ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
«Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС»
Структура уроков развивающего контроля
Уроки развивающего контроля состоят из следующих этапов.
Структура урока рефлексии по ФГОС
Структура современного урока в соответствии с требованиями ФГОС
"Проблемная ситуация"«с затруднением».
Тема: Сложение и вычитание с переходом через десяток.
– Почему вы не можете решить последний пример?
(Мы не можем сложить, получается больше 10.)
Побуждающий диалог от проблемной ситуации
Помогите составить предложение.
«Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС»
Структура уроков разного типа
Уроки по ФГОС основываются на системно-деятельностном подходе. Такие уроки можно разделить на следующие типы:
- уроки введения («открытия») нового знания (ОНЗ);
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
- Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.
- Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.
- Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи. Очень важно все действия проговаривать вслух.
- Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства. Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.
- Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.
- Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
- Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.
Структура уроков развивающего контроля
Этот тип уроков можно сравнить с традиционными уроками, когда сначала проводятся контрольные работы, а на следующем уроке — работа над ошибками. Принципиальная разница заключается в том, что на этих уроках делается акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. На таких уроках продолжается формирование у учащихся контрольно-оценочных способностей. Проводятся они после изучения большого блока материала, занимают два часа, поэтому чаще используются в преподавании таких предметов, как математика, русский язык, физика.Уроки развивающего контроля состоят из следующих этапов.
1 урок | Мотивация к контрольно-коррекционным действиям | Требуется, чтобы ученики подготовились к контрольной, осознали ее необходимость, чувствовали себя уверенно. |
Актуализация и пробное действие | Проводится актуализация знаний по теме. Выполняется контрольная работа. Затем проводится самопроверка по эталону. Ученики проверяют свои работы и ставят себе оценки, но не исправляют ошибки. | |
В промежутке между двумя уроками учитель сам проверяет работы и выставляет за них оценки. | ||
2 урок | Локализация затруднений | Ученики определяют свои ошибки и затруднения. |
Целеполагание и построение плана коррекции выявленных затруднений | Ученики должны выбрать для себя индивидуальные цели и определить средства и способы решения затруднений. | |
Реализация проекта | Учащиеся работают по составленному проекту. Для тех, кто совершил одинаковые ошибки, возможна работа в группах. | |
Обобщение затруднений | Обязательно проговариваются затруднения, выбранные пути их разрешения, алгоритм решения. Объясняют, почему выбрали именно этот путь. | |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Ученики работают самостоятельно по тем заданиям, по которым возникли затруднения. Проверяют по образцу и отвечают на вопрос, разрешены ли затруднения, исправлены ли ошибки. | |
Включение в систему знаний | Для закрепления полученных знаний выполняются задания, аналогичные предыдущим, но более творческие. | |
Рефлексия | Ученики анализируют свою работу на уроке. Если есть необходимость, то дается домашнее задание. |
Структура урока рефлексии по ФГОС
- Этот тип уроков играет очень важную роль, так как они помогают учащимся научиться самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность. Ученик должен научиться сам находить свои затруднения в решении учебных задач, определять, какой именно вид деятельности у него не получается. И, главное, сам составить план действий по преодолению этих затруднений.
- Уроки рефлексии могут ставить цель повторения, закрепления или обобщения учебного материала. Но главная деятельностная цель — научить детей определить границу знания и незнания, поставить перед собой учебную задачу и решить ее.
- Структура такого урока похожа на содержание уроков развивающего контроля, но все укладывается в один урок. Потому заданий для всех этапов должно быть не много.
- Структура уроков по ФГОС в начальной и основной школе схожа, но в основной школе должно уделяться больше внимания коллективным способам обучения, ведь девиз здесь — «Учимся учиться в общении».
Элементы сравнения | Традиционный урок | Урок в режиме деятельностного подхода |
Формулирование темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Постановка целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) |
Особенности урока в рамках деятельностного подхода
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание | Учитель оценивает работу на уроке | Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода |
Структура современного урока в соответствии с требованиями ФГОС
Этапы традиционного урока
- Организационный момент;
- Повторение и проверка домашнего задания;
- Изучение нового материала;
- Закрепление изученного на уроке;
- Объяснение домашнего задания;
- Оценивание учеников.
Структура урока по ФГОС
Этапы урока | Краткое содержание, действия учеников | Действия учителя |
Мотивирование на учебную деятельность | Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу | Настраивает учеников на успешную работу |
Актуализация знаний | Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений | Консультирует |
Целеполагание, постановка проблемы | В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель | Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока. |
Поиск путей решения проблемы | Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач | Консультирует |
Решение проблемы | Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения | Консультирует |
Структура урока по ФГОС
Этапы урока | Краткое содержание, действия учеников | Действия учителя |
Коррекция | Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения | Помогает, советует, консультирует |
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний | Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону | Консультирует |
Систематизация знаний | Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью | Консультирует, направляет |
Объяснение домашнего задания | У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности | Разъясняет, предлагает задания на выбор |
Оценивание | Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников) | Консультирует, обосновывает оценки |
Рефлексия учебной деятельности | Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке | Благодарит учеников за урок |
Фрагмент урока «Математика»
"Проблемная ситуация"«с затруднением».
Тема: Сложение и вычитание с переходом через десяток.
3+5= 7+3=
2+7= 4+4=
5+2= 7+6=
– Почему вы не можете решить последний пример?
(Мы не можем сложить, получается больше 10.)
Чему будем учиться на уроке?
Побуждающий диалог от проблемной ситуации
Тема: Правила переноса
Помогите составить предложение.
солнца яркие цветы любят первые лучи весенние
Запись на доске: Первые весенние цветы любят яркие лучи солнца. (слово яркие не вмещается) Что же делать?
- Варианты детей: Я-ркие ярки-е яр-кие ярк-ие