Файл: Курсовая работа по дисциплине Экономика предприятия направление 38. 03. 01 Экономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При использовании этого метода необходимо определить:

- какой поток доходов мог бы генерировать тот или иной объект ИС правообладателю, если бы был заключен лицензионный договор;

- от каких платежей освобождается правообладатель в связи с тем, что ему как собственнику объекта ИС не нужно платить роялти за право использования его в производстве.

Согласно методу освобождения от роялти стоимость интеллектуальной собственности представляет собой текущую стоимость потока будущих платежей по роялти в течение экономического срока службы патента или лицензионного договора.

Роялти - периодические отчисления по фиксированной ставке от объема реализуемой по лицензии продукции, налогооблагаемого дохода, чистой прибыли и пр.







Размер роялти определяется на основании анализа рынка и зависит от следующих факторов:

- объема правовой охраны (продажа не запатентованной разработки снижает цену лицензии до 30%);

- объема передаваемых прав использования (наиболее дорогой — полная лицензия, наиболее дешевый - простая лицензия);

- объема производства и возможности контролировать выпуск продукции по лицензии (если контроль затруднен, то цена лицензии возрастает);

- срока (чем больше срок, тем меньше ставка роялти);

- научно-технической значимости и коммерческих возможностей использования нововведения (передовая разработка стоит дороже);

- размера капиталовложений, необходимых для организации производства продукции по лицензии;

- объема передаваемой технической документации: передается ли в полном объеме (конструкторская, технологическая, эксплуатационная) или частично (только конструкторская);

- зависимости лицензиата в поставках материалов, инструментов, комплектующих деталей для организации производства продукции по лицензии, а также от объема технической помощи со стороны лицензиара в освоении объекта;

- ситуации на рынке: наличия конкурентных предложений на покупку аналогичных по экономической эффективности технологий.

Размер роялти может быть определен двумя способами:

- эмпирически - на базе стандартных среднестатистических значений;

- расчетным путем.

При отсутствии данных по конкретной отрасли промышленности или объекту лицензии расчет ставок роялти выполняется с учетом уровня рентабельности производства и доли лицензиара в прибыли лицензиата:


R = Ре × Д / (1 + Ре), (4)

R – ставка роялти,

Ре – рентабельность производства продукции по лицензии в условиях лицензиата,

Д – доля от общей прибыли лицензиата, которая должна выплачиваться лицензиару в форме роялти

В зависимости от исчисления метод освобождения от роялти в современной оценочной практике представлен тремя вариантами, при которых базой расчета являются:







1) валовая выручка (используются среднеотраслевые ставки роялти);

2) дополнительная прибыль лицензиата;

3) валовая прибыль.

Рентабельность бизнеса ОАО «МТС» 9,4%, по официальным данным.

Предполагаемая доля лицензиара от продаж 25%.

Соответственно ставка роялти 2,15%.

Ставка дисконтирования 11,1%

Таблица 2.3 Расчет рыночной стоимости товарного знака

Показатели (млн. дол.)

 

 

 

ПП

Выручка

291825 150

294878 150

296 456100

15957,79

Платежи роялти

6274240.7

6339880.2

6373806.15

6329309.02

Множитель дисконта

0,90009

0,810162

0,729219

0,5319

Дисконтированные платежи

5647381.32

5136330.02

4647900.55

5143870.63

Итого, стоимость в прогнозный период

1147317.65

 

 

 


СF(постпер.) = 6329309.02/(0,111-0,03) = 78139617.53 руб. (где 0,03 - темпы роста)

Стоимость ТЗ = 1147317.65+ 78139617.53= 89612797.18 руб.

Данный метод основан на использовании актуальной рыночной информации и использует фактические финансовые показатели организации, поэтому коэффициент значимости рассматриваемого метода Оценщик принимает равным 0,7.

В рамках примененного для оценки доходного подхода, который заключался в использовании двух методов, избыточной прибыли и освобождения от роялти, товарного знака (знака обслуживания) № 327461 «МТС» были получены следующие результаты:



1. Оценка методом избыточной прибыли - рыночная стоимость 8369710.39 руб.

2. Оценка методом освобождения от роялти - рыночная стоимость 89612797.18 руб.

Весовые значения, придаваемые результатам, полученным на основании приведенных выше методов, соответственно равны 0,3 и 0,7.

Стоимость итоговая = С1 * 0,3 + С2 * 0,7

Стоимость итоговая = 8369710.39 * 0,3 + 89612797.18 * 0,7 = 62728958.03+2510913.12=65239871 руб.

Итоговая рыночная стоимость товарного знака (знака обслуживания) № 327461 «МТС» с учетом весовых коэффициентов, приданных двум независимым методам, на дату оценки составляет округленно:

65239871 руб.

Коэффициенты значимости берутся исходя из достоверности оценки: Оценщик считает, что метод освобождения от роялти более значим, так как показывает будущее развитие объекта ИС и величину прибыли, получаемую от объекта ИС (несмотря на то, что значения носят прогнозный характер). Метод избыточной прибыли учитывает стоимость материальных активов, отводя значительную долю материальным активам, чего, по мнению Оценщика, не нужно включать в стоимость такого объекта ИС как товарный знак (знак обслуживания).

Бухгалтерский баланс представлен в приложении.

Выводы

Таким образом, основная формула для расчета стоимости бизнеса для этого подхода: Собственный капитал=Активы-Обязательства.

Обычно балансовая стоимость активов не соответствует рыночной стоимости, поэтому задача состоит в их переоценке. После определения реальной стоимости всех активов из нее вычитается текущая стоимость всех его обязательств, тем самым рассчитывается оценочная стоимость собственного капитала.

Метод целесообразно использовать, если:

  • доходы не поддаются точному прогнозу;

  • предприятие обладает значительными материальными и финансовыми активами (ликвидными ценными бумагами, инвестициями в недвижимость и т. д.);

  • требуется оценить новое предприятие, у которого отсутствуют ретроспективные данные о прибылях.

В ходе выполнения второго раздела работы реализованы компетенции ОПК-2, ОПК-3, ПК-1 и ПК-2.


Выводы и предложения



Оценкой предприятия - это определение реальной рыночной стоимости активов и пассивов предприятия.

К последним относятся недвижимость, транспорт и рабочее оборудование, запасы на складах, база клиентов, бренд, персонал. Кроме того, оценка стоимости предприятия предназначена для определения эффективности его деятельности, установления доходов, перспектив роста и анализа рынка..

Оценка стоимости предприятия определяет именно рыночную стоимость предприятия с принадлежащими предприятию обязательствами и правами. Процедура включает в себя фина
нсовый и организационный анализ деятельности предприятия. Такая экспертная оценка очень актуальна в наше время, поэтому все больше и больше компаний по оценке предлагают эту услугу. Рынок купли-продажи предприятий развивается очень динамично, соответственно, необходимость в проведении качественной оценки также возрастает.

К объектам, которые входят в оценку предприятия относятся объекты жилой и нежилой недвижимости, земельных участков, машин и оборудования, акций и ценных бумаг, вещных и обязательных прав и пр.

Предприятие подлежит оценке в случаях: его полной или частичной продажи