ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: Организация как управляемая система
ГЛАВА 1. Характеристика социальной организации как системы
1.1 Сущность системного подхода как метода исследования
1.2 Основные признаки организации как системы
1.3 Характеристика внутренней и внешней среды социальной организации
ГЛАВА 2. Сущность социальной организации как управляемой системы
2.1 Управляющая и управляемая части организации
2.2 Принципы жизнедеятельности организации как управляемой системы
Структура - внутренняя переменная.
Рис. 2. Логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей
Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.(рис. 2)12
Существуют две основные концепции структуры:
-
Специализированное разделение труда -
Сфера контроля.
Специализированное разделение труда
В большинстве современных организаций разделение труда не означает случайного распределения между имеющимися людьми. Характерной особенностью является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т.е. за теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого.
Во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труди по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области.
Выбор функциональных областей определяет основную структуру организации и в значительной степени - возможности ее успешной деятельности. Эффективность и целесообразность способов разделения работы между людьми - сверху Вниз, до самого первого уровня организации - во многих случаях определяет, насколько производительна может быть организация по сравнению с ее конкурентами. Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда.
Вертикальное разделение труда, т.е. определение работы по координации от непосредственного выполнения заданий, необходимо для успешной трудовой работы. Преднамеренное вертикальное разделение труда дает в результате иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Иерархия пронизывает всю организацию, спускаясь на уровень неуправленческого персонала (рис. 3)13.
Рис. 3. Структура организации
Сфера контроля - это важный аспект организационной структуры.
Широкая сфера контроля - это если одному руководителю подчиняется довольно большое количество людей, в результате чего эта сфера имеет плоскую структуру управления.
Узкая сфера контроля - каждому руководителю подчиняется мало людей, т.е. многоуровневая структура.
Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее оговоренные сроки. Задачи предписываются не работнику, а его должности. Но рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполняется таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно (рис. 4)14.
Задачи делят на три категории:
-
работа с людьми (задача мастера); -
работа с предметами (машинами, сырьем, инструментами); -
работа с информацией (задачи казначея корпорации).
Рис. 4. Взаимозависимость должностей, структуры и целей
Внешняя среда организации
Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики и их технологии, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, социально-культурная среда, релевантные по отношению к операциям организации.
Характеристики внешней среды
Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы
Сложность: число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на организацию
Подвижность: относительная скорость изменения среды
Неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее релевантности (рис. 5)15.
Рис. 5.Модель влияния внешней среды на организацию
Взаимосвязанность факторов внешней среды - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие. Так же как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других.
Пол сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора.
Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью.16
Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной.
Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации (рис. 6)17.
Рис. 6. Среда прямого воздействия
Поставщики. Организация - это механизм преобразования входов в выходы. Основные разновидности входов - это материалы, оборудование, капитал, рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации.
Потребители. Само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно. Не случайно говорят: "Потребитель - король на рынке".
Конкуренты - это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву.18
Законы и государственные органы. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией и т.д., и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, а иногда даже и неопределенностью.
Организации обязаны соблюдать не только федеральные и штатные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона.
ГЛАВА 2. Сущность социальной организации как управляемой системы
Социальная организация представляет собой объединение людей, направленное на достижение единых определенных целей. Понятие социальной организации тесно связано с понятием коллектива. Состав коллектива и направления его деятельности, определяемые стремлением к достижению единой цели, регламентируются административноуправленческим аппаратом, а также этическими и правовыми нормами, принятыми в данной организации и обществе в целом. Указанные нормы в большинстве своем не зависят от конкретного индивидуального состава коллектива и поэтому являются обезличенными.19
В то же время деятельность организации во многом определяется формально нерегулируемым поведением членов данной группы. Единство или конфликтность коллектива, его стабильность, уровень квалификации, сознательность работников, их деловая активность и многие другие человеческие факторы влияют на уровень эффективности деятельности организации.
В связи с этим в процессах управления организацией наряду с такими направлениями деятельности, как управление финансовой и административной службами, специально выделяется направление социально-психологического управления. Понятия организационной системы и коллектива взаимосвязаны, но не тождественны.
Под коллективом понимается коалиция всех работников организации, осуществляющих совместную трудовую деятельность. Организация включает в себя коллектив как свою основу и не может существовать без коллектива. Показатели многих элементов, входящих в организационную систему, зависят от состава и настроения коллектива. Коллектив может быть полностью сменен, тем не менее организация продолжит свое существование.
Понятие организации, кроме коллектива, включает в себя также материально-техническую базу, финансы, производство, информационную систему обеспечения и деятельности организации. Полностью автоматизированное предприятие, функционирующее без участия человека, нельзя признать организацией. Частное предприятие, на котором работает только один человек, тоже нельзя считать организацией, поскольку оно лишено первостепенной составляющей организации коллектива.
Социальные организации, осуществляющие производственную и экономическую деятельность, принято называть деловыми организациями. Это предприятия, фирмы, финансовые и другие организации, работающие в условиях новых рыночных отношений, характерных для современных условий России. Исходным положением их существования является не только «коммерческая идея», т. е. получение прибыли, но и решение социально значимых проблем.
20
2.1 Управляющая и управляемая части организации
ОрганизацияΔ какΔ управляемаяΔ система.
«Организация»Δ какΔ функцияΔ управленияΔ имеетΔ несколькоΔ толкований.Δ Например:Δ организаторскаяΔ деятельностьΔ имеетΔ особоеΔ значениеΔ дляΔ работыΔ руководителя.Δ ОрганизаторскаяΔ функцияΔ главнымΔ образомΔ предполагаетΔ распределениеΔ ресурсов,Δ заданийΔ иΔ внедрениеΔ процедур,Δ призванныхΔ обеспечитьΔ выполнениеΔ задачΔ организации.Δ ЕстьΔ мнение,Δ чтоΔ процессыΔ коммуникации,Δ вΔ которыхΔ участвуютΔ работникиΔ аппаратаΔ управления,Δ являютсяΔ жизненноΔ важнымиΔ связующимиΔ звеньямиΔ междуΔ руководителемΔ иΔ егоΔ подчиненными,Δ междуΔ руководителямиΔ одногоΔ уровня,Δ междуΔ организациейΔ иΔ внешнейΔ средой.Δ ВΔ началеΔ ХХΔ столетияΔ организационнымΔ проблемамΔ уделялосьΔ особенноΔ многоΔ внимания.Δ Возможно,Δ этоΔ былоΔ связаноΔ сΔ рядомΔ социальныхΔ революций,Δ прошедшихΔ вΔ странахΔ Европы.
УникальноеΔ времяΔ сопровождалосьΔ удивительнымиΔ требованиямиΔ кΔ организаторамΔ производстваΔ иΔ труда.Δ РуководителиΔ СоветскогоΔ государстваΔ былиΔ убеждены,Δ чтоΔ руководительΔ любогоΔ рангаΔ долженΔ обладатьΔ высокимΔ уровнемΔ политическогоΔ развития.Δ СамаΔ организационнаяΔ деятельностьΔ представляетΔ собойΔ процесс,Δ которыйΔ осуществляетΔ руководительΔ любогоΔ ранга.Δ ОднакоΔ неΔ каждыйΔ изΔ нихΔ выполняетΔ этуΔ работуΔ достаточноΔ эффективно.Δ БолееΔ того,Δ наполнениеΔ этойΔ функцииΔ вΔ различныхΔ организациях,Δ наΔ разныхΔ ступеняхΔ управленческойΔ лестницы,Δ вΔ различныеΔ историческиеΔ эпохиΔ развитияΔ управленческихΔ отношенийΔ различны.21
ОпытΔ построенияΔ иΔ функционированияΔ различныхΔ поΔ характеруΔ предприятийΔ (экономическихΔ систем)Δ позволилиΔ сформулироватьΔ рядΔ основныхΔ принциповΔ организационногоΔ управления,Δ вΔ томΔ числе:
1)Δ единствоΔ распорядительстваΔ всемиΔ ресурсамиΔ организацииΔ приΔ одновременномΔ расширенииΔ источниковΔ ихΔ получения;
2)Δ централизацияΔ управленияΔ предприятиемΔ приΔ одновременнойΔ передачеΔ наΔ максимальноΔ низкийΔ уровеньΔ структурнойΔ иерархииΔ полномочийΔ иΔ ответственностиΔ поΔ принятиюΔ оперативныхΔ решений;
3)Δ балансΔ ответственностиΔ иΔ прав;
4)Δ единство,Δ четкостьΔ постановки,Δ доступностьΔ иΔ понятностьΔ финансовыхΔ иΔ рыночных,Δ маркетинговыхΔ целейΔ поΔ всейΔ структуре;
5)Δ простотаΔ структуры,Δ вΔ томΔ числеΔ малозвенностьΔ иΔ четкостьΔ построенияΔ иΔ управления;