правительством РФ, которое проводит единую государственную социальную политику в отношении реализации конституционных прав граждан в области социального обеспечения, охраны здоровья, содействует решению проблем семьи, материнства и детства и др. Правительство РФ руководит и контролирует деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.