ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 324
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения об электрических машинах
Материалы, применяемые для электрических машин
Нагревание и охлаждение электрических машин итрансформаторов.
устройство и принцип действия электрических машин постоянного тока
Устройство машины постоянного тока
Электрические схемы обмоток и реакции происходящие в машинах постоянного тока.
Магнитная цепь машины постоянного тока
Коммутация в машинах постоянного тока.
Общие сведения и системы возбуждения
Свойства генератора параллельного возбуждения
Свойства генератора последовательного возбуждения
Свойства генератора смешанного возбуждения
Характеристики двигателей постоянного тока
Создание вращающегося магнитного поля
Устройство трехфазного асинхронного двигателя
Принцип действия трехфазного асинхронного двигателя
Принцип действия и устройство синхронных машин
Рабочие характеристики асинхронного двигателя
Пусковые характеристики асинхронного двигателя
Пуск в ход асинхронных двигателей
Регулирование частоты вращения асинхронных двигателей
Однофазные асинхронные двигатели
Пуск однофазных асинхронных двигателей
Схема включения трехфазного двигателя в однофазную сеть
Где: n1 – скорость вращающегося магнитного поля статора.
n2 – скорость вращения ротора
При пуске s = 1 , при номинальном режиме работы двигателя s= 4 – 6 % .
Принцип действия и устройство синхронных машин
35.1. Принцип действия синхронной машины.
Синхронная машина состоит из двух основных частей:
-
неподвижной - статора -
вращающейся – ротора
Синхронная машина имеет две основные обмотки.
Одна обмотка подключается к источнику постоянного тока. Протекающий по этой обмотке ток создает основное магнитное поле машины. Эта обмотка располагается на полюсах и называется обмоткой возбуждения.
Иногда у машин небольшой мощности обмотка возбуждения отсутствует, а магнитное поле создается постоянными магнитами.
Другая обмотка является обмоткой якоря. В ней индуктируется основная ЭДС машины. Она укладывается в пазы якоря и состоит из одной, двух или трех обмоток фаз. Наибольшее распространение в синхронных машинах нашли трехфазные обмотки якоря.
В синхронных машинах чаще всего находит применение конструкция, при которой, обмотка якоря располагается на статоре, а обмотка возбуждения - на роторе (рис.34.1). Синхронные машины небольшой мощности иногда имеют обращенное исполнение, когда обмотка якоря располагается на роторе, а обмотка возбуждения - на полюсах статора (рис. 34.2). В электромагнитном отношении обе конструкции равноценны.
Рис. 34.1. Конструктивный вариант синхронной машины, при котором обмотка якоря располагается на статоре, а обмотка возбуждения – на роторе.
Рис. 34.1. Конструктивный вариант синхронной машины, при котором обмотка якоря располагается на роторе, а обмотка возбуждения –на статоре.
Однако из практических соображений более предпочтительной является первая конструкция, так как в этом случае к скользящим контактам на роторе подводится мощность возбуждения, составляющая 0,3-3 % номинальной мощности машины.
Во втором варианте скользящие контакты следовало бы рассчитывать на полную мощность машины. Для мощных машин, имеющих относительно высокое напряжение и большие токи, обеспечить удовлетворительную работу таких контактов весьма затруднительно.
В дальнейшем будут рассматриваться синхронные машины, выполненные по первому (основному) конструктивному варианту.
Рассмотрим принцип действия синхронного генератора. Если через обмотку возбуждения протекает постоянный ток, то он создает постоянное во времени магнитное поле с чередующейся полярностью. При вращении полюсов и, следовательно, магнитного поля относительно проводников обмотки якоря в них индуктируются переменные ЭДС, которые, суммируясь, определяют результирующие ЭДС фаз.
Если на якоре уложены три одинаковые обмотки, магнитные оси которых сдвинуты в пространстве на электрический угол, равный 120°, то в этих обмотках индуктируются ЭДС, образующие трехфазную систему.
Частота индуктируемых в обмотках ЭДС зависит от числа пар полюсов ри частоты вращения ротора п:
Для получения ЭДС необходимой частоты число пар полюсов и частота вращения должны находиться в определенной зависимости между собой.
Так, для получения стандартной частоты f1= 50 Гц при р=1нужно иметь частоту вращения n = 3000 об/мин, а при р = 24 n = 125 об/мин.
Если к трехфазной обмотке якоря синхронного генератора подсоединить нагрузку, то возникший ток создаст вращающееся магнитное поле якоря. Частота вращения этого поля относительно статора
Заменяя в этой формуле частоту ее значением из предыдущей формулы, получаем
n1 = n.
Равенство частот вращения ротора пи поля якоря n1 является характерной особенностью синхронной машины, обусловившей ее название.
При работе синхронной машины двигателем трехфазная обмотка якоря присоединяется к трехфазной сети. При этом образуется вращающееся магнитное поле с частотой вращения n1. Это поле, взаимодействуя с полем полюсов ротора, создает вращающий момент. Чтобы этот момент имел одно и то же направление, поля должны быть неподвижны относительно друг друга. Это имеет место, если ротор и, следовательно, его магнитное поле вращаются с частотой, равной
n1. Поэтому в синхронном двигателе ротор как при холостом ходе, так и при нагрузке вращается с постоянной частотой, равной частоте вращения поля n1.
Схема подключения синхронной машины
Лекция 6
-
Рабочие характеристики асинхронного двигателя -
Пусковые характеристики асинхронного двигателя -
Пуск в ход асинхронных двигателей -
Регулирование частоты вращения асинхронных двигателей
Рабочие характеристики асинхронного двигателя
Энергетическая диаграмма асинхронного двигателя.
При работе двигателя неизбежно происходит потеря преобразуемой им энергии, поэтому мощность, развиваемая на валу двигателя Р2всегда будет меньше потребляемой им из сети мощности Р1.
Процесс преобразования энергии и потери, происходящие при работе двигателя, можно иллюстрировать энергетической диаграммой (рис. 36.1).
Потребляемая двигателем мощность из сети P1частично расходуется на покрытие потерь в обмотках статора Рм1и в стали сердечника статора Рс1на гистерезис и вихревые токи.
Оставшаяся часть мощности Рэм называемая электромагнитной,
Рис.36.1. Энергетическая диаграмма асинхронного двигателя
передается ротору через воздушный зазор вращающимся магнитным полем.
Энергия, полученная ротором, преобразуется в механическую и частично расходуется на покрытие потерь в роторе.
На диаграмме показано, что электромагнитная мощность, поступающая на ротор, может быть представлена в виде суммы двух мощностей: Рэм= Р2’+ Pм2.
где Р2’— мощность, развиваемая вращающимся ротором,
Pм2— потери в меди обмоток ротора.
Не вся энергия, преобразованная машиной в Р2’ является полезной энергией Р2, так как часть ее расходуется на покрытие механических потерь Рмехот трения в подшипниках и о воздух вращающихся частей машины.
Рассчитать потери в двигателе и полезную мощность на валу можно, используя следующие формулы:
-
Потребляемая двигателем мощность из сети:
-
потери в обмотках статора:
-
электромагнитная мощность:
-
мощность, развиваемая вращающимся ротором:
Где: m = 3 –число фаз машины.
Анализ рабочих характеристик асинхронного двигателя
Зависимости потребляемого тока I1, мощности P1, КПД η,коэффициента мощности cosφ, скольжения s. частоты вращения n от полезной механической мощности Р2называются рабочими характеристиками двигателя.
Эти характеристики определяются при постоянном напряжении U1 и частоте f сети. Пример рабочих характеристик приведен на рис. 36,1.
Рассмотрим эти характеристики.
При холостом ходе (полезная мощность Р2=0) скольжение s также равно нулю (частота вращения ротора n практически равна синхронной), ток в обмотке ротораI2=0. По обмотке статора протекает ток холостого хода I0.
Рис.36.2. Рабочие характеристики асинхронного двигателя.
Коэффициент полезного действия ηравен нулю, так как равна нулю полезная мощность Р2, а коэффициент мощности равен коэффициенту мощности для тока холостого хода {cosφ1=cosφo).
При увеличении нагрузки частота вращения ротора уменьшается и увеличивается скольжение s. Увеличивается ток ротора и ток статоpa.
Так как увеличивается полезная мощность, растет КПД двигателя, а также коэффициент мощности.
Обычно номинальная мощность на валу двигателя достигается уже при небольшом понижении частоты вращения ротора и вся область рабочих режимов находится в диапазоне скольжений от 0 до 2—5%.
В асинхронном двигателе частота вращения ротора меньше частоты вращения поля, за счет чего обеспечивается наведение ЭДС, а также создание тока I2 в обмотке ротора и вращающего электромагнитного момента, под действием которого ротор приходит во вращение.
Характеристика cosφ = f(P2) лежит в области значений, меньших 1,
Коэффициент полезного действия достигает своего максимального значения при P