ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 317
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения об электрических машинах
Материалы, применяемые для электрических машин
Нагревание и охлаждение электрических машин итрансформаторов.
устройство и принцип действия электрических машин постоянного тока
Устройство машины постоянного тока
Электрические схемы обмоток и реакции происходящие в машинах постоянного тока.
Магнитная цепь машины постоянного тока
Коммутация в машинах постоянного тока.
Общие сведения и системы возбуждения
Свойства генератора параллельного возбуждения
Свойства генератора последовательного возбуждения
Свойства генератора смешанного возбуждения
Характеристики двигателей постоянного тока
Создание вращающегося магнитного поля
Устройство трехфазного асинхронного двигателя
Принцип действия трехфазного асинхронного двигателя
Принцип действия и устройство синхронных машин
Рабочие характеристики асинхронного двигателя
Пусковые характеристики асинхронного двигателя
Пуск в ход асинхронных двигателей
Регулирование частоты вращения асинхронных двигателей
Однофазные асинхронные двигатели
Пуск однофазных асинхронных двигателей
Схема включения трехфазного двигателя в однофазную сеть
Лекция 7
Однофазные асинхронные двигатели
-
Общие сведения -
Пуск однофазных асинхронных двигателей -
Схема включения трехфазного двигателя в однофазную сеть
Общие сведения
В различных бытовых и промышленных приборах широкое распространение получили однофазные асинхронные двигатели малой мощности.
Однофазные асинхронные двигатели имеют на статоре рабочую обмотку, подключаемую к однофазной сети переменного тока, и вспомогательную (пусковую), которая чаще всего соединяется с однофазной сетью переменного тока кратковременно только в период пуска двигателя.
Роторная обмотки, как правило, выполняется короткозамкнутой в виде беличьей клетки. (В качестве однофаз¬ного асинхронного двигателя может быть использован трехфазный двигатель с отсоединенной одной из фаз ста¬тора.
Мощность, развиваемая таким электродвигателем при однофазном включении, составляет 50—60% номи¬нальной мощности двигателя при трехфазной схеме вклю-чения.)
Особенность однофазных асинхронных двигателей — отсутствие начального или пускового момента, т. е. при включении такого дви¬гателя в сеть ротор его остается неподвижным. Если же под дейст¬вием какой-либо внешней силы вывести ротор из состояния покоя, то двигатель будет развивать вращающий момент.
Пуск однофазных асинхронных двигателей
Отсутствие начального момента - существенный недостаток однофазных асинхронных двигателей. Поэтому эти двигатели всегда снабжают пусковым устройством.
Наиболее простое пусковое устройство — две обмотки, помещенные на статоре и сдвинутые друг относительно друга на половину полюсного деления (90 эл. град.).
Однофазный дви¬гатель пускают включением двух катушек в одну общую однофаз¬ную сеть.
Для получения угла сдвига фаз между токами в катушках, примерно равного ±π/2, одну из катушек (рабочую) включают в сеть непосредственно, а вторую катушку (пусковую) - через индуктивную катуш¬ку (рис.42.1.) или конденсатор (рис. 42.2.). Пусковая обмотка включа¬ется, только на период пуска. В момент, когда ротор приобретает определенную частоту вращения
, пусковая обмотка отключается от сети и двигатель работает как однофазный. Отключается пусковая обмотка центробежным выключателем или специальным реле
Рис. 42.1. Схема включения пусковой обмотки однофазного двигателя через индуктивную катушку
Рис. 42.2. Схема включения пусковой обмотки однофазного двигателя через конденсатор
Схема включения трехфазного двигателя в однофазную сеть
Рис. 42.3. Схема включения трехфазного двигателя {а) в однофазную сеть с пусковым активным (б), индуктивным (в) и емкостным (г) сопротивлениями
.
В качестве однофазного двигателя может быть использован любой трехфазный асинхронный двигатель (рис. 42.3,а), тогда его рабочая или главная обмотка, состоящая из двух последовательно соединенных фаз трехфазного двигателя, включается непосредст¬венно в однофазную сеть, третья фаза, являющаяся пусковой или вспомогательной обмоткой, включается в ту же сеть через пусковой элемент — сопротивление (рис. 42.3,б), индуктивность (рис. 42.3, в) или конденсатор (рис. 42.3,г).
Лекция 7
Трансформаторы
-
Устройство -
Принцип действия -
Режимы работы трансформатора
Устройство трансформаторов
23.1. Общее устройство трансформатора.
Конструктивная схема трансформатора представлена на рис.23.1.
Рис.23.1. Конструктивная схема трансформатора.
На рисунке обозначены:
1- магнитопровод
2 – каркасы катушек
3 – первичная обмотка
4 – вторичная обмотка
5 – вводы первичной обмотки
6 – выводы вторичной обмотки
Магнитопровод трансформатора набирается из отдельных листов трансформаторной стали, изолированных друг от друга слоем окиси. Такая конструкция магнитопровода уменьшает потери электрической энергии на нагрев стали вихревыми токами.
Обмотки трансформатора выполняются медным изолированным проводом, намотанным на каркас.
Первичная обмотка понижающего трансформатора имеет большее количество витков , чем вторичная. Провод первичной обмотки более тонкий, чем у вторичной. Кроме изоляции провода каждый слой обмотки также изолируется от соседнего слоя. Самый верхний слой провода покрывается специальной эмалью и запекается. Это обеспечивает не только изоляцию обмотки, но и надежную ее защиту от внешних механических воздействий и влаги.
Полезную мощность, на которую рассчитан трансформатор по условиям нагревания, называют номинальной.Таким образом, номинальной мощностью трансформатора называется мощность его вторичной обмотки при полной (номинальной) нагрузке.
Эта мощность выражается в единицах полной мощности, т. е. в вольт-амперах (ВА) или киловольт-амперах (кВА). Все прочие величины, характеризующие работу трансформатора в условиях, на которые он рассчитан, также называют номинальными.
Каждый трансформатор снабжается щитком из материале, не подверженного атмосферным влияниям. Этот щиток прикреплен к баку трансформатора на видном месте и содержит его номинальные данные, которые нанесены травлением, гравировкой, выбиванием или другими способами, обеспечивающими видимость и долговечность знаков.
На щитке трансформатора указываются следующие данные:
1. Наименование организации, в систему которой входит завод-изготовитель.
2. Наименование и адрес или марка завода-изготовителя.
3. Год выпуска.
4. Заводской номер.
5. Обозначение типа.
6. Номер стандарта.
7.Номинальная мощность (кВА).
8. Напряжения номинальные и напряжения ответвлений обмоток (В или кВ).
9. Номинальные токи каждой обмотки (А).
10. Число фаз.
II. Частота тока (Гц).
12. Схема и группа соединения обмоток трансформатора.
13. Напряжение короткого замыкания (%).
14. Род установки (внутренняя или наружная).
15. Способ охлаждения.
16. Полная масса трансформатора (кг или т).
17. Масса масла (кг или т).
18. Масса активной части (кг или т).
Заводской номер трансформатора выбит на баке под щитком, на крышке около ввода ВН фазы А.
Условное обозначение трансформатора состоит из буквенном и цифровой частей. Буквы означают следующее:
Т — трехфазный трансформатор,
О—однофазный трансформатор,
М — естественное масляное охлаждение,
Д — масляное охлаждение с дутьем (искусственное воздушное и с естественной циркуляцией масла),
Ц—масляное охлаждение с принудительной циркуляцией масла через водяной охладитель,
ДЦ—масляное с дутьем и принудительной циркуляцией масла,
Г — грузоупорный трансформатор (указывается в конце),
Н (в конце после обозначения типа) —трансформатор с регулированием напряжения под нагрузкой,
Н (на втором месте) — заполнение негорючим жидким диэлектриком.
Первое число, стоящее после буквенного обозначения трансформатора, показывает номинальную мощность (кВ-А),
Второе число— номинальное напряжение обмотки ВН (кВ).
Например,
ТМ — 6300/35 означает трехфазный двухобмоточный трансформатор с естественным масляным охлаждением мощностью 6300 кВА и напряжением обмотки ВН 35 кВ.
ТЦТНГ — 63 000/220 означает трехфазный трехобмоточный трансформатор с принудительной циркуляцией масла, с регулированием напряжения под нагрузкой, грозоупорный, мощностью 63000 кВ-А и напряжением обмотки ВН 220 кВ.
Буква А в обозначении типа трансформатора означает автотрансформатор.
23.2. Устройство магнитопроводов однофазных трансформаторов
Магнитопрсводы трансформаторов собирают из изолированных пластин или ленты высоколегированной стали. В зависимости от формы магнитопровода и расположения обмоток на нем однофазные трансформаторы подразделяют на стержневые, броневые и тороидальные (кольцеобразные).
Стержневой магнитопровод (рис. 23.2)имеет два стержня, охватываемых обмотками.
Рис.23.2. Стержневой магнитопровод
На рисунке:
1 – ярмо
2 – стержни
3 – катушки обмоток
Часть магнитопровода, замыкающую магнитную цепь, называют ярмом.
На каждом стержне магнитопровода помещают катушку, состоящую из половинок первичной и вторичной обмоток. Такое расположение обмоток на магнитопроводе обеспечивает лучшую магнитную связь между ними, чем при размещении на различных стержнях, как это условно изображают на схемах. Половины каждой обмотки, помещенные на правом и левом стержнях магнитопровода, соединяются между собой последовательно так, чтобы их н. с. совпадали по направлению.
В трансформаторе броневого типа (рис. 23.3.)первичная и вторичная обмотки помещены на среднем стержне магнитопровода. Таким образом, в этом трансформаторе обмотки частично охватываются (бронируются) ярмом. Магнитный поток, пронизывающий стержень магнитопровода, разветвляется на две части. Поэтому ярмо имеет поперечное сечение, вдвое меньшее сечения
стержня. Броневой магнитопровод обладает рядом конструктивных достоинств — один комплект обмоток вместо двух при стержневоммагнитопроводе, высокий коэффициент заполнения окна магнитопровода обмоточным проводом, частичная защита обмотки ярмом от механических повреждений.
Рис.23.3. Трансформатор броневого типа
На рисунке:
1 – магнитопровод.
2 – вторичная обмотка
3 – первичная обмотка
Ленточные разрезные сердечники из холоднокатаной стали могут быть также стержневыми (рис. 23.4, а) и броневыми (рис-23.4 б,).
При сборке трансформатора с ленточным сердечником магнитопровод разрезают для того, чтобы поместить обмотки на сердечнике, и затем верхнюю и нижнюю половины магнитопровода соединяют вместе.
Рис.23.4. Трансформаторы с ленточными сердечниками:
а) стержневого типа; б) броневого типа
Трансформаторы больших и средних мощностей выполняют стержневыми, так как в броневых трансформаторах обмотки ВН сложно изолировать от магнитопровода. Трансформаторы малой мощности чаще выполняют броневыми.
23.3. Сборка магнитопроводов
Магнитопроводы трансформаторов собирают встык (рис. 23.5)или внахлест (рис. 23.6.)из П-образных стальных пластин.
Пластины также могут иметь форму Г-образную, Ш-образную, прямоугольную и др.
Рис.23.5. Сборка магнитопровода встык
При сборке встык сердечник состоит из двух частей, собранных из стальных пластин. После размещения обмоток на магнитопроводе обе части его скрепляют.
Рис.23.6. Сборка магнитопровода внахлест
При сборке внахлест пластины чередуются так, чтобы улежащих друг на друге листах разрезы были с разных сторон сердечника. При этом один слой стальных листов (например, нечетный) укладывается так, как показано на рисунке сплошной линией, а другой слой (четный)—прерывистой.
После сборки магнитопровода его стягивают болтами или шпильками. Стяжные планки, болты и другое изолируют от тела магнитопроводаэлектрокартоном или бумагой для того, чтобы предотвратить возможность образования короткозамкнутых витков вокруг магнитопровода или его части. Образование короткозамкнутых витков приводит к аварии.