Файл: Руководство. Стили руководства (Понятие и сущность организации труда руководителей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Происходящие в последнее время потрясения в экономике и социальной сфере, процессы глобализации, развитие научно – технического прогресса и информатизации общества, усиление конкурентной борьбы заставляют заново искать резервы повышения эффективности деятельности современных организаций. Приемов и механизмов, ориентированных на увеличение экономических показателей, им уже недостаточно для достижения своих целей, и на передний план эффективного организационного развития выходят факторы неэкономического характера, определяемые инструментарием управленческого и интеллектуального труда.

Не подлежит сомнению, что эффективность работы организаций во многом определяется эффективностью повседневной деятельности их руководителей. Специалисты совершенно верно утверждают, что сегодня самый верный путь выживания организации состоит в наличии эффективного управления. Спрос на талант руководителей как субъектов управленческой деятельности не подвержен спаду. Он сохраняется как в период экономического подъема, так и в период экономических кризисов, так как именно в этот период особенно важно для организации адаптироваться к рискогенной среде.

Особую актуальность вопросы повышения эффективности труда руководителей приобретают в учреждениях. Все вышесказанное обуславливает актуальность, теоретическую и практическую значимость исследования эффективности труда руководителей учреждений. Несмотря на то, что существует множество отечественных и западных научных трудов, раскрывающих теоретические и практические аспекты эффективности труда руководителей, можно говорить, что комплексный подход к данной проблематике литературе отражен недостаточно.

В соответствии с вышеизложенным, целью работы является разработка направлений повышения эффективности труда руководителей учреждений.

Обозначенная цель потребовала постановки и решения следующих задач:

  1. Исследовать теоретические аспекты организации труда руководителей;
  2. Определить критерии эффективности управленческой деятельности;
  3. Проанализировать особенности организации труда руководителей бюджетных учреждений.

Объектом исследования работы послужило учреждение.

Предмет исследования – эффективность труда руководителя учреждения.

Теоретической основой для подготовки работы послужили труды отечественных ученых в области управленческой деятельности, менеджмента организации, управления персоналом: А.П. Балашова, А.В. Батрашева, В.И. Башмакова, А.А. Ватлина, В.Р. Веснина, Г.П. Герасименко, Ю.В. Гусарова, А.П. Егоршина, Д.Ю. Знаменского, Л.В. Ивановской, А.Я. Кибанова, В.В.Козлова, Е.В. Корниенко, Т.Н. Лобановой, В.В. Пригоровского, Н.С. Пряжникова, Э.А. Смирнова и др.


В процессе исследования были использованы методы: сравнительного анализа, табличный, графический, наблюдение и др.

1.Понятие и сущность организации труда руководителей

Эффективность работы современных организаций обуславливается рядом факторов и условий, но, как и в любые времена, многое зависит от руководителя и от того, насколько успешно он реализует свои управленческие функции.

Труд руководителя (управленческий труд) представляет собой особый вид общественного труда, ориентированного на обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности участников совместного труда, а также организации в целом. По своей сути этот труд можно рассматривать как планомерную деятельность работников административно-управленческого персонала, связанную с реализацией управленческих функций в организации ради достижения ее основных целей. В научной литературе выделяют три вида умственного труда: эвристический, административный и операторный. Труд руководителей, сочетающий в себе, по сути, все виды умственного труда, преимущественно является эвристическим, отражающим природу творческой умственной деятельности. Это труд по исследованию и решению различных проблем[1]. Сложная деятельность руководителя современной организации требует

самоорганизации как комплекса мер, предпринимаемых самим руководителем для обеспечения системы и порядка в работе. От него требуется не только наличие определенных профессиональных компетенций, но и соответствующих личностных характеристик. Так, с нашей точки зрения, самоорганизация труда руководителя базируется на:

  • самостоятельности в реализации руководителем своих способностей, навыков, компетенций, связанных с самоуправлением в рамках своего трудового процесса;
  • самопланировании выполнения трудовых задач и функций в их определенной последовательности и во времени;
  • саморегулировании и самообслуживании;
  • самоучете результатов труда и самоограничении по условиям кооперации;
  • самонормировании и самоконтроле;
  • самокритике;
  • моральном самостимулировании. Самостимулирование как некий

«катализатор» высокопроизводительного труда основывается на увлеченности, интересе к своей работе, понимании роли выполняемого трудового задания в общем деле производственного коллектива, структурного подразделения предприятия;


  • самодисциплине, которая способствует реализации руководителем своих способностей для решения сложных задач, требующих сосредоточенности, длительного непрерывного внимания.

Многие задачи управления, входящие в должностные обязанности руководителя, направлены на управление деятельностью организации и людьми. Но эти задачи не содержат в себе функции руководителя, которые предусматривали бы его практическое участие в непосредственном осуществлении работ. В целом, деятельность руководителя - это сложный процесс, состоящий из многих составляющих управления. По сути своей, деятельность руководителя складывается из двух главных составляющих: из организации собственного труда и самой работы руководителя по управлению[2]. Рассмотрим их более подробно.

Содержание труда руководителя вытекает из самой функции управления – «организация». В организации труда руководителя проявляются как составляющие организации личного труда, так и организации труда коллектива.

Не вызывает сомнений, что современный руководитель является организующим началом любой системы управления. С возрастанием роли управления возрастает и роль руководителя. В современных условиях значительно возрастает роль субъективного фактора, что обусловлено объективными условиями, в частности, необходимостью реализации научно- технических достижений, сложностью принятия безошибочных управленческих решений, расширением самостоятельности и ответственности многих систем управления в условиях рынка и т.д.

Находясь в диалектическом единстве, объективные условия и субъективные факторы не могут существовать независимо друг от друга. Деятельность руководителей, их мысли, поступки, желания причинно обусловлены объективными условиями, которые в этом взаимодействии играют определенную роль. Нона эти условия без сомнения воздействует субъективный фактор. Следовательно, с возрастанием значения субъективных действий руководителей возрастает и роль самоуправления.

Практика управления свидетельствует, что многие руководители игнорируют самоуправление, думая, что владеют им в совершенстве и что труд свой они организуют хорошо и правильно. Но, к сожалению, это ошибочное и неверное представление. Независимо от уровня управления и его масштабов, в труде руководителя много общего и сходного на всех уровнях: соблюдение определенных принципов и правил руководства, этапов и процедур процесса управления, повторяющихся приемов, методов, отдельных видов работ, рациональное выполнение которыми значительно повышает эффективность деятельности как руководителя, так и руководимого им коллектива.[3]


В самой общей форме в содержание труда руководителя можно включить: организацию личного труда;

  • планирование и организацию собственной работы по управлению коллективом;
  • организацию эффективного функционирования и совершенствование управляющей системы для достижения поставленных целей;
  • формирование единого, целеустремленного и эффективно работающего персонала;
  • умение делегировать полномочия, распределять функции и ответственность среди подчиненных;
  • эффективно организовывать труд подчиненных с учетом их деловых и личных качеств;
  • умение ставить задачи, планировать и координировать работу подчиненных;
  • налаживать четкий и системный контроль исполнения;
  • постоянное совершенствование всей организационной работы с изучением и внедрением отечественного и зарубежного опыта[4].

Конечно, это неполный перечень элементов содержания организации труда руководителя, но главное в том, что труд руководителя требует особых качеств личности по их реализации. Он должен обладать способностями широты мышления, охватывать все стороны возникающих проблем и принимать адекватные решения, быстро анализировать огромный материал информации, связанной с различными областями производственной и индивидуальной деятельности, систематизировать его, выделять существенное, намечать планы эффективных действий и предвидеть последствия и т.д.

Представляется необходимым рассмотреть перечень основных деловых качеств, которыми должен обладать успешный руководитель.

  1. Постоянно изучает и внедряет прогрессивные новшества и активно поощряет всех тех, кто целенаправленно реализует эту форму совершенствования в своих коллективах.
  2. Заботится о создании в управляемом им коллективе позитивной и доброжелательной социально-психологической атмосферы, ориентированной на достижение поставленных целей.
  3. Создает в коллективе деловую и целенаправленную обстановку без критиканства (за исключением особых случаев), подавая хороший пример своим подчиненным.
  4. Не забывает поощрять персонал за хорошую работу и всегда оказывает помощь, когда в ней нуждаются сотрудники.
  5. Придерживается своей целенаправленной линии даже в кризисных ситуациях и неукоснительно соблюдает дисциплину и правила, действующие в организации.
  6. Он требователен к себе и персоналу. Поощряет персонал к деловому высказыванию своего мнения и стремится использовать его для эффективного сотрудничества.
  7. Может принимать быстрые и качественные решения в сложных ситуациях, не откладывая их, и тут же принимает меры по их реализации. Он не боится рисковать.
  8. Он способен заряжать своей позитивной энергией и энтузиазмом своих сотрудников. Может эффективно распоряжаться и умело слушать других.
  9. Он постоянно стремится к совершенству и требует того же от своих подчиненных.
  10. Обладает лучшими чертами характера[5].

Известно, что хороший организатор не тот, кто хорошо работает сам, а тот, кто эффективно организует работу своих подчиненных. К главным направлениям организации труда руководителя можно отнести следующее: учет, анализ и планирование рабочего времени; передача, полномочий; организация и проведение деловых совещаний.

Содержание работы руководителя, в основном, тем и отличается от организации труда руководителя, что, по своей сути, работой руководителя является управление действиями людей в широком смысле слова. И это имеет в какой-то мере социальное и общественное содержание.

Деятельность, связанная с управлением людьми, предполагает, что руководитель хорошо знаком со своими подчиненными и сотрудниками, их интересами не только в работе, но и в жизни. Чем больше руководитель осведомлен о своих работниках, тем больше он имеет возможностей достижения успеха.

Необходимо помнить, что деятельность руководителя состоит в том, что он непосредственно распространяет свое влияние на каждого сотрудника отдельно и на коллектив в целом. Следовательно, основными качествами руководителя являются те, которые связаны с необходимостью служить примером и опорой для сотрудников, поскольку именно с него подчиненные берут пример, каким образом осуществлять планирование и организацию своей работы и как эффективно действовать. Качествами руководителя должен быть обаяние, искренность и досягаемость[6].

Несмотря на многогранность содержания работы руководителя, она представляет собой составную часть работы по управлению. Известны различны аспекты деятельности руководителя, касающихся многих задач, входящих в компетенцию руководителя, и они преимущественно относятся к организационной и административно-хозяйственной деятельности. Поэтому приведем перечень некоторых задач, которые касаются непосредственно управления людьми в рамках социальной и общественной жизни, по сути, которой и является работа руководителя. Исходя из этого, к важнейшим задачам руководителя можно отнести следующее:

  1. определение потребностей, квалификации, подбора и других составляющих кадровой работы; организация обучения, повышения квалификации и других форм совершенствования персонала;
  2. вопросы трудовых отношений и заработной платы;
  3. вопросы безопасности и охраны труда;
  4. задачи, ориентированные на результативность труда, такие как мотивация и стимулирование персонала;
  5. задачи социальной и общественной жизни коллектива;
  6. вопросы, связанные с улучшением психологического микроклимата в коллективе, разделения труда, методов труда и других вопросов, оказывающих влияние на эффективность работы организации.[7]