Файл: Руководство. Стили руководства (Понятие и сущность организации труда руководителей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На практике состав задач может быть различным в зависимости от уровня управления, целей организации, вида деятельности и т.д. Но в любом случае большинство из перечисленных задач является для руководителя обязательным в его работе. Следовательно, реализация этих задач предъявляет к руководителю определенные требования.

Искусство управления руководителя проявляется в его творческом подходе к делу во всех аспектах. Он должен уметь направлять деятельность не только подчиненных, но и целых коллективов, уметь ладить с людьми и строить с ними правильные отношения. Руководитель должен разбираться в мотивах поведения людей, знать многосложные факторы, которые лежат в основе поведения коллектива и т.д.

2. Критерии эффективности управленческой деятельности и особенности стилей руководства

В настоящее время эффективное управление связано с возможностью руководителя компании оптимизировать операционную деятельность, регулярно осуществлять гибкое стратегическое управление. В современной управленческой практике применяются разные подходы к проблемам эффективности управленческой деятельности, которые были разработаны школами управленческой мысли. Основоположники школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гант, Г. Эмерсон, Ф. и Л. Гилберт и др.) изучали вопросы повышения эффективности менеджмента на производственном уровне. Больше всего изучению данной проблемы посвятил Г. Эмерсон, придававший важность связи эффективности управления и организационной структуры предприятия.

Представителями административной (классической) школы менеджмента (А. Файолем, Л. Урвиком, Д. Муни и др.) рассматривались вопросы эффективности управленческой деятельности в более расширенном понимании - применительно к работе всего предприятия. Их цель заключалась в создании универсальных принципов управления, которые неминуемо должны привести предприятие к успеху (так называемые, 14 принципов управления А. Файоля).

Основоположники школы человеческих отношений (Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Р. Лайкерт, А. Маслоу) к основному элементу эффективности менеджмента относили человеческий фактор, в связи с чем разработали разные теории, которые связаны с повышением эффективности использования человеческих ресурсов.


Основой современной концепции менеджмента являются разработанные представителями названных выше школ принципы эффективности. Несмотря на тот факт, что долгое время в России система управления функционировала на основе таких принципов, как жесткая централизация, директивное планирование и командно-административные меры воздействия на всех уровнях производства и распределения, труды ученых Л.И. Абалкина, А.Г. Аганбегяна, Р.А. Белоусова, П.Г. Бунича, О.А. Дейнеко, Н.Г. Калинина, С.Е. Каменицера, О.В. Козловой, И.Н. Кузнецова, В.Олигин-Нестерова, А.М. Смарова, Г.Х. Попова, Ф.М. Русинова, Е.К. Смирницкого показали, что был накоплен большой теоретико-практический опыт, который связан с исследованиями проблем эффективностиуправления[8].

Проблемы, связанные с эффективностью управленческой деятельности, являются составной частью экономики управления, включающей рассмотрение следующих составляющих:

  • управленческий потенциал, т.е. совокупности всех ресурсов, располагаемых и используемых системой управления;
  • расходы на управление, определяемые содержанием, организацией, технологией и объемом работ, связанных с реализацией соответствующих функций управления;
  • характер управленческого труда;
  • эффективность управления, т.е. эффективность действий людей в процессе деятельности, реализация интересов при достижении поставленных целей.

Более эффективной принято считать не просто деятельность, дающую максимальный результат при минимальном уровне затратах, а деятельность, которая ведет к максимальному достижению цели. Таким образом, можно сказать, что эффективность управленческой деятельности находится в зависимости, в первую очередь, от степени осуществления цели, т.е. от соотношения между целью и результатом.

Эффективность управления является относительной характеристикой результативности деятельности определенной системы управления, которая находит отражение в разных показателях не только объекта управления, непосредственно управленческой деятельности (субъект управления). Эффективность деятельности управляющей системы выражается посредством показателей эффективности, хотя могут иметь место частные характеристики[9].

Эффективность управления на предприятии нельзя изучать в изоляции от организационных факторов социального, экономического, технического, информационного характера, которые оказывают влияние на систему управления, поскольку они взаимосвязаны друг с другом и влекут определенный результат, лежащий в основе поставленной цели.


При классификации эффективности управления в зависимости от того, какой именно результат рассматривается в отношении затрат на его достижение, различают экономическую и социальную эффективность.

На эффективность управления оказывают влияние не только внутренние, но и внешние факторы: состояние экономики, конкурентная среда, социальная и политическая обстановка. В соответствии с этим, эффективность управления принято делить на внешнюю и внутреннюю.

В работе Ю.В. Гусаров эффективность управления рассматривается в упрощенном варианте в качестве совокупности трех составляющих:

  1. эффективность деятельности работников аппарата управления;
  2. эффективность деятельности подразделений системы управления;
  3. эффективность всей системы управления[10].

Оценка эффективности управления - сложная задача, в связи с чем существует большое количество критериев такой оценки, учитывающих разные факторы, оказывающие влияние на эффективность и способствующих всесторонней и комплексной оценке реализуемой стратегии предприятия.

Алгоритм оценки эффективности управления можно представить в виде последовательного ряда действий:

  1. выработка целей оценки;
  2. обоснование критериев оценки;
  3. определение состава исходных данных, которые используются при оценке;
  4. выработка требований к оценке и ее критериев;
  5. выбор методов расчета критериев;
  6. проведение количественного расчета критериев, т.е. показателей, которые соответствуют тем или иным критериям.

Критерий является важнейшим отличительным признаком, характеризующим качественные стороны явления, которые соответствуют предъявляемым требованиям. Каждый из критериев может быть выражен количественно или качественно. На практике, как правило, применяются не сами критерии, а выстроенная на их основе система показателей, которые, в свою очередь, отражают элементы изучаемого процесса.

Показатели характеризуют состояние и динамику явления посредством выражения его качественной характеристики. Показатели критериев могут быть выражены максимальным, минимальным, промежуточным, численным или качественным значением.

Посредством показателей эффективности управления определяется главная оценка желаемого результата при принятии решений, а также характеризуется уровень эффективности всей системы. Д. Скотт Синк и Питер Ф. Друкер в своих трудах рассматривают критерии результативности управления, которые представлены на рисунке 1[11].


Действенность

Экономичность

Качество

Критерии

результативности менеджмента

Прибыльность

Производительность

Качество труда

Внедрение новшеств

Рис. 1. Критерии результативности управленческой деятельности

Общий критерий оценки эффективности управления предприятием основан на соизмерении полученной прибыли с затратами на управление. Но при этом общий показатель не может дать полную картину эффективности управления.

Существуют также основные критерии внешней и внутренней эффективности управления предприятием при использовании качественных и количественных показателей. Посредством качественных показателей определяется социальная эффективность, количественных - экономическая эффективность.

Внешняя эффективность управления предприятием может быть представлена в качестве результативности менеджмента, характеризующегося степенью достижения организацией своих целей. Внешняя эффективность отражает использование внешних возможностей, определяя степень соответствия организационной системы требованиям и ограничениям окружающей среды[12].

Критерии внешней эффективности управления можно представить в виде рисунка 2.

Рыночная и социальная адаптация (возможность системы

приспосабливаться в долгосрочном промежутке времени к различным изменениям внешних условий, развитию научно- технического прогресса и изменениям в социальной сфере)

Гибкость поведения как способность в краткосрочном оперативном промежутке времени реагировать на изменение условий рынка, колебаний спроса и при этом рациональное распределение ресурсов


Критерии

внешней

эффективности

Достижение поставленной цели относительно запланированной

Конкурентоспособность предприятия

Обеспечение экологической чистоты

Рис. 2. Критерии внешней эффективности управленческой деятельности

При рассмотрении внутренней эффективности управленческой деятельности, можно представить ее в качестве некой способности управляющей системы оптимальным образом распределять и применять имеющиеся внутренние ресурсы (производственные, финансовые, инвестиционные, кадровые и др.) для достижения поставленных целей[13]. Критерии внутренней эффективности управления могут быть выражены:

  • эффективностью материальных ресурсов, необходимых для функционирования системы управления (показатели – затраты на управление и их доля в общих расходах; затраты на обеспечение деятельности системы управления; затраты на подготовку руководителей в общих расходах);
  • минимальной численностью аппарата управления;
  • обеспеченностью квалифицированными управляющими кадрами;
  • эффективностью управленческих решений (показатели - отношение количества фактических решенных вопросов к общему числу вопросов, задержка во времени принятия решений; своевременность выявления потребности в решениях, степень применения научно обоснованных методов и процедур принятия решений, наличие резервов в процессе принятия решений);
  • качеством функционирования организационной структуры (соподчиненность дерева целей и уровней иерархии структуры) (показатели

- оценка числа связей в структуре и взаимодействии уровней управления; удельный вес работников управления в общей численности работающих; коэффициент централизации аппарата управления как соотношение численности работников аппарата и структурных подразделений по конкретной функции);

  • качеством информационного обеспечения (критерий отражает регулярность, надежность информации и управляемость ею) (показатели –

скорость и точность выдачи информации по специальным запросам (минимизация времени на подготовку ответа); надежность, безопасность и своевременность информации; экономия от масштабов сбора, обработки и передачи информации);

  • финансовыми показателями – прибылью, рентабельностью, ликвидностью, оборачиваемостью;
  • показателями использования ресурсов производства - фондовооруженностью и фондоотдачей, материалоемкостью, капиталоемкостью, качеством выпускаемой продукции, производительностью труда индивидуальной и групповой, сбалансированностью товарно-материальных запасов;
  • объемом выпускаемой продукции;
  • показателями научно-технического уровня[14].