ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Программа А.И Шемшуриной « Этическая Грамматика» ( 1-4 класс).
Программа рассчитана на три года обучения
(1,2,3 классы начальной школы) .
Сроки реализации- учебный год( одно занятие в неделю).
Цель: привить учащимся знания и навыки культуры поведения, общения с людьми.
1.Включить детей в осмысление простых этических понятий.
1.Включить детей в работу по усвоению простых правил этикета.
2.Организовать игры и упражнения, помогающие овладению детьми правилами этикета.
Понятия , которые должны усвоить дети.
предупредительность,воспитанность.
3.Вот школа, дом, где мы живём.
5. Дорога, транспорт, пеший путь.
6.Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.
Этика отношений с окружающими.
1.Приучить учащихся к нормам гуманистических отношений к окружающим.
3.Не стесняйтесь доброты своей.
6.Все на белом свете солнышкины дети.
8.Со взрослыми и сверстниками.
Цель: включить детей в осознание гуманистических принципов отношений друг к другу.
1.Приобщить учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе.
2. Формировать опыт нравственных взаимоотношений детей в коллективе.
Дружба, друг, товарищ, коллектив.
Срок реализации программы- учебный год ( одно занятие в неделю).
1.Расширить этический кругозор учащихся.
2.Активизировать практику общения , применения этических норм поведения.
Понятия, которые должны углубить и расширить учащиеся:
Цель: расширить знания о понятии «этикет» и его содержании.
1. Углубить и разнообразить сферу применения правил этикета в повседневной жизни.
2.Разнообразить практические формы работы с учащимися по усвоению этикета, его норм.
Этикетные нормы поведения. Речевой этикет. Повседневный этикет. Хорошие манеры.
1.Премудрости дедушки Этикета.
2.За столом с дедушкой Этикетом.
5.Как решать семейные проблемы.
1.Расширить этический кругозор в логике этики отношений учащихся.
2.Отворите волшебные двери добра и доверия.
3.Хорошие песни к добру ведут.
4.Вглядись в себя, сравни с другими.
8.Цветы, цветы- в них Родины душа. Поздравляем наших мам.
1.Совершенствовать знания учащихся в области коллективных отношений.
2.Обогащать понятийный аппарат младших школьников.
Коллектив, коллективизм, товарищество, дружба, симпатия, уважение, единомышленник, рыцарь.
При реализации программы «Этическая грамматика» планируется достижение следующих результатов :
Программа А.И Шемшуриной « Этическая Грамматика» ( 1-4 класс).
Содержание программы
- Пояснительная записка.
- Цель и задачи программы.
- Методы и приёмы работы.
- План реализации программы.
- Планируемые результаты.
- Используемые источники.
Пояснительная записка
Основной функцией начальной школы является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Для этого важно рассматривать жизнедеятельность учащихся в школе не только как организацию познавательного процесса , но и как сферу разностороннего , нравственно направленного социального взаимодействия с окружающим миром, интенсивного культурного и морального становления , школу гражданственности и гуманизма. В начальных классах школы важно так построить учебно- воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению. Как этого достичь? Необходима система воспитания этической культуры в учебно- воспитательном процессе школы. Такая система предполагает следующие логически взаимосвязанные структурные компоненты:- методически инструментированный с учётом возрастных особенностей учащихся, этический курс занятий как специальный предмет- «Этическая грамматика»;
- повседневная педагогическая методика «этического заряда»;
- общеколлективная внеклассная деятельность детей с этической направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие.
Цель данного курса
«Этическая грамматика»: - способствовать в развитии и формировании у учащихся начальных классов нравственно- этических норм поведения.
Задачи программы
- включать детей в творческий процесс познания этических норм;*помочь овладевать и синтезировать имеющие и получаемые учащимися знаний о человеке, человеческих отношениях в обществе, о правилах культуры поведения;
- формировать привычку моральной оценки поступков как своих, так и одноклассников с позиций доброжелательности и уважения к другому;
Методы и приёмы работы
- ситуативные беседы;
- Игровые практикумы;
- заочные путешествия;
- праздники;
- ролевые игры;
- сказкотерапия;
- творческие работы;
План реализации программы.
Программа рассчитана на три года обучения
(1,2,3 классы начальной школы) .
1 класс.
4 раздела – 29 часов.
Сроки реализации- учебный год( одно занятие в неделю).
Первый раздел
Этика общения.
Цель: привить учащимся знания и навыки культуры поведения, общения с людьми.
Задачи:
1.Включить детей в осмысление простых этических понятий.
2.Потренировать учащихся в применении полученных знаний в типичных ситуациях повседневной жизни и общения.
Вежливость, уважение, доброжелательность, общительность, трудолюбие, доброе дело, поступок, добрые отношения(добро), недоброе дело, недобрые отношения (зло).
Второй раздел.
Этикет.
( Продолжить знакомство детей с понятием ЭТИКЕТ, выработать практические навыки поведения за столом и в общественных местах).
Задачи:
1.Включить детей в работу по усвоению простых правил этикета.
2.Организовать игры и упражнения, помогающие овладению детьми правилами этикета.
Понятия , которые должны усвоить дети.
Этикет, внимательность,
предупредительность,воспитанность.
Темы раздела.
1.По правилам этикета.
2.Приглашение к столу.
3.Вот школа, дом, где мы живём.
4.Вот магазин, куда идём.
5. Дорога, транспорт, пеший путь.
6.Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.
7.В гостях у Вежи.
Третий раздел.
Этика отношений с окружающими.
Цель: включить учащихся в осмысление принципов отношений к окружающим, основанных на доброжелательности и уважении другого человека.
Задачи:
1.Приучить учащихся к нормам гуманистических отношений к окружающим.
2. С помощью игровых предметов и тренировочных заданий творческого характера помочь учащимся в овладении навыками гуманистических отношений к окружающим.
Темы раздела.
1.Подари другому радость
2.От чего зависит настроение.
3.Не стесняйтесь доброты своей.
4.Мой дом- моя семья.
5.В труде человек хорошеет.
6.Все на белом свете солнышкины дети.
7.Поздравляем наших мам.
8.Со взрослыми и сверстниками.
9.Цени доверие других.
Четвёртый раздел.
Цель: включить детей в осознание гуманистических принципов отношений друг к другу.
Задачи:
1.Приобщить учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе.
2. Формировать опыт нравственных взаимоотношений детей в коллективе.
Дружба, друг, товарищ, коллектив.
2 класс
4 раздела- 30 часов.
Срок реализации программы- учебный год ( одно занятие в неделю).
Первый раздел.
Этика общения.
Цель: развивать у учащихся знания о нормах воспитанности, совершенствовать навыки культуры поведения, общения с людьми.
Задачи:
1.Расширить этический кругозор учащихся.
2.Активизировать практику общения , применения этических норм поведения.
Понятия, которые должны углубить и расширить учащиеся:
вежливость, её оттенки в повседневной жизни; внимательность, снисходительность, доброжелательность, заботливость;
Второй раздел.
Этикет.
Цель: расширить знания о понятии «этикет» и его содержании.
Задачи:
1. Углубить и разнообразить сферу применения правил этикета в повседневной жизни.
2.Разнообразить практические формы работы с учащимися по усвоению этикета, его норм.
Этикетные нормы поведения. Речевой этикет. Повседневный этикет. Хорошие манеры.
Темы раздела.
1.Премудрости дедушки Этикета.
2.За столом с дедушкой Этикетом.
3.Школьные правила этикета.
4.Когда рядом много людей.
5.Как решать семейные проблемы.
6.Чистый ручеёк нашей речи.
7.Встречаем Новый год.
Третий раздел.
Этика человеческих отношений.
Цель: расширить понятийный аппарат в области этики человеческих отношений; совершенствовать опыт поведения и проявления доброжелательности к окружающим людям, гуманизма.
Задачи:
1.Расширить этический кругозор в логике этики отношений учащихся.
2.Совершенствовать практику этического поведения учащихся в отношениях к людям, природе, окружающей действительности.
Темы раздела.
1.Душа –это наше творение.
2.Отворите волшебные двери добра и доверия.
3.Хорошие песни к добру ведут.
4.Вглядись в себя, сравни с другими.
5.Помоги понять себя.
6.О настоящем и поддельном.
7.Тепло родного дома.
8.Цветы, цветы- в них Родины душа. Поздравляем наших мам.
Четвёртый раздел.
Цель: расширить и углубить понятия коллективизма, сформировать опыт коллективных отношений, создать условия для применения накопленных знаний.
Задачи:
1.Совершенствовать знания учащихся в области коллективных отношений.
2.Обогащать понятийный аппарат младших школьников.
Коллектив, коллективизм, товарищество, дружба, симпатия, уважение, единомышленник, рыцарь.
Планируемые результаты.
При реализации программы «Этическая грамматика» планируется достижение следующих результатов :
- осознание детьми ответственности за свои поступки в настоящем и будущем;
- формирование у детей привычки моральной оценки поступков как своих, так и одноклассников с позиций доброжелательности и уважения к другому;
- уметь предотвращать конфликтные ситуации и находить нравственное решение уже в происшедшем конфликте;
- сформировать задатки самоконтроля в поведении детей;
Используемые источники.
- Л.В. Управителева «Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе». 1 класс. Ярославль, Академия развития,2008.
- Л.В. Управителева «Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе».2 класс. Ярославль. Академия развития.
- .О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию».1-4 классы. Москва, «Вако», 2007.
- Азбука вежливости.
- С.Маршак. Ежели вы вежливы.