Файл: Курсовая работа расчет тиристорного преобразователя 03. 55. 21. 13. Кр (обозначение документа).docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
1 Техническое задание на проектирование
2 Расчет и выбор элементов тиристорного преобразователя
2.1 Выбор силовой схемы преобразователя
2.2 Расчет силового трансформатора
2.4 Расчет индуктивности и выбор токоограничивающего реактора
2.5 Расчет индуктивности и выбор уравнительных дросселей
2.6 Расчет индуктивности и выбор сглаживающего дросселя
2. Расчет и выбор элементов защиты тиристорных преобразователей
2.1 Автоматические выключатели
2.2 Средства защиты от перенапряжений
2.3 Расчет фильтрокомпенсирующего устройства
4 Статические характеристики тиристорных преобразователей
4.1 Регулировочная характеристика СИФУ
4.2 Регулировочные характеристики тиристорных преобразователей
4.3. Внешние характеристики тиристорных преобразователей
4.5 Электромеханические характеристики двигателя
5 Энергетические характеристики тиристорных преобразователей
5.1 Коэффициент полезного действия преобразователей
Снижение пульсаций выходного тока и напряжения за счет увеличения числа фаз выпрямителя приводит к усложнению как силовой схемы преобразователя, так и системы управления. Однако при этом сохраняются высокие динамические свойства привода, уменьшаются искажения тока и напряжения питающей сети и повышается коэффициент мощности системы.
Поэтому при выборе схемы преобразователя приходится решать противоречивую задачу выбора рационального числа фаз выпрямителя и оптимальных габаритов индуктивности сглаживающего фильтра.
Пользуясь рекомендациями, приведенными в [1], выбираем трехфазную нулевую схему (рис. 1). Трехфазная нулевая схема проста и содержит мало вентилей. Однако из-за больших значений действующих анодных токов и обратных напряжений, наличия токов вынужденного намагничивания трехфазные нулевые схемы целесообразны при соединении обмоток звезда - звезда и треугольник - звезда для тиристорных приводов мощностью 5-30 кВт [2].
Для реверсивных электроприводов с рекуперативным торможением применяются, как правило, двухкомплектные преобразователи, один из которых работает в выпрямительном, а другой - в инверторном режиме.
Рис. 1. Трехфазная нулевая схема.
В техническом задании задан реверсивный преобразователях с совместным управлением. В данном случае оба комплекта вентилей работают одновременно: один в выпрямительном, а другой в инверторном режиме. Вследствие этого в схеме образуется контур, по которому протекает уравнительный ток. Величина и характер уравнительного тока определяется законом управления комплектами. Ограничение уравнительных токов осуществляется уравнительными реакторами.
Вид механических и скоростных характеристик электропривода зависит от способа согласования углов управления аввыпрямительной группы и опережения управления риинверторной группы.
При линейном согласованном управлении средние значения напряжения на выходе выпрямительного и инверторного комплектов равны (ав +аи = 180й).
Недостатком схем с линейным согласованием является наличие уравнительных токов, дополнительно нагружающих вентили и трансформаторы. Введение уравнительных дросселей увеличивает электромагнитную постоянную времени, что ухудшает динамические свойства привода.
При линейном согласовании не полностью используется трансформатор, так как для предотвращения опрокидывания инвертора необходимо вводить ограничение по минимальному углу управления тиристорами.
Однако благодаря тому, что совместное управление при линейном согласовании позволяет получить наилучшие динамические показатели привода, однозначные статические характеристики и обеспечивает наиболее простой переход из одного режима в другой, преимущества этого способа управления реверсивными преобразователями оказываются более существенными, чем его недостатки. Поэтому на практике такое управление нашло преимущественное распространение. Для ограничения уравнительного тока применяют уравнительные реакторы. Индуктивность реактора выбирают такой, чтобы уравнительный ток не превышал 10% номинального [3]. Для уменьшения веса и габаритов реакторов в приводах малой и средней мощности допускают увеличение уравнительного тока до 30 % от номинального.
2.2 Расчет силового трансформатора
Преобразователь подключается к сети, как правило, через трансформатор. Силовой трансформатор необходим для согласования напряжения питающей сети с напряжением двигателя и для обеспечения нулевого вывода в трехфазной нулевой схеме. Мощность трансформатора зависит от схемы преобразователя и схемы соединения его обмоток.
Исходными данными для расчета трансформатора являются напряжение, ток нагрузки и предварительно выбранная схема преобразователя.
Расчетное значение напряжения вторичной обмотки трансформатора U2ф выбирается из заданных условий работы нагрузки с учетом возможного понижения сети и допустимых токовых перегрузок:
U2ф = KСKUKKRUdН (1)
где Кс - коэффициент схемы (табл.2.1 [1]), равный отношению теоретической ЭДС вторичной обмотки силового трансформатора Е2Ф к среднему значению выпрямленного напряжения UdH;
KU- коэффициент запаса по напряжению, учитывающий возможное снижение напряжения в сети. Значение коэффициента принимается равным
КU = 1,05 - 1,1 [3];
К- коэффициент запаса, учитывающий снижение напряжения на выходе выпрямителя за счет ограничения угла открывания тиристора в реверсивных преобразователях с совместным управлением К = 1,05 - 1,1 - для реверсивных схем с согласованным управлением. Для нереверсивных и реверсивных схем с раздельным управлением К=1;
KR - коэффициент, учитывающий падение напряжения на вентилях и обмотках трансформатора, а также наличие углов коммутации, KR= 1,05;
UdH - номинальное значение напряжения на нагрузке, В.
Подставляя численные значения, получим:
U2ф = 0,855·1,05·1·1,05·220 = 207,38 В.
Действующее значение линейного тока вторичной обмотки трансформатора, А:
I2Л = KIKЗKiIdН (2)
где KI - коэффициент тока, зависящий от схемы выпрямителя, значение которого приведено в табл. 2.1 [1];
К3 - коэффициент запаса по току, учитывающий возможную перегрузку преобразователя. В зависимости от характера нагрузки К3 = 1,05- 2,5;
Кi - коэффициент, учитывающий отклонение формы анодного тока тиристора от прямоугольной. По экспериментальным данным принимается К; = 1,05 - 1,1;
IdH - номинальный ток нагрузки, на стороне выпрямленного напряжения.
Подставляя численные значения, получим:
I2Л = 0,58·1,5·1,1·37,9 = 36,27 А.
Действующее значение тока первичной обмотки трансформатора, А:
I1Л = , (3)
где КТР = = коэффициент трансформации трансформатора.
Расчетная типовая мощность силового трансформатора, кВА:
Spac=STK2uK2aKRKi·10 –3(4)
где SТ - теоретическое значение типовой мощности трансформатора,
SТ = KSUdHIdH(5)
KS - коэффициент схемы по мощности (табл.3.1 [1]);
IdH - среднее значение выпрямленного тока, равное номинальному току двигателя;
UdH - среднее значение выпрямленного напряжения, равное номинальному напряжению двигателя.
Подставляя численные значения, получим:
SТ = 1,35·220·37,9 = 11256,30 ВА.
Sрас = 11256,3·1,12·12·1,05·1,1·10 –3 = 15,73 кВА.
В табл. п.1 и п.2 [1] приведены данные некоторых типов трансформаторов.
По полученному значению расчетной мощности выбираем силовой трансформатор, наиболее близкий по техническим характеристикам расчетному, из условия
SH Sрас; U2фН U2ф; I2фН I2ф.
SH, U2фН, I2фН- номинальные значения полной мощности, фазных напряжений и тока выбранного трансформатора.
При соединении обмоток трехфазного трансформатора по схеме "звезда" линейный ток равен фазному.
В соответствии с условиями выбираем трансформатор ТСЗ-25 со следующими параметрами:
SH= 25 кВА, U1Л = 0,38 кВ, U2Л = 0,38 кВ,
P0 = 180 Вт, РК = 560 Вт, UK = 3%, IXX = 4,5%.
Обмотки соединены по схеме звезда-звезда, поэтому:
U1фН = = = 0,22 кВ. (6)
U2фН = = = 0,22 кВ. (7)
I1фН = I1Л = = = 37,88 А. (8)
Коэффициент трансформации трансформатора
КТР = = = 1.
I2фН = I2Л = I1ЛКТР = 37,88·1 = 37,88 А. (9)
Активное сопротивление фазы вторичной обмотки трансформатора, Ом, определяется по следующим формулам:
Zфктр = , (10)
где Zфктр- полное сопротивление фазы трансформатора в режиме короткого замыкания, которое включает в себя полные сопротивления первичной и вторичной обмоток трансформатора, UK- напряжение короткого замыкания трансформатора (то напряжение, при котором в режиме короткого замыкания ток трансформатора становится равным току в номинальном режиме). Это напряжение в паспортных данных трансформатора обычно приводится в процентах к номинальному, поэтому его нужно рассчитать по формуле:
UK = , (11)
где U1фН - номинальное напряжение трансформатора.
Подставляя численные значения, получим:
UK = = 6,60 В;
Zфктр = = 0,17 Ом;
cosK = = = 0,747; (13)
Rфктр = ZфктрcosK = 0,17·0,747 = 0,13 Ом. (14)
Далее рассчитываем сопротивление фазы вторичной обмотки трансформатора, для этого используем следующие формулы:
Rфктр = Rфтр1+R'фтр2, (15)
где R'фтр2 - активное сопротивление вторичной обмотки, приведенное к параметрам первичной обмотки, Rфтр1- активное сопротивление первичной обмотки трансформатора; принято считать, что для двухобмоточного трансформатора (т.е. трансформатора, у которого на фазу приходится по одной обмотке высшего и низшего напряжения)
Rфтр1R'фтр2, (16)
тогда - Rфтр2 = . (17)
В более общем случае, RТР =R2ФТР
LТР =L2ФТР,
где = 2 - число обмоток трансформатора, обтекаемых током (табл.3.1 [1]).
Подставляя численные значения, получим:
Rфтр1=R'фтр2 = = = 0,07 Ом;
Rфтр2 = = 0,070 Ом.
Индуктивность фазы вторичной обмотки, Гн, можно рассчитать по подобным же формулам, что и для активного сопротивления:
Xфктр = ; (15)
Xфктр = Xфтр1+X'фтр2; (16)
Xфтр1X'фтр2; (17)
Xфтр2 = ; (18)
L2ФТР = . (18)
Подставляя численные значения, получим:
Xфктр = = 0,11 Ом;
Xфтр1=X'фтр2 = = = 0,06 Ом;
Xфтр2 = = 0,060 Ом;
L2ФТР = = 0,00019 Гн = 0,19 мГн.