Файл: Курсовая работа по дисциплине Экономика предприятия направление 38. 03. 01 Экономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Частное образовательное учреждение высшего образования

«Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова»
Экономический факультет

Кафедра финансового менеджмента

«Допустить к защите»
ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

(на примере АО «МТС»)
курсовая работа по дисциплине «Экономика предприятия»
направление 38.03.01 «Экономика»

профиль подготовки «Экономика предприятий и организаций»


Выполнил обучающийся

гр. 193/3 заочной формы обучения

Фадеев Владимир Максимович

Руководитель

Казань - 2023

Содержание



Введение 3

1. Понятие оценки стоимости предприятия и методы ее оценки. Нормативно-правовое регулирование. 5

2. Расчёт и анализ стоимости предприятия различными подходами на примере АО «MTC» 14

Вы во ды  и  пре дло же ни я  28

Теория??!!! 30

Спи со к использованной литературы  31

Не соотв. требованиям оформления литература. 33

Приложение 34


Введение



Актуальность темы. Оценка стоимости предприятия – представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости предприятия с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в определенный момент времени в условиях конкретного рынка.

Особенностью процесса оценки стоимости предприятия, несомненно, является ее рыночный характер. Это означает, что оценка стоимости предприятия не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта, она обязательно учитывает всю совокупность рыночных факторов: фактор времени, фактор риска, рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, экономические особенности оцениваемого объекта, его рыночное реноме, а также макро- и микроэкономическую среду обитания.

При этом подходы и методы, используемые оценщиком, определяются, в зависимости, как от особенностей процесса оценки, так и от экономических особенностей оцениваемого объекта, а также от целей и принципов оценки.


Следовательно, оценка стоимости предприятия (бизнеса) в нашем современном мире – это очень актуальная тема, исследованию которой и посвящена представленная курсовая работа. При этом указанная тема будет рассмотрена на примере ОАО «МТС».

Цель данной работы – изучить специфику оценки стоимости предприятия на примере АО «МТС».

Объектом исследования представленной курсовой работы является ОАО «МТС». Предметом исследования работы – оценка стоимости предприятия (бизнеса) в современных условиях.

Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить понятие оценки стоимости предприятия в современной научной литературе,

2) изучить методы оценки стоимости предприятия, представленные в научной литературе,

3) изучить нормативно-правовое регулирование оценки стоимости предприятия в РФ,

4) произвести расчёт и анализ стоимости предприятия различными подходами на примере АО «MTC».

Компетенции ОК-3. Что это такое?

1. Понятие оценки стоимости предприятия и методы ее оценки. Нормативно-правовое регулирование.



Концепция оценки стоимости предприятия сегодня становится одним из наиболее распространенных подходов к анализу эффективности систем управления. Более того, многие исследователи и практики утверждают, что стоимость бизнеса и ее изме­нение является универсальным критерием эффективности деятельности компании в рыночной среде. Для того, чтобы предприятие реального сектора могло функционировать необходимо соблюдение следующих условий: Обеспечение собственным сырьем, иначе импортное сырье поставит отрасль в зависимость от геополитических интересов импортеров. Поддержание справедливой конкуренции, в противном случае, монополисты окажут негативное влияние на экономическое развитие.

К промышленной отрасли относятся предприятия, обеспечивающие переработку сырья в полуфаб­рикаты и готовую продукцию. Они обычно взаимодействуют с другими предприятиями, реже с конечными потребителями. Оценка стоимости промышленного предприятия Оценка стоимости предприятия является инструментом выявления рисков, негативных тенденций. С помощью этой информации проводится ана­лиз текущего и будущего положения предприятия, вносятся корректировки в действующую стратегию развития. Как считает Орлов А. В. (1), «оценка предприятия необходима при совершении различного вида сделок - продажи, слияния, поглощения, а также для определения платежеспособности фирмы.



Оценка - это целая совокупность действий, направленных на формирование объективного мнения о стоимости объекта с учетом независимого мнения эксперта. Показатель формируется в стоимостном вы­ражении, отражает цену на конкретную дату» [13. С. 47].

По мнению. Тепман Л. Н. (2), сложность заключается в том, что предприятие - это «сформированный живой организм, имеющий свою структуру, механизм и потенциал. Задача специалиста - оценить не только имеющиеся на балансе компании материальные активы и обязательства, но также учесть и перспективы роста, прогнозируемый успех с учетом интеллектуального капитала, иных факторов» [18. С. 175].

Ранее услугами оценщиков пользовались только единичные организации. И то в определенных слу­чаях: при судебных спорах, слияниях, поглощениях и т. п. Сейчас тенденции изменились. Подобными услугами пользуется всё большее количество собственников. Санакоева Д. К. (3), Гамаонова Д. А. (4), Парастаева К. В. (5) выделяют следующие цели этих действий:

  1. улучшить стратегию и тактику развития компании;

  2. разработать реально эффективный бизнес-план с учетом полученных оценочных данных;

  3. повысить стоимость бизнеса на рынке и получить хорошую доходность своих инвестиций;

  4. развить реально сильные стороны и нивелировать возможные риски

  5. повысить уровень эффективности менеджмента на предприятии;

  6. определить цену компании при намерении ее продать полностью или частично;

  7. произвести реструктуризацию фирмы;

  8. разработать действенный детальный план по развитию организации;

  9. определить, кредитоспособна ли компания и насколько;

  10. .высчитать величину залога при оформлении кредита;

  11. .принять некоторое решение, связанное с управлением;

  12. .установить сколько стоят ценные бумаги при намерении произвести сделки на фондовом рынке [16. С. 99].

Отсюда понятно, что регулярная оценка активов компании позволяет управленцу понять в каких направлениях менеджерам стоит поработать усиленно, чтобы развивать дело и расти.

Как указывает Горбунова Н.А. (6), цель у каждого собственника своя. Конечно, оценка - услуга, целесообразная при сделке купли-продажи коммерческого предприятия. При этом в ней нуждаются оба участника отношений - как прода­вец, так и покупатель: одна сторона заинтересована в занижении рыночной стоимости и повышении оценки факторов риска, а другая - желает извлечь максимальную выгоду от продажи [7].


Для оценки предприятий используются различные методы, Чеботарев Н.Ф. (7) в числе таковых указывает следующие:

- Затратный или имущественный подход. Оценка проводится по восстановительной стоимости с уче­том износа. Принципы метода - полезность и замещение. Методы оценки в этом подходе - прямое восста­новление, которое предусматривает расчет затрат на восстановление оцениваемого объекта с учетом его износа, а также метод замещения, заключающийся в расчете величины стоимости строительства.

- Доходный подход. Здесь целью анализа является способность предприятия приносить доход. Метод прямой капитализации применяется для упрощения и ускорения расчета. Метод косвенной капитализации учитывает переменные величины в прогнозируемом периоде.

- Сравнительный подход. Метод заключается в оценке рыночной стоимости капитала предприятия через прямое сравнение с сопоставимыми компаниями [21].

- Опционный подход (выделяют Пахомов Е. В. (8), Овчинникова М. С. (9)). Здесь применяются опционные модели ценообразования, что дает возможность моделировать и оценивать стоимость сложных финансово-экономических объектов [15].

Каждый метод требует расчета определенных показателей хозяйственной деятельности. Так за­тратный метод включает в себя оценку стоимости чистых активов, оценку нового бизнеса, определение ликвидационной стоимости, оценку стоимости внутри предприятия, оценку предприятий, не приносящих доход. Доходный метод применяется тогда, когда необходимо дать реальную оценку будущему потенци­алу предприятия, проанализировать целесообразность совместного использования активов предприятия. Он отличается универсальностью. Наиболее простым методом является сравнительный, так как позволяет получить результаты за короткий период, но данные будут слишком обобщенными.

Операции с объектами бизнеса должны осуществляться в соответствии с компонентами законода­тельной базы РФ. Законодательная база включает Конституцию РФ; конституционные законы; кодексы РФ — Гражданский [1, 2], Земельный, Жилищный, Водный, Градостроительный, Лесной; федеральные законы и другие акты Федерального Собрания (постановления, положения). Можно назвать и Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации и дру­гие.

Оценка стоимости объектов бизнеса, по мнению Катамадзе К. А. (10), должна осуществляться также в соответствии со стандартами, которые определяют требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности и которые подразделяются:


1) на федеральные стандарты — разрабатываются Национальным советом с учетом международных стандартов оценки;

2) стандарты и правила оценочной деятельности — разрабатываются и утверждаются саморегулируемой организацией оценщиков и не могут противоречить федеральным стандартам [10].

Стандарт обоснованной рыночной стоимости. Оценка бизнеса должна производиться на основе ин­формации, которая доступна для любого потенциального продавца и покупателя бизнеса. Деловые воз­можности любого инвестора должны быть равными и неограниченными.

Стандарт обоснованной стоимости. Оценка бизнеса должна производиться на основе равнодоступ­ной информации для конкретных продавца и покупателя бизнеса. Деловые возможности продавца и поку­пателя должны быть одинаковы. Стандарт инвестиционной стоимости.

Оценка бизнеса (инвестиционного проекта) должна осуществляться только на основе информиро­ванности и деловых возможностей конкретного инвестора. Очевидно, что оценка каждым потенциальным инвестором одного и того же инвестиционного проекта будет различной. Стандарт внутренней (фунда­ментальной) стоимости.

Оценка бизнеса должна осуществляться с учетом основных факторов, влияющих на стоимость биз­неса, состояния отрасли. Независимый оценщик должен иметь собственный опыт работы в отрасли и соб­ственную информацию о состоянии и перспективах развития отрасли. Стандарт предполагает, что оцени­ваемое предприятие должно быть оценено всеми возможными для него методами опенки, а итоговая оценка должна представлять собой средневзвешенную оценку стоимости

Согласно Ларченко А. П. (11) процесс оценки стоимости бизнеса включает три этапа: подготовительный, оценочный, заключи­тельный [11]. В зависимости от цели оценки, указывает Чеботарев Н. Ф. (12), выделяют различные виды стоимости (рыночная, инвестици­онная, залоговая, ликвидационная, налоговая, страховая, фундаментальная) [21]. Процесс оценки стоимо­сти компании состоит из последовательно совершаемых действий, по далее приведенным этапам. Сбора и последующий тщательный анализ информации, характеризующей деятельность оцениваемой компании. Осуществляется сбор всей информации о ранее проведенных сделках, об имеющихся существенных рас­хождениях в составе переуступаемых имущественных прав, в условиях оплаты, в их местоположение и характеристиках.

Тепман Л. Н. (13) и Артамонов В. А. (14) замечают, что кроме того изучается состояние отрасли на момент оценки. Осуществляется оценка экономических ха­рактеристик бизнеса с применением инструментария анализа финансово-хозяйственной деятельности [18]. На основании выводов, полученных по результатам анализа предыдущих трех этапов, а также с учетом цели оценки стоимости компании, оценщиком определяется применяемый подход и метод к ее оценке. Оцени­вается уровень воздействия рыночных факторов на рассчитанную стоимость объекта оценки. По резуль­татам оценки различными подходами производится окончательное согласование итоговой стоимости ком­пании в виде диапазона цен.