Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
родитель не с ребенком и - не участвует в его и , то, несмотря на это, , заявление в и попечительства, единственным.
В с п. 1 ст. 36 кодекса РФ по и попечительству , за исключением , федеральным . В время к относится об и попечительстве, ст. 16 осуществление по и попечительству за . В результате, безвозмездную ( ) и возмездную.
заслуживает об опеки () на началах, опека () традиционной для в . Согласно ст. 14 об и попечительстве для (попечительства) форма.
, он предусматривает опеки () на договора. В от опеки или договоры об опеке и , о приемной или о патронатном (, патронаже)
вознаграждения, за доходов от , устанавливается РФ, а и порядок из бюджета субъектов РФ.
(попечитель) свои , опеки и право использование в интересах ( ) вместо . Состав , безвозмездной (попечителю), определен в об опеки и .
о формах ( ), так же, как и о видах, не поднимался, в не было . С принятием же об и попечительстве . Приемная и признаются (попечительства). , приемная и как формы и детей, без родителей, былую , в категорию .
с п. 1 ст. 152 Семейного РФ семья - это или над ребенком (), осуществляются по о семье, органом и и приемными ( родителем) на , в этом . В случае о семье возмездного .
Патронат - это устройства, при , оставшиеся без , отправляются на к воспитателям. Но в основе лежал разграничения и в отношении между и уполномоченной , а при патронате еще и , то такое не .
Таким , о и попечительство для прав и или не полностью . Опека и над устанавливаются в их воспитания. и над несовершеннолетними при у них родителей, , судом прав, а в , когда по иным без родительского , в когда от их воспитания их прав и .
О и попечительство Законом от №48-ФЗ «Об и попечительстве», Российской (ст. и Семейным Федерации (гл. .
2 , ПЕРСПЕКТИВЫ И ОБ ОПЕКЕ И
2.1 проблемы опеки и
В Министерства и Российской Ф «О эффективности опеки и по социального » от 30 2008 г. N -1105/06 , что результатом опеки и в жизнь в с проблемами в «…в случаев ребенком ения, его из ». По данным графика (рисунок 1) мы можем увидеть, что по сравнению с данными 2014 года ситуация в 2021 году значительно улучшилась, однако проблема вмешательства органов опеки и попечительства в семейную жизнь граждан и сегодня.
Были нормы и права, в семью и с родителями. Ряд международного , на защиту и , соответствующие принципам, в деятельности и попечительства. опеки и , служб во ориентирована не на ной помощи , в социально , а на вмешательство в , критической , , в частности, ребенка у .
В , международное не необоснованного в жизнь, в связи с или иными , могут с помощью помощи. изымается жизни или , такой быть , причем и сотрудников , ребенка, не единственным .
действия в отношении связаны с действующих законодательства, широкое на . Авторы , что изменение в сторону для .
До внесения органы и должны , руководствуясь международного , семью, а основополагающих законодательства. них принцип жизни, презумпции родителей, семьи и произвольного в дела .
проблемой прав и , выход и попечительства за пре законных . всего от и вмешательства и социально населения, а семьи. , направленные на негативной .
В , следует , что критические образования и РФ в году в этих в профилактики остаются в силе:
« ситуации в прав о том, что сложившаяся органов и , социальных во случаях не на своевременной , оказавшейся в положении, а на в , достигшую , требующую, в , отобрания у . При этом работы с обычно не и психолого-педагогическая , а применение и попечительства мер к родителям, не по содержанию и , предусмотренных , законодательством, об стративных .
подобных в случаев ребенком , изъятие его из » (рисунок 2).
Во случаях в жизни с системными семьи. В значительное изъятия из по инициативе и попечительства в , требуется помощь , всего . Это не только российского (необходимости и семьи, вмешательства в семьи, воспитания - ст. 1 кодекса РФ), но и в нормам . Так, установившееся Европейским по человека Конвенции о человека и указывает на ряд , которые в соответствующих Конвенции, в том и .
В числе особое следующие:
-
ребенка и быть исключительными ; -
должно последствия как для детей, так и для , принимая о родителей с ; -
в качестве для ребенка , эта опасность надежно , и суд не полагаться на органа ; -
тот , что ребенок помещен в среду, сам по не изъятие из ; -
кроме , эта не может простой на положение , радикальные как адресная могут эффективными, чем ; -
принимая о семьи, и суды на веские , должны участвовать и интересы на разбирательства, а , по , учитывать ребенка; -
в приют только как и она может только были альтернативы; -
(в том органы ) предпринимать и усилия, на детей с .
К , действующее в вопросах, государства в , во многих . Многие законодательства много для государственных в жизнь.
проблемы в этой :
-
Ст. 56 и ст. 122 кодекса РФ , кому о нарушении в семье, об в органы и . В сочетании с , призывающей в « органы» о «нарушениях», как «несоблюдение психолога» эта к серьезным , права на и семейной . -
Ст. 64 ч. 2 кодекса лишить представлять без решения , орган , что "интересы интересам ". Это правовую для ограничения без решения , при формально ребенка в . -
Ст. 68 ч. 2 кодекса , что, ребенка у себя против (речь , например, о , увезли ребенка опеки), суд вернуть , «если к , что передача не отвечает ». -
Ст. 70 и ст. 73 Семейного , порядок и родительских , право с к родителям об или прав кругу лиц и . С об ограничении в суд имеет , например, . -
Ст. 77 кодекса ребенка при его жизни и . В отсутствует критериев жизни и , что позволяет действовать . -
Ст. 121 Семейного объявить при родителях « без родителей», «уклоняются от или от защиты их и », «при или бездействием , препятствующих их и развитию, а в случаях попечения». Эти формулировки, не в нормативных , позволяют , произвольные . -
Ст. 122 кодекса органа по «сигналу» о « ребенка» жизни в срок. На это приводит к на неприкосновенность и жизни. в жизнь без оснований простор для , сообщений со , представителей , и тому , если с ними в , не устраивает их. -
Ст. ст. 23 и 28 РФ № «О психиатрической и прав при ее » предусматривают психиатрического и госпитализации воли его без , по решению .
Государственные , в том органы , толковать российского в с вышеупомянутыми российского и , отдавая семьи. На , это не так, и конкретное серьезно основополагающим , нарушает и не отвечает ребенка.
российских , в сфере , материнства и , выделить значимые , с к приходится во взаимодействии с и попечительства:
-
кратковременно без дома, на одни ( с родственниками, не , - например и ), они нередко как безнадзорные; -
заставляют под «добровольное» на детей в или (при впоследствии подготовка к прав); -
из семьи ( , когда они, в , находятся под родственников, , иных лиц, ); -
детей из без достаточных , в явной и для жизни и , в , когда в проблема социальной ( социальных или для временной в за ребенком, нет по уважительным , адресной семье и ); -
органы произвольные, не на и нормативных , ставя в семью в от их (обеспечить отдельным местом, продуктов в , сделать и подобное) - , что в исполнении требований редко; -
не выдают в порядке обследования ребенка, не по родителей актов, тем права , Конституцией РФ; -
незаконно ограничивается доступ родителей, не лишенных родительских прав и не ограниченных в них, к детям, находящимся в приюте, больнице, доступ родителей к медицинской информации о детях; -
к родным родителям ребенка неправомерно предъявляются требования, допустимые, по нормам действующего законодательства, лишь в отношении опекунов и попечителей; -
сотрудники органов опеки и попечительства воспринимают негативную информацию о семье, поступившую из медицинских, образовательных и других организаций; -
сотрудники органов опеки и попечительства нередко с заведомым подозрением негативно относятся к малоимущим семьям, многодетным семьям, семьям в трудной жизненной ситуации; -
социально незащищенные граждане, столкнувшиеся со злоупотреблениями и незаконными действиями со стороны органов опеки, не знают свои права, боятся защищать их официальными путями, опасаясь за судьбу своих детей и своей семьи («не буду жаловаться на опеку - будет хуже и мне, и детям»).
2.2 Перспективы развития и определенные предложения по деятельности органов опеки и попечительства
На мой взгляд, нет необходимости централизовать работу самих органов опеки и попечительства. Они должны продолжать существовать и действовать на местном уровне, однако необходимо более эффективно осуществлять контроль их деятельности, особенно связанной с вмешательством в семьи, оперативно реагировать на обращения и жалобы граждан, жестко пресекать
любые нарушения и произвольные действия, посягающие на неприкосновенность семейной жизни, защищаемую Конституцией РФ. Для исполнения этой функции нет необходимости создавать новые службы и ведомства, поскольку она уже отнесена к ведению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, а также входит в сферу надзорной деятельности Прокуратуры РФ. Необходимо лишь обеспечить ее эффективное и реальное осуществление, учитывающее специфику и значимость важной и деликатной области семейной жизни.
Я думаю, что решение соответствующих проблем должно заключаться не в усилении централизации системы органов опеки, а в устранении перечисленных выше недостатков действующего законодательства, сужении возможностей вмешательства во внутреннюю жизнь семьи со стороны государственных органов.
Укрепление семьи требует создания благоприятного для семьи правового и социально-экономического режима. Законодательные меры, расширяющие возможности представителей государства принудительно вмешиваться в семейную жизнь граждан с целью "профилактики социального сиротства", являются неверным решением. Такие решения и меры не укрепляют институт семьи, а наоборот, ведут к его постепенному разрушению и углубляют институциональный кризис семьи.
Подлинная защита прав детей должна осуществляться, прежде всего, семьей и родителями, приоритет прав которых в этой области должен быть эффективно защищен законом.
В сфере государственной семейной политики я считаю необходимым предпринять следующие шаги, направленные на защиту неприкосновенности семейной жизни:
-
законодательно защитить уникальную роль естественной семьи в жизни общества и в жизни ребенка. Естественная семья и только она (в случае детей, лишившихся родителей - речь идет также об основанной на тех же началах приемной семье, иные формах семейного устройства) - должна оставаться местом рождения и воспитания детей; -
создать такие условия, в которых семья сможет свободно, без вмешательства извне (в том числе со стороны государства), строить свою внутреннюю жизнь и выполнять свою миссию - рождение и воспитание личности; -
минимизировать вмешательство государства во внутреннюю жизнь семьи, в решения родителей относительно воспитания, обучения своих детей; -
создать со стороны государства и общества атмосферу уважения и доверия по отношению к семье и родителям. Исключить все формы подозрительности и «презумпции виновности» по отношению к семье, отношениям между родителями и детьми; -
создать условия, в которых родители смогут свободно, без всякого принуждения и обязательности, получать полезные для семейной жизни и воспитания детей знания, причем в формах, соответствующих их культурной принадлежности и ценностным предпочтениям; -
отказаться от копирования и воспроизведения в российских условиях системы защиты прав детей западного образца, столь плохо зарекомендовавшей себя в мировой практике. Обеспечить семью и родителей надежными правовыми механизмами, позволяющими им эффективно защищать права своих детей в образовательных и медицинских учреждениях, во всех иных организациях и перед всеми иными лицами.
Таким образом, распространенной проблемой являются нарушения прав родителей и детей, выход органов опеки и попечительства за пределы своих законных полномочий. Для решения этой проблемы необходимо эффективно осуществлять контроль за деятельностью органов опеки и попечительства, особенно за деятельностью, связанной с вмешательством в семьи, оперативно реагировать на обращения и жалобы граждан, жестко пресекать любые нарушения и произвольные действия органов опеки и попечительства, посягающие на неприкосновенность семейной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог и обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что институт опеки и попечительства является гражданско-правовым институтом. Общие вопросы установления, прекращения опеки и попечительства, исполнения опекунами, попечителями, а также органами опеки и попечительства своих обязанностей урегулированы Гражданским Кодексом РФ.
Наряду с этими общими гражданско-правовыми нормами в Семейном Кодексе РФ имеются правила об опеке и попечительстве в отношении несовершеннолетних детей. Они отражают специфику, которая проявляется в самих целях установления опеки (попечительства) над детьми, субъектах, в отношении которых устанавливается опека (попечительство), в правах участников правоотношений по опеке, попечительству, а также в порядке их установления и прекращения.
Можно сказать, что законодатель с помощью института опеки и попечительства выполняет задачу определения судьбы недееспособного или не полностью дееспособного лица, перекладывая бремя основных забот с органов государственной власти или местного самоуправления на конкретное физическое лицо. Данный способ не нов, обладает целым рядом преимуществ и вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики и обеспеченности каждого определенным минимумом материальных благ. В этом способе соединены все преимущества межличностного общения, сохранения морального и физического здоровья подопечного, полноценного воспитания. Но не всегда органы опеки и попечительства действуют в пределах своих полномочий и это часто является большой проблемой, которую необходимо решить с помощью жесткого пресечения этих нарушений. Минимизировать вмешательство органов опеки и попечительства в семьи, которые находятся в трудной жизненной ситуации. В первую очередь, помогать с помощью адресной социальной помощи.