Файл: институт развития профессионального образования методика организации и проведения демонстрационного экзамена.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
II УСЛОВИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
III ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОПЕРАТОРОВ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ОПЕРАТОРОМ
IV ОБЯЗАННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ДЕМОНСТРАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ
VI ПРОВЕДЕНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДНЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
VII ПРОВЕДЕНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
VIII ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
IX ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Москва
2023
СОДЕРЖАНИЕ
I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1
II УСЛОВИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА 8
III ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОПЕРАТОРОВ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ОПЕРАТОРОМ 9
IV ОБЯЗАННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ДЕМОНСТРАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ 11
V ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 14
VI ПРОВЕДЕНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДНЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА 15
VII ПРОВЕДЕНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА 17
VIII ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА 23
IX ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
-
Настоящая методика организации и проведения демонстрационного экзамена (далее – Методика) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»; -
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»; -
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации; -
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № 387 «О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет»; -
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 24 августа 2022 г. № 762 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; -
Приказ Минобрнауки России (Министерства образования и науки Российской Федерации) от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования»; -
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 мая 2022 г. № 336 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»; -
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»; -
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 8 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (в ред. приказа Минпросвещения России
от 05 мая 2022 г. № 311) (далее – Порядок); -
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28.
-
Демонстрационный экзамен проводится:
-
в качестве формы государственной итоговой аттестации
по образовательным программам среднего профессионального образования
в соответствии с Порядком и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО); -
в качестве формы промежуточной аттестации
по образовательным программам среднего профессионального образования
в соответствии с порядком, установленным образовательной организацией самостоятельно.
-
Демонстрационный экзамен проводится по двум уровням:
-
базовому (на основе требований к результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования, установленных ФГОС СПО); -
профильному (на основе требований к результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования, установленных ФГОС СПО и квалификационных требований, заявленных организациями, работодателями, заинтересованными в подготовке кадров соответствующей квалификации, в том числе являющимися стороной договора о сетевой форме реализации образовательных программ и (или) договора
о практической подготовке обучающихся).
-
Основные термины, используемые в настоящей Методике:
ID экзамена – уникальный номер демонстрационного экзамена, позволяющий однозначно его идентифицировать в информационных системах федерального государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования».
Базовый уровень демонстрационного экзамена - уровень демонстрационного экзамена, который проводится с использованием комплекта оценочной документации, разработанного по каждой профессии и специальности среднего профессионального образования (или по отдельному виду профессиональной деятельности) на основе требований к результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования, установленных ФГОС СПО.
Банк единых оценочных материалов – (https://om.firpo.ru/) – электронный ресурс Оператора, предназначенный для размещения в общем доступе оценочных материалов и документов, устанавливающих порядок и условия организации и проведения демонстрационного экзамена.
Выпускник образовательной организации (далее – выпускник) – обучающийся выпускного курса образовательной организации (в контексте данной Методики).
Главный эксперт – эксперт, организующий и контролирующий деятельность возглавляемой экспертной группы, обеспечивающий соблюдение всех требований к проведению процедуры ДЭ, не участвующий в оценивании результатов ДЭ. В случае проведения государственной итоговой аттестации экспертная группа включается в состав ГЭК. Главный эксперт назначается по решению образовательной организации.
Государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) – форма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы, которая проводится с целью выявления соответствия уровня и качества подготовки выпускников требованиям ФГОС СПО по завершении освоения образовательной программы.
Государственная экзаменационная комиссия (далее - ГЭК) – специальный коллегиальный орган, создаваемый образовательной организацией по каждой укрупненной группе профессий, специальностей среднего профессионального образования либо по усмотрению образовательной организации по отдельным профессиям и специальностям среднего профессионального образования вцелях определения соответствия результатов освоения выпускниками имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования соответствующим требованиям ФГОС СПО.
Демонстрационный экзамен (далее - ДЭ) – форма аттестации, направленная на определение уровня освоения выпускником материала, предусмотренного образовательной программой, и степени сформированности профессиональных умений и навыков путём проведения независимой экспертной оценки выполненных выпускником практических заданий в условиях реальных или смоделированных производственных процессов.
Единые оценочные материалы - конкретные комплекты оценочной документации, варианты заданий и критерии оценивания, разрабатываемые Оператором.
Задание ДЭ - комплексная практическая задача, моделирующая профессиональную деятельность и выполняемая в режиме реального времени
в указанный в комплекте оценочной документации временной интервал
в условиях реального или смоделированного производственного процесса.
Информационные системы Оператора (далее – ИСО) - системы, предназначенные для автоматизации процессов, связанных с планированием, организацией и проведением ДЭ, в частности:
-
информационная система для оценивания результатов, предназначенная для непосредственного проведения ДЭ под руководством главного эксперта, оценивания результатов выполнения заданий ДЭ
и оформления сопровождающей и итоговой документации ДЭ. -
информационная система для размещения оценочных материалов, предназначенная для их формирования и хранения; -
информационная система для формирования графиков, предназначенная для формирования графиков ДЭ и общего управления процессами их подготовки и проведения.
Комплект оценочной документации (далее – КОД) - комплекс требований для проведения ДЭ, перечень оборудования и оснащения, расходных материалов, средств обучения и воспитания, примерный план застройки площадки ДЭ, требования к составу экспертных групп, инструкции по технике безопасности, а также образцы заданий.
Координатор - ответственное лицо от Регионального оператора, отвечающее за все процессы и взаимодействие с Оператором в рамках подготовки и проведения ДЭ в субъекте Российской Федерации.
Критерии оценивания - разработанная система оценки задания ДЭ, основанная на отдельных профессиональных компетенциях, устанавливающая структуру общей суммы баллов, выставляемых по результатам процедуры оценивания.
Куратор – лицо от образовательной организации, ответственное за все процессы и взаимодействие с Региональным оператором в рамках подготовки
и проведения ДЭ.
Обучающийся – лицо, осваивающее образовательную программу среднего профессионального образования.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией
и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Оператор ДЭ (далее - Оператор) - федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования».
Подготовительный день – день, назначаемый не позднее чем за один рабочий день до дня проведения ДЭ, в течение которого главным экспертом проводится комплекс мероприятий по проверке готовности центра проведения ДЭ, распределение обязанностей между членами экспертной группы, распределение рабочих мест (с использованием способа случайной выборки) и знакомство с ними участников ДЭ. Подготовительный день проводится в присутствии членов экспертной группы, технического эксперта, участников ДЭ
в соответствии с графиком проведения ДЭ.
Промежуточная аттестация (далее – ПА) – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой.
Продолжительность ДЭ – промежуток времени, непосредственно затрачиваемый участниками ДЭ на выполнение задания, в соответствии
с требованиями КОД.
Профильный уровень ДЭ - уровень ДЭ, который проводится
с использованием КОД, разработанного на основе требований к результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования, установленных ФГОС СПО, и квалификационных требований, заявленных организациями, работодателями, заинтересованными в подготовке кадров соответствующей квалификации, в том числе являющимися стороной договора о сетевой форме реализации образовательных программ и (или) договора
о практической подготовке обучающихся. Данный уровень ДЭ проводится по решению образовательной организации на основании заявлений выпускников.
Региональный оператор – организация субъекта Российской Федерации, ответственная за координацию и организацию ДЭ на территории субъекта Российской Федерации.
Режим видеоконференции – очная форма групповой работы территориально удаленных участников ПА и/или ГИА в режиме реального времени с использованием телекоммуникационных и мультимедиа технологий.
Смена – промежуток времени (не более 4 часов с учетом перерывов
в соответствии с КОД) проведения ДЭ, по истечении которого одна экзаменационная группа сменяет другую.
Технический эксперт - лицо, назначенное организацией, на которой расположен центр проведения ДЭ, ответственное за техническое состояние оборудования и его эксплуатацию, функционирование инфраструктуры центра проведения ДЭ, а также соблюдение всеми присутствующими на площадке лицами требований охраны труда и безопасности производства.
Тьютор (ассистент) - лицо, сопровождающее экзаменуемых
и представляющее одну с экзаменуемыми образовательную организацию,
к обязанностям которого относится оказание необходимой помощи участнику ДЭ из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов.
Участники ДЭ (далее – участники и/или экзаменуемые) – выпускники
и обучающиеся образовательных организаций по образовательным программам среднего профессионального образования, допущенные по решению образовательной организации до ПА и/или ГИА в форме ДЭ, а также зарегистрировавшиеся в ИСО для прохождения процедуры ДЭ.