Файл: Лекции для курсов Электрические машины и аппараты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 316

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1

Общие сведения об электрических машинах

Общие сведения об ЭМ

Классификация ЭМ

Материалы, применяемые для электрических машин

Нагревание и охлаждение электрических машин итрансформаторов.

Лекция 2

устройство и принцип действия электрических машин постоян­ного тока

Устройство машины постоянного тока

Принцип действия МПТ

Лекция 3

Электрические схемы обмоток и реакции происходящие в машинах постоянного тока.

Виды соединений обмоток

Магнитная цепь машины постоянного тока

Коммутация в машинах постоянного тока.

Лекция 4

Генераторы постоянного тока

Общие сведения и системы возбуждения

Свойства генератора параллельного возбуждения

Свойства генератора последовательного возбуждения

Свойства генератора смешанного возбуждения

Характеристики двигателей постоянного тока

Лекция 5

Общие сведения

Создание вращающегося магнитного поля

Устройство трехфазного асинхрон­ного двигателя

Принцип действия трехфазного асинхрон­ного двигателя

Принцип действия и устройство синхронных машин

Лекция 6

Рабочие характеристики асинхронного двигателя

Пусковые характеристики асинхронного двигателя

Пуск в ход асинхронных двигателей

Регулирование частоты вращения асинхронных двигателей

Лекция 7

Однофазные асинхронные двигатели

Общие сведения

Пуск однофазных асинхронных двигателей

Схема включения трехфазного двигателя в однофазную сеть

Лекция 7

Трансформаторы

Устройство трансфор­маторов

Принцип действия трансформаторов

Режимы работы трансформатора

Лекция 8

Трансформаторы

Устройство и принцип действия

Лекция 9

Специальные трансформаторы

Лекция 5



Машины переменного тока


  1. Общие сведения

  2. Создание вращающегося магнитного поля

  3. Устройство действия машин переменного тока

  4. Принцип действия асинхронного двигателя

  5. Принцип действия синхронного двигателя



Общие сведения



Электрический двигатель преобразует электрическую энергию в механическую для

приведения в действие станков , кранов ,насосов, вентиляторов, компрессоров и т.п.
Электрический генератор превращает механическую энергию в электрическую с последующей передачей ее по проводам или кабелю до потребителя.
Электрические машины различают :

- по назначению ( двигатели , генераторы, преобразователи и т.д.)

- по роду тока (ЭМ постоянного и переменного тока. )

- по величине напряжения ;

- по мощности ;

- по числу оборотов ;

- по конструктивному исполнению;

- по способу защиты от воздействий окружающей среды ;

Асинхронный - это

Синхронный это
Наибольшее распространение в промышленности из двигателей переменного тока получили асинхронные трехфазныедвигатели, которые отличаются высокой надежностью и простотой конструкции.

Р ис.31.1. Асинхронный трехфазный двигатель

Для приведения в действие механизмов большой массы и мощности используют синхронные электродвигатели напряжением 3...6 кВ.


Рис.31.2. Синхронный двигатель переменного тока.
По конструктивному исполнению электродвигатели должны быть приспособлены к условиям внешней среды , в которой им предстоит работать. В помещениях с нормальной средой можно применять электродвигатели открытого исполнения.

Для работы в помещениях с токопроводящей пылью служат пыленепроницаемые, а во взрывоопасных средах - взрывозащищенные электродвигатели.

Создание вращающегося магнитного поля



Принцип трехфазной цепи

Асинхронные двигатели, как правило, питаются трехфазным переменным током. Трехфазная цепь перемен­ного тока состоит из трех однофазных цепей. В этих цепях токи или напряжения изменяются по тому же периодиче­скому синусоидальному закону с той же частотой, но с некоторым сдвигом (отставанием) во времени.


Величина отставания тока во второй фазе по сравнению с током в первой фазе составляет 1/3 периода времениТ,или 120°. Ток в третьей фазе также отстает от тока во второй фазе на 1/3 периода.


Рис. 32.1. Графики токов в трехфазной сети.



Рис.32.2. Присоединение статорных обмоток асинхронного двигателя к трехфазной сети.



На неподвижной части простейшего асинхронного двигателя расположены три обмотки, сдвинутые в пространстве на 120°. Каждая обмотка имеет начало (Ан, Вн, Сн) и конец (Ак, Вк, Ск)



Устройство трехфазного асинхрон­ного двигателя



Асинхронный электродвигатель переменного тока состоит из двух основных частей:

- неподвижной части - статора;

- подвижной части- ротора;

Подвижный ротор сопрягается с неподвижным статором с помощью подшипников, установленных в подшипниковые щиты.
Устройство асинхронного двигателя представлено на рисунке 33.1:
На рисунке обозначены:

1 – передний подшипниковый щит

2 – выходной конец вала

3 – уплотнение подшипника

4 – шарикоподшипник

5 – лопатки вентилятора ротора

6 – короткозамыкающее кольцо

7 – болт

8 – станина

9 – рым-болт

10 – сердечник статора

11 – сердечник ротора

12 – обмотка статора

13 – винт крепления кожуха вентилятора

14 – кожух вентилятора

15 – задний подшипниковый щит

16 – вентилятор

17 – стопорное кольцо

18 – стопорный винт вентилятора

Рис.33.1. Устройство асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором

На рисунке обозначены:

1 – сердечник статора

2 – обмотка статора

3 – станина

4 – сердечник ротора



5 – короткозамыкающее кольцо

6 – вал

7 – передний подшипниковый щит

8 – задний подшипниковый щи
Статорсостоит из станины и сердечника с обмоткой.

Станина выполняется из стали, чугуна или алюминиевых сплавов.

Сердечник набирают из штампованных листов электротехнической стали, изолированных между собой бумагой, лаком или слоем окиси. Изоляция необходима для ограничения величины вихревых токов и уменьшения нагрева сердечника.

Обмотка статора выполняется из медной изолированной проволоки круглого или

прямоугольного сечения, которая укладывается в пазы сердечника.



Рис. 33.3 Устройство статора

На рисунке обозначены:

1 – обмотка статора

2 – станина

3 – резьбовое отверстие под рым-болт

4 – болты крепления сердечника

5 – сердечник статора

6 – ребра охлаждения

7 – отверстия для анкерных крепежных болтов

8 – болт заземления

9 - лапа
Подшипниковые щиты - представляют собой крышки, закрывающие станину с двух

сторон. В подшипниковые щиты встраиваются подшипники качения или скольжения которые обеспечивают механическую связь между неподвижным статором и подвижным ротором.
Ротор состоит из стального вала, сердечника и обмотки. В зависимости от конструкции роторы бывают:

  • ротор короткозамкнутый;

  • ротор фазный ;


Короткозамкнутый роторпредставляет собой сердечник, набранный из листов электротехнической стали и напрессованный на вал. В пазы сердечника заливается расплавленный алюминий , который при застывании образует алюминиевую обмотку, состоящую из стержней замкнутых накоротко алюминиевыми кольцами. Такая обмотка называется " беличье колесо " , а ротор - короткозамкнутым.


Рис.33.4. Короткозамкнутый ротор
На рисунке обозначены:


1 – вал

2 – лопатки вентилятора ротора

3 – короткозамыкающее кольцо

4 – сердечник ротора

5 – шпонка сердечника

6 – стяжная шпилька

7 – шпонка вентилятора двигателя

Фазный ротор.

У фазного ротора в пазы сердечника уложена трехфазная обмотка . Три конца этой

обмотки соединены в общую точку ,а три начала обмоток соединены с контактными кольцами, которые в свою очередь через щеточные скользящие контакты соединяются с пусковыми реостатами. Включение пусковых реостатов в цепь обмотки ротора позволяет значительно уменьшить ток в машине в момент пуска . По мере раскрутки двигателя пусковой ток уменьшается и пусковые реостаты выводятся из цепи обмоток ротора .




Рис.33.5. Фазный ротор

1— трехфазная обмотка ротора

2— вал двигателя

3— контактные кольца

4— скользящие контакты (щетки)

5— пусковые реостаты

6- сердечник ротора

7- подшипник



Рис. 32.6.Запуск фазного ротора в работу.
На рисунке:

1— трехфазная обмотка ротора

2— вал двигателя

3— контактные кольца

4— скользящие контакты (щетки)

5— пусковые реостаты

6- сердечник ротора

7- подшипник
На паспортной табличке, прикрепленной к корпусу двигателя указывают следующие данные двигателя :


  • мощность [ кВт ]

  • напряжение [ В ]

  • схема соединения обмоток [* или ∆ ]

  • потребляемый ток [ А ]

  • число оборотов вала [ об/мин ]

  • коэффициент мощности cos φ

  • КПД [ % ]

  • частота тока;




Принцип действия трехфазного асинхрон­ного двигателя



Наибольшее распространение среди электрических двигателей получили трехфазные асинхронные двигатели. Асинхронный двигатель состоит из двух принципиально важных частей :

  • неподвижной части – статора

  • подвижной – ротора.

На статоре расположена трехфазная обмотка. При подключении обмотки статора к трехфазной сети в ней возникает вращающееся магнитное поле. Скорость вращения зависит от числа полюсов обмотки статора и определяется формулой:

(об / мин)
Где: f1 =50 Гц - частота тока в сети.

p– число пар полюсов обмотки статора.
Таким образом, при одной паре полюсов n1= 3000 об/мин, при р=2, n1 = 1500 ,при р=3, n1 = 1000 , при р=4, n1 = 750 об / мин.
На роторе устанавливается, как правило, короткозамкнутая обмотка изготовленная в виде алюминиевых стержней закороченных с обоих сторон кольцами. Такая обмотка называется "беличьим колесом".

В начальный момент ротор неподвижен, поэтому вращающееся магнитное поле статора с большой скоростью пересекает стержни обмотки ротора, наводя в них большую ЭДС. Так как стержни замкнуты накоротко, то в обмотке ротора возникает большой ток . Этот ток называется пусковым. Его значение обычно превышает значение номинального тока в 7 раз. Если этот ток будет действовать длительно, то это может привести к выходу двигателя из строя. При возникновении тока в обмотке ротора в нем также возникает магнитное поле, которое взаимодействуя с вращающимся магнитным полем статора приводит ротор во вращение.

При увеличении скорости вращения ротора взаимная скорость перемещения полей статора и ротора уменьшается, уменьшается ЭДС и ток в роторе, достигая номинального значения.

Однако, исходя из принципа работы двигателя, скорость вращения ротора никогда не станет равной скорости вращающегося магнитного поля статора, так как при этом пропадает возможность индуктирования ЭДС в обмотке ротора и, соответственно, возникновения магнитного поля ротора. Это противоречит принципу работы двигателя. Двигатель потому и называется асинхронным, потому что скорость вращения ротора всегда меньше скорости вращающегося магнитного поля статора.

Относительное отставание ротора от вращающегося магнитного поля статора характеризуется