Файл: Курсовая работа по дисциплине Основы бухгалтерского учета на тему Организация бухгалтерского учета на предприятии.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, предмет и метод бухгалтерского учета
1.2. Основные требования ведения бухгалтерского учета, его задачи и принципы
1.3. Основные элементы постановки бухгалтерского учета в организации
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В АО «САРАНСКИЙ АВТОЗАВОД»
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2. Постановка бухгалтерского учета в организации
2.3. Методы и способы оценки имущества и обязательств в АО «Саранский автозавод»
, свидетельствующих о невозможности надежно определить срок полезного использования данного актива.
Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете (05 - «Амортизация нематериальных активов»).
Объекты нематериальных активов проверяются на обесценение в порядке, определенном международными стандартами финансовой отчетности, после их признания в порядке, установленном законодательством РФ, и официального опубликования на русском языке.
Учет финансовых вложений. Оценка финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, осуществляется при их выбытии по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений.
Все затраты на приобретение финансовых вложений включаются в их первоначальную стоимость. В случае несущественности (менее 5% по сравнению с суммой уплачиваемой по договору) величины затрат на приобретение векселей, учитываемых в составе финансовых вложений, такие затраты признаются прочими расходами в том отчетном периоде, в котором векселя были приняты к бухгалтерскому учету.
Учет материально-производственных запасов. К материально-производственным запасам Общества относятся активы:
Материальные ресурсы, приобретенные от поставщиков, учитываются по фактической себестоимости. Транспортно-заготовительные расходы принимаются к учету путем отнесения ТЗР на счет 16-01 «Транспортно-заготовительные расходы» согласно первичным учетным документам транспортных организаций. При отпуске материальных ресурсов в производство и ином выбытии их оценка осуществляется по методу средней себестоимости.
Учет товаров. Учет товаров в оптовой торговле осуществляется по покупной стоимости, а в розничной торговле – по продажной стоимости с применением счета 42 «Торговая наценка». Все виды издержек, а также транспортные расходы по отгрузке товаров потребителям учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». Транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением и доставкой товаров, распределяются между стоимостью проданных товаров и их остатком на конец месяца. Продажа товаров сторонним организациям производится по рыночным ценам. Оценка товаров (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) при их отпуске в производство и ином выбытии осуществляется по средней себестоимости.
Учет готовой продукции. Продукция, предназначенная для продажи на сторону (включая внутрикорпоративный оборот), считается готовой по мере сдачи ее на склады. Готовая продукция учитывается по фактическим затратам, связанным с ее изготовлением (по ограниченной фактической производственной себестоимости). В стоимость такой продукции не включаются общехозяйственные расходы. Аналитический учет готовой продукции на складе ведется в разрезе номенклатуры по учетным ценам. В качестве учетной цены применяется ограниченная нормативная себестоимость (без учета общехозяйственных расходов). Выпуск готовой продукции отражается в учете без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
Учет незавершенного производства. Оценка НЗП производится по прямым нормативным (плановым) статьям затрат. К прямым затратам относятся: материалы, полуфабрикаты покупные, полуфабрикаты собственного производства, топливо и энергия на технологические цели, основная заработная плата, дополнительная заработная плата, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом, из стоимости материальных затрат исключается стоимость возвратных отходов.
Учет доходов и расходов будущих периодов. Доходы (расходы), полученные (произведенные) в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются на счетах доходов (расходов) будущих периодов, если такой порядок прямо предусмотрен действующими нормативно-правовыми актами законодательства. Аналогичный порядок применяется и по непредусмотренным законодательством о бухгалтерском учете ситуациям на основании решения главного бухгалтера организации.
Учет оценочных обязательств. В АО «САРАЗ» создается оценочное обязательство в связи с предстоящей оплатой отпусков в соответствии с Методикой, утвержденной распоряжением главного бухгалтера АО «САРАЗ».
Учет оценочных резервов. Общество отражает в отчетности: резерв по сомнительным долгам; резерв под обесценение финансовых вложений.
Доходы и расходы. Доходы и расходы общества подразделяются на доходы и расходы общества по обычным видам деятельности и прочие доходы и расходы. Доходами от обычных видов деятельности является выручка от следующих видов деятельности:
- от продажи продукции;
- от продажи товаров;
- от продажи услуг.
Все остальные доходы и расходы являются прочими.
Факты хозяйственной деятельности Общества относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Выручка отражена в отчетности за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.
События после отчетной даты. Существенным событием признается:
- событие, без знания о котором пользователям бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния движения денежных средств или результатов деятельности Общества;
- сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет более 5 %.
Условные факты хозяйственной деятельности. Существенность последствий условного факта определяется Обществом, исходя из общих требований к бухгалтерской отчетности, как сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет более 5%.
В данном разделе рассмотрены основные методы и способы оценки имущества и обязательств в АО «Саранский автозавод».
В соответствии с требованиями действующего законодательства бухгалтерский учет организации должен вестись непрерывно – с момента начала до конца деятельности. Одним из важнейших этапов на начальном этапе создания нового предприятия – это постановка бухгалтерского учета, которая представляет собой комплекс мероприятий, нацеленный на разработку правил и принципов организации бухгалтерского учета на предприятии. Именно от того, насколько грамотно осуществлена постановка бухгалтерского учета в компании, зависят такие показатели, как эффективность и стабильность ее работы.
Главная цель постановки бухгалтерского учета – организация максимально эффективной работы бухгалтерии, что включает:
• определение наиболее оптимальной системы учета,
• составление и согласование графика документооборота компании.
При этом должна обеспечиваться стабильная работа компании и минимальные затраты на обработку первичной документации. Если постановка бухгалтерского учета в организации или компании выполнена грамотно, то это позволит в будущем руководству в любой момент получать достоверные финансовые отчеты.
Таким образом, корректная постановка бухгалтерского учета с нуля позволяет:
• существенно сократить время, необходимое для обработки и документирование финансово-хозяйственных операций;
• облегчить контроль над корректностью ведения бухучета, заполнением регистров и формированием отчетов;
• руководителю осуществлять контроль над финансовой деятельностью организации и принимать важные управленческие решения на основе достоверной информации;
• увеличить рентабельность посредством оптимизации расходов организации.
Постановка налогового и бухгалтерского учета на предприятии выполняется как при его открытии, так и в случае реорганизации компании, а также при изменении сферы деятельности, законодательной базы или при восстановлении бухгалтерского учета.
Независимо от того, кто ведет бухгалтерский и налоговый учет компании – штатный специалист, бухгалтер из аутсорсинговой компании или сам руководитель, ответственность за корректность отчетов и своевременность их подачи в соответствующие контролирующие органы несет только руководитель.
На основе теоретического материала были рассмотрены основные понятия, методы, задачи, требования и элементы организации бухгалтерского учета в организации с целью получения подробной информации по данному вопросу и возможностью в дальнейшем оценить постановку бухгалтерского учета в АО «Саранский автозавод».
В процессе работы на предприятия АО «Саранский автозавод» нами были выявлены следующие недостатки в работе отдела бухгалтерии данной организации:
1. Плохо организовано разделение труда, т.е. нет документов, четко определяющих обязанности каждого отдельного работника предприятия. Не ведется работа по унификации и анализу должностных инструкций. Вследствие этого возникают различного рода накладки, связанные с несвоевременной подготовкой документов, получением информации, необходимой главному бухгалтеру, с опозданием и т.д.
Таким образом, будет целесообразным разработать перечень, четко определяющий обязанности работников предприятия, а также номенклатуру дел бухгалтерской службы.
2. На рассматриваемом предприятии отсутствует график документооборота. Это является значительным упущением, так как точное соблюдение графиков документооборота способствует своевременному и полному отражению в учетных регистрах совершаемых хозяйственных операций. Поэтому считаем целесообразным порекомендовать главному бухгалтеру составить схему или перечень работ по созданию и обработке документов, выполняемых инженерно-техническими, коммерческими, бухгалтерскими службами с указанием сроков исполнения.
3. В целях недопущения подделки документации целесообразно создать документ с образцами подписей сотрудников, наделенных правом подписывать финансовые документы.
4. В учете товарно-материальных ценностей нами также были выявлены недостатки:
- Оприходование товарно-материальных ценностей часто следует с опозданием;
- Имеют место случаи отсутствия счетов-фактур. Следует проводить проверки наличия документов на предприятии не реже одного раза в полгода;
Устранение этих недостатков, на наш взгляд, позволит предприятию в дальнейшем более эффективно вести учет материальных оборотных активов, что приведет к повышению эффективности деятельности предприятия в целом.
Существенные факторы, которые могут улучшить результаты деятельности АО «Саранский автозавод»:
Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете (05 - «Амортизация нематериальных активов»).
Объекты нематериальных активов проверяются на обесценение в порядке, определенном международными стандартами финансовой отчетности, после их признания в порядке, установленном законодательством РФ, и официального опубликования на русском языке.
Учет финансовых вложений. Оценка финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, осуществляется при их выбытии по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений.
Все затраты на приобретение финансовых вложений включаются в их первоначальную стоимость. В случае несущественности (менее 5% по сравнению с суммой уплачиваемой по договору) величины затрат на приобретение векселей, учитываемых в составе финансовых вложений, такие затраты признаются прочими расходами в том отчетном периоде, в котором векселя были приняты к бухгалтерскому учету.
Учет материально-производственных запасов. К материально-производственным запасам Общества относятся активы:
-
используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг); -
предназначенные для продажи; -
используемые для управленческих нужд Общества.
Материальные ресурсы, приобретенные от поставщиков, учитываются по фактической себестоимости. Транспортно-заготовительные расходы принимаются к учету путем отнесения ТЗР на счет 16-01 «Транспортно-заготовительные расходы» согласно первичным учетным документам транспортных организаций. При отпуске материальных ресурсов в производство и ином выбытии их оценка осуществляется по методу средней себестоимости.
Учет товаров. Учет товаров в оптовой торговле осуществляется по покупной стоимости, а в розничной торговле – по продажной стоимости с применением счета 42 «Торговая наценка». Все виды издержек, а также транспортные расходы по отгрузке товаров потребителям учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». Транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением и доставкой товаров, распределяются между стоимостью проданных товаров и их остатком на конец месяца. Продажа товаров сторонним организациям производится по рыночным ценам. Оценка товаров (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) при их отпуске в производство и ином выбытии осуществляется по средней себестоимости.
Учет готовой продукции. Продукция, предназначенная для продажи на сторону (включая внутрикорпоративный оборот), считается готовой по мере сдачи ее на склады. Готовая продукция учитывается по фактическим затратам, связанным с ее изготовлением (по ограниченной фактической производственной себестоимости). В стоимость такой продукции не включаются общехозяйственные расходы. Аналитический учет готовой продукции на складе ведется в разрезе номенклатуры по учетным ценам. В качестве учетной цены применяется ограниченная нормативная себестоимость (без учета общехозяйственных расходов). Выпуск готовой продукции отражается в учете без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
Учет незавершенного производства. Оценка НЗП производится по прямым нормативным (плановым) статьям затрат. К прямым затратам относятся: материалы, полуфабрикаты покупные, полуфабрикаты собственного производства, топливо и энергия на технологические цели, основная заработная плата, дополнительная заработная плата, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом, из стоимости материальных затрат исключается стоимость возвратных отходов.
Учет доходов и расходов будущих периодов. Доходы (расходы), полученные (произведенные) в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются на счетах доходов (расходов) будущих периодов, если такой порядок прямо предусмотрен действующими нормативно-правовыми актами законодательства. Аналогичный порядок применяется и по непредусмотренным законодательством о бухгалтерском учете ситуациям на основании решения главного бухгалтера организации.
Учет оценочных обязательств. В АО «САРАЗ» создается оценочное обязательство в связи с предстоящей оплатой отпусков в соответствии с Методикой, утвержденной распоряжением главного бухгалтера АО «САРАЗ».
Учет оценочных резервов. Общество отражает в отчетности: резерв по сомнительным долгам; резерв под обесценение финансовых вложений.
Доходы и расходы. Доходы и расходы общества подразделяются на доходы и расходы общества по обычным видам деятельности и прочие доходы и расходы. Доходами от обычных видов деятельности является выручка от следующих видов деятельности:
- от продажи продукции;
- от продажи товаров;
- от продажи услуг.
Все остальные доходы и расходы являются прочими.
Факты хозяйственной деятельности Общества относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Выручка отражена в отчетности за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.
События после отчетной даты. Существенным событием признается:
- событие, без знания о котором пользователям бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния движения денежных средств или результатов деятельности Общества;
- сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет более 5 %.
Условные факты хозяйственной деятельности. Существенность последствий условного факта определяется Обществом, исходя из общих требований к бухгалтерской отчетности, как сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет более 5%.
В данном разделе рассмотрены основные методы и способы оценки имущества и обязательств в АО «Саранский автозавод».
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
В соответствии с требованиями действующего законодательства бухгалтерский учет организации должен вестись непрерывно – с момента начала до конца деятельности. Одним из важнейших этапов на начальном этапе создания нового предприятия – это постановка бухгалтерского учета, которая представляет собой комплекс мероприятий, нацеленный на разработку правил и принципов организации бухгалтерского учета на предприятии. Именно от того, насколько грамотно осуществлена постановка бухгалтерского учета в компании, зависят такие показатели, как эффективность и стабильность ее работы.
Главная цель постановки бухгалтерского учета – организация максимально эффективной работы бухгалтерии, что включает:
• определение наиболее оптимальной системы учета,
• составление и согласование графика документооборота компании.
При этом должна обеспечиваться стабильная работа компании и минимальные затраты на обработку первичной документации. Если постановка бухгалтерского учета в организации или компании выполнена грамотно, то это позволит в будущем руководству в любой момент получать достоверные финансовые отчеты.
Таким образом, корректная постановка бухгалтерского учета с нуля позволяет:
• существенно сократить время, необходимое для обработки и документирование финансово-хозяйственных операций;
• облегчить контроль над корректностью ведения бухучета, заполнением регистров и формированием отчетов;
• руководителю осуществлять контроль над финансовой деятельностью организации и принимать важные управленческие решения на основе достоверной информации;
• увеличить рентабельность посредством оптимизации расходов организации.
Постановка налогового и бухгалтерского учета на предприятии выполняется как при его открытии, так и в случае реорганизации компании, а также при изменении сферы деятельности, законодательной базы или при восстановлении бухгалтерского учета.
Независимо от того, кто ведет бухгалтерский и налоговый учет компании – штатный специалист, бухгалтер из аутсорсинговой компании или сам руководитель, ответственность за корректность отчетов и своевременность их подачи в соответствующие контролирующие органы несет только руководитель.
На основе теоретического материала были рассмотрены основные понятия, методы, задачи, требования и элементы организации бухгалтерского учета в организации с целью получения подробной информации по данному вопросу и возможностью в дальнейшем оценить постановку бухгалтерского учета в АО «Саранский автозавод».
В процессе работы на предприятия АО «Саранский автозавод» нами были выявлены следующие недостатки в работе отдела бухгалтерии данной организации:
1. Плохо организовано разделение труда, т.е. нет документов, четко определяющих обязанности каждого отдельного работника предприятия. Не ведется работа по унификации и анализу должностных инструкций. Вследствие этого возникают различного рода накладки, связанные с несвоевременной подготовкой документов, получением информации, необходимой главному бухгалтеру, с опозданием и т.д.
Таким образом, будет целесообразным разработать перечень, четко определяющий обязанности работников предприятия, а также номенклатуру дел бухгалтерской службы.
2. На рассматриваемом предприятии отсутствует график документооборота. Это является значительным упущением, так как точное соблюдение графиков документооборота способствует своевременному и полному отражению в учетных регистрах совершаемых хозяйственных операций. Поэтому считаем целесообразным порекомендовать главному бухгалтеру составить схему или перечень работ по созданию и обработке документов, выполняемых инженерно-техническими, коммерческими, бухгалтерскими службами с указанием сроков исполнения.
3. В целях недопущения подделки документации целесообразно создать документ с образцами подписей сотрудников, наделенных правом подписывать финансовые документы.
4. В учете товарно-материальных ценностей нами также были выявлены недостатки:
- Оприходование товарно-материальных ценностей часто следует с опозданием;
- Имеют место случаи отсутствия счетов-фактур. Следует проводить проверки наличия документов на предприятии не реже одного раза в полгода;
Устранение этих недостатков, на наш взгляд, позволит предприятию в дальнейшем более эффективно вести учет материальных оборотных активов, что приведет к повышению эффективности деятельности предприятия в целом.
Существенные факторы, которые могут улучшить результаты деятельности АО «Саранский автозавод»: