Файл: Программа А. И шемшуриной Этическая Грамматика.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Программа А.И Шемшуриной « Этическая Грамматика» ( 1-4 класс).

Содержание программы

Пояснительная записка

Цель данного курса

«Этическая грамматика»: - способствовать в развитии и формировании у учащихся начальных классов нравственно- этических норм поведения.

Задачи программы

Методы и приёмы работы

План реализации программы.

Программа рассчитана на три года обучения

(1,2,3 классы начальной школы) .

1 класс.

4 раздела – 29 часов.

Сроки реализации- учебный год( одно занятие в неделю).

Первый раздел

Этика общения.

Цель: привить учащимся знания и навыки культуры поведения, общения с людьми.

Задачи:

1.Включить детей в осмысление простых этических понятий.

2.Потренировать учащихся в применении полученных знаний в типичных ситуациях повседневной жизни и общения.

Вежливость, уважение, доброжелательность, общительность, трудолюбие, доброе дело, поступок, добрые отношения(добро), недоброе дело, недобрые отношения (зло).

Второй раздел.

Этикет.

( Продолжить знакомство детей с понятием ЭТИКЕТ, выработать практические навыки поведения за столом и в общественных местах).

Задачи:

1.Включить детей в работу по усвоению простых правил этикета.

2.Организовать игры и упражнения, помогающие овладению детьми правилами этикета.

Понятия , которые должны усвоить дети.

Этикет, внимательность,

предупредительность,воспитанность.

Темы раздела.

1.По правилам этикета.

2.Приглашение к столу.

3.Вот школа, дом, где мы живём.

4.Вот магазин, куда идём.

5. Дорога, транспорт, пеший путь.

6.Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

7.В гостях у Вежи.

Третий раздел.

Этика отношений с окружающими.

Цель: включить учащихся в осмысление принципов отношений к окружающим, основанных на доброжелательности и уважении другого человека.

Задачи:

1.Приучить учащихся к нормам гуманистических отношений к окружающим.

2. С помощью игровых предметов и тренировочных заданий творческого характера помочь учащимся в овладении навыками гуманистических отношений к окружающим.

Темы раздела.

1.Подари другому радость

2.От чего зависит настроение.

3.Не стесняйтесь доброты своей.

4.Мой дом- моя семья.

5.В труде человек хорошеет.

6.Все на белом свете солнышкины дети.

7.Поздравляем наших мам.

8.Со взрослыми и сверстниками.

9.Цени доверие других.

Четвёртый раздел.

Цель: включить детей в осознание гуманистических принципов отношений друг к другу.

Задачи:

1.Приобщить учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе.

2. Формировать опыт нравственных взаимоотношений детей в коллективе.

Дружба, друг, товарищ, коллектив.

2 класс

4 раздела- 30 часов.

Срок реализации программы- учебный год ( одно занятие в неделю).

Первый раздел.

Этика общения.

Цель: развивать у учащихся знания о нормах воспитанности, совершенствовать навыки культуры поведения, общения с людьми.

Задачи:

1.Расширить этический кругозор учащихся.

2.Активизировать практику общения , применения этических норм поведения.

Понятия, которые должны углубить и расширить учащиеся:

вежливость, её оттенки в повседневной жизни; внимательность, снисходительность, доброжелательность, заботливость;

Второй раздел.

Этикет.

Цель: расширить знания о понятии «этикет» и его содержании.

Задачи:

1. Углубить и разнообразить сферу применения правил этикета в повседневной жизни.

2.Разнообразить практические формы работы с учащимися по усвоению этикета, его норм.

Этикетные нормы поведения. Речевой этикет. Повседневный этикет. Хорошие манеры.

Темы раздела.

1.Премудрости дедушки Этикета.

2.За столом с дедушкой Этикетом.

3.Школьные правила этикета.

4.Когда рядом много людей.

5.Как решать семейные проблемы.

6.Чистый ручеёк нашей речи.

7.Встречаем Новый год.

Третий раздел.

Этика человеческих отношений.

Цель: расширить понятийный аппарат в области этики человеческих отношений; совершенствовать опыт поведения и проявления доброжелательности к окружающим людям, гуманизма.

Задачи:

1.Расширить этический кругозор в логике этики отношений учащихся.

2.Совершенствовать практику этического поведения учащихся в отношениях к людям, природе, окружающей действительности.

Темы раздела.

1.Душа –это наше творение.

2.Отворите волшебные двери добра и доверия.

3.Хорошие песни к добру ведут.

4.Вглядись в себя, сравни с другими.

5.Помоги понять себя.

6.О настоящем и поддельном.

7.Тепло родного дома.

8.Цветы, цветы- в них Родины душа. Поздравляем наших мам.

Четвёртый раздел.

Цель: расширить и углубить понятия коллективизма, сформировать опыт коллективных отношений, создать условия для применения накопленных знаний.

Задачи:

1.Совершенствовать знания учащихся в области коллективных отношений.

2.Обогащать понятийный аппарат младших школьников.

Коллектив, коллективизм, товарищество, дружба, симпатия, уважение, единомышленник, рыцарь.

Планируемые результаты.

При реализации программы «Этическая грамматика» планируется достижение следующих результатов :

Используемые источники.

Программа А.И Шемшуриной « Этическая Грамматика» ( 1-4 класс).

Содержание программы

  • Пояснительная записка.
  • Цель и задачи программы.
  • Методы и приёмы работы.
  • План реализации программы.
  • Планируемые результаты.
  • Используемые источники.

Пояснительная записка

Основной функцией начальной школы является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Для этого важно рассматривать жизнедеятельность учащихся в школе не только как организацию познавательного процесса , но и как сферу разностороннего , нравственно направленного социального взаимодействия с окружающим миром, интенсивного культурного и морального становления , школу гражданственности и гуманизма. В начальных классах школы важно так построить учебно- воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению. Как этого достичь? Необходима система воспитания этической культуры в учебно- воспитательном процессе школы. Такая система предполагает следующие логически взаимосвязанные структурные компоненты:
  • методически инструментированный с учётом возрастных особенностей учащихся, этический курс занятий как специальный предмет- «Этическая грамматика»;
  • повседневная педагогическая методика «этического заряда»;
  • общеколлективная внеклассная деятельность детей с этической направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие.

Цель данного курса

«Этическая грамматика»: - способствовать в развитии и формировании у учащихся начальных классов нравственно- этических норм поведения.

Задачи программы

  • включать детей в творческий процесс познания этических норм;*помочь овладевать и синтезировать имеющие и получаемые учащимися знаний о человеке, человеческих отношениях в обществе, о правилах культуры поведения;
  • формировать привычку моральной оценки поступков как своих, так и одноклассников с позиций доброжелательности и уважения к другому;

Методы и приёмы работы

  • ситуативные беседы;
  • Игровые практикумы;
  • заочные путешествия;
  • праздники;
  • ролевые игры;
  • сказкотерапия;
  • творческие работы;

План реализации программы.

Программа рассчитана на три года обучения

(1,2,3 классы начальной школы) .

1 класс.

4 раздела – 29 часов.

Сроки реализации- учебный год( одно занятие в неделю).

Первый раздел

Этика общения.

Цель: привить учащимся знания и навыки культуры поведения, общения с людьми.

Задачи:

1.Включить детей в осмысление простых этических понятий.

2.Потренировать учащихся в применении полученных знаний в типичных ситуациях повседневной жизни и общения.

Вежливость, уважение, доброжелательность, общительность, трудолюбие, доброе дело, поступок, добрые отношения(добро), недоброе дело, недобрые отношения (зло).

Второй раздел.

Этикет.

( Продолжить знакомство детей с понятием ЭТИКЕТ, выработать практические навыки поведения за столом и в общественных местах).

Задачи:

1.Включить детей в работу по усвоению простых правил этикета.

2.Организовать игры и упражнения, помогающие овладению детьми правилами этикета.

Понятия , которые должны усвоить дети.

Этикет, внимательность,

предупредительность,воспитанность.

Темы раздела.

1.По правилам этикета.

2.Приглашение к столу.

3.Вот школа, дом, где мы живём.

4.Вот магазин, куда идём.

5. Дорога, транспорт, пеший путь.

6.Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

7.В гостях у Вежи.

Третий раздел.

Этика отношений с окружающими.

Цель: включить учащихся в осмысление принципов отношений к окружающим, основанных на доброжелательности и уважении другого человека.

Задачи:

1.Приучить учащихся к нормам гуманистических отношений к окружающим.

2. С помощью игровых предметов и тренировочных заданий творческого характера помочь учащимся в овладении навыками гуманистических отношений к окружающим.


Темы раздела.

1.Подари другому радость

2.От чего зависит настроение.

3.Не стесняйтесь доброты своей.

4.Мой дом- моя семья.

5.В труде человек хорошеет.

6.Все на белом свете солнышкины дети.

7.Поздравляем наших мам.

8.Со взрослыми и сверстниками.

9.Цени доверие других.

Четвёртый раздел.

Цель: включить детей в осознание гуманистических принципов отношений друг к другу.

Задачи:

1.Приобщить учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе.

2. Формировать опыт нравственных взаимоотношений детей в коллективе.

Дружба, друг, товарищ, коллектив.

2 класс

4 раздела- 30 часов.

Срок реализации программы- учебный год ( одно занятие в неделю).

Первый раздел.

Этика общения.

Цель: развивать у учащихся знания о нормах воспитанности, совершенствовать навыки культуры поведения, общения с людьми.

Задачи:

1.Расширить этический кругозор учащихся.

2.Активизировать практику общения , применения этических норм поведения.

Понятия, которые должны углубить и расширить учащиеся:

вежливость, её оттенки в повседневной жизни; внимательность, снисходительность, доброжелательность, заботливость;

Второй раздел.

Этикет.

Цель: расширить знания о понятии «этикет» и его содержании.

Задачи:

1. Углубить и разнообразить сферу применения правил этикета в повседневной жизни.

2.Разнообразить практические формы работы с учащимися по усвоению этикета, его норм.

Этикетные нормы поведения. Речевой этикет. Повседневный этикет. Хорошие манеры.

Темы раздела.

1.Премудрости дедушки Этикета.

2.За столом с дедушкой Этикетом.

3.Школьные правила этикета.

4.Когда рядом много людей.

5.Как решать семейные проблемы.


6.Чистый ручеёк нашей речи.

7.Встречаем Новый год.

Третий раздел.

Этика человеческих отношений.

Цель: расширить понятийный аппарат в области этики человеческих отношений; совершенствовать опыт поведения и проявления доброжелательности к окружающим людям, гуманизма.

Задачи:

1.Расширить этический кругозор в логике этики отношений учащихся.

2.Совершенствовать практику этического поведения учащихся в отношениях к людям, природе, окружающей действительности.

Темы раздела.

1.Душа –это наше творение.

2.Отворите волшебные двери добра и доверия.

3.Хорошие песни к добру ведут.

4.Вглядись в себя, сравни с другими.

5.Помоги понять себя.

6.О настоящем и поддельном.

7.Тепло родного дома.

8.Цветы, цветы- в них Родины душа. Поздравляем наших мам.

Четвёртый раздел.

Цель: расширить и углубить понятия коллективизма, сформировать опыт коллективных отношений, создать условия для применения накопленных знаний.

Задачи:

1.Совершенствовать знания учащихся в области коллективных отношений.

2.Обогащать понятийный аппарат младших школьников.

Коллектив, коллективизм, товарищество, дружба, симпатия, уважение, единомышленник, рыцарь.

Планируемые результаты.

При реализации программы «Этическая грамматика» планируется достижение следующих результатов :

  • осознание детьми ответственности за свои поступки в настоящем и будущем;
  • формирование у детей привычки моральной оценки поступков как своих, так и одноклассников с позиций доброжелательности и уважения к другому;
  • уметь предотвращать конфликтные ситуации и находить нравственное решение уже в происшедшем конфликте;
  • сформировать задатки самоконтроля в поведении детей;

Используемые источники.

  • Л.В. Управителева «Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе». 1 класс. Ярославль, Академия развития,2008.
  • Л.В. Управителева «Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе».2 класс. Ярославль. Академия развития.
  • .О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию».1-4 классы. Москва, «Вако», 2007.
  • Азбука вежливости.
  • С.Маршак. Ежели вы вежливы.