Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия ООО «Мясной» и ее совершенствование.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 269
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие коммерческой деятельности предприятия, особенности её работы в условиях рынка
1.2 Процесс взаимодействия коммерческой и маркетинговой деятельности предприятия
1.3 Методы оценки системы взаимосвязи службы маркетинга и коммерческой деятельности предприятия
1.4 Организация торгово-технологического процесса и планово-экономическая деятельность предприятия
2.1 Характеристика розничного предприятия ООО «Мясной»
2.2 Анализ коммерческой деятельности ООО «Мясной»
3. Глава 3. Рекомендации по совершенствованию розничного торгового предприятия ООО «Мясной»
Для анализа структуры ассортимента по поставщикам нами была сделана таблица 1.
Таблица 1
Анализ основных поставщиков предприятия ООО «Мясной»
Наименование |
Вид продукции (что поставляет) |
Доля от объема поставок |
Срок сотрудничества |
«Куединский» |
Мясная и колбасная продукция |
35,5% |
2,8 года |
«Кунгурский» |
Мясная и колбасная продукция |
30,6% |
2,8 года |
«Майский» |
Мясная и колбасная продукция |
33,9% |
2,8 года |
Общее количество поставщиков |
3 |
Можно сделать вывод о том, что доминирующее положение занимает «Куединский» мясокомбинат (35,5%).
Планирование товарных запасов предполагает использование комплекса методов, направленных на определение оптимальной, нормативной величины запасов. Основу планирования товарных запасов текущего назначения составляет их нормирование, в процессе которого устанавливается норматив запаса в днях и в сумме по товарным группам.
Магазин «Мясной» самостоятельно нормирует и планирует запасы сырья и товаров. Планирование предполагает разработку нормативов в сумме и днях оборота по кварталам года. Процесс планирования начинается с разработки по товарных нормативов.
По товарный норматив запасов методом технико-экономических расчетов включает следующие элементы в зависимости от их назначения:
- представительный ассортиментный набор;
- запас на время приемки и подготовки товара к продаже;
- запас текущего пополнения;
- страховой запас.
Представительный ассортиментный набор может не рассчитываться, так как его величина незначительна. Страховой запас создается для гарантии бесперебойного производства, продажи. При нормировании страхового запаса учитывается, что многие продовольственные товары относятся к числу скоропортящихся, поэтому размеры страхового запаса должны ограничиваться.
По данным финансовой отчетности за 2016, 2017 год можно проследить динамику изменения уровня товарных запасов и оборачиваемости (Таблица 2).
Таблица 2
Динамика изменения уровня товарных запасов ООО «Мясной»
Товарооборот, тыс. руб. |
Товарные запасы, тыс. руб. |
Уровень ТЗ, % |
|
4 квартал 2016г. |
12 508 |
7 693 |
61,5 |
4 квартал 2017г. |
12 328 |
9 833 |
79,76 |
Темп прироста |
-1,4% |
+27,8% |
+ 29,69 % |
Расчетным путем можно определить, что на 27,8 % увеличился уровень товарных запасов, при этом темпы товарооборота отстают от темпа роста товарных запасов на 29,2 %, что означает затоваривание склада и необоснованное формирование товарных запасов.
Рассчитаем товарооборачиваемость за 4 квартал 2017 и 4 квартал 2016 годов на основе представленных в таблице данных, а так же проведем анализ влияния величины товарооборота и товарных запасов на товарооборачиваемость методом цепных подстановок.
Рассчитаем дневной товарооборот путем деления квартального объема товарооборота на количество рабочих дней, которое составило 90 дней.[94]
тыс. руб. в день;
тыс. руб. в день.
Определим средний товарный запас за период по формуле среднеарифметического метода (половина суммы товарных запасов на начало и на конец периода). [95]
тыс. руб.
тыс. руб.
Следовательно, определяем товарооборачиваемость в днях:
дней;
дней;
За анализируемый период произошло снижение оборачиваемости на 14 дней, что приводит к потере денежных средств в сумме 1917,58 тыс. руб., что является подтверждением проблем в управлении товарными запасами, что отрицательно влияет на предприятие в целом. Это приводит к увеличению потребности в оборотнных средствах, находящихся в товарных запасах, увеличение затрат на хранение.
Основную часть прибыли магазин «Мясной» получает от продаж мясной продукции. В процессе анализа изучается динамика экономических показателей, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Данные для расчета финансовых коэффициентов сведем в таблицу 3.
Таблица 3
Показатели торгово-экономической деятельности
ООО «Мясной»
4 квартал 2016, тыс. руб. |
4 квартал 2017, тыс. руб. |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Относительное отклонение, % |
|
Выручка от реализации товаров |
35146,00 |
37183,00 |
203,7 |
105,7 |
Себестоимость проданных товаров |
15166,00 |
16321,00 |
1155,00 |
107,6 |
Валовая прибыль (Валовой доход) |
7349,00 |
8125,00 |
776 |
110,5 |
Коммерческие расходы (Издержки обращения) |
2678,00 |
2678,00 |
0 |
100,00 |
Прибыль (убыток) от продаж |
2986,00 |
2786,00 |
-200 |
93,3 |
Прочие расходы |
100,00 |
100,00ово-экономическая деятельность сетикого процесса чных, в каждой из которых есть владные и сухие салфетки, зеркала, крючки для |
0 |
100.00 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
2950,00 |
3225.00 |
+275 |
109,04 |
Налог ЕНВД, прочие платежи и чрезвычайные расходы |
116,3 |
226,00 |
+109,7 |
194,33 |
Чистая прибыль |
2833,7 |
2999.00 |
+165,3 |
105,83 |
Рентабельность предприятия, % |
22,66 |
24,33 |
+1,67 |
107,37 |
По данным таблицы видно уменьшение выручки от реализации товаров и себестоимости проданных товаров, из-за этого увеличился валовой доход (на 4,99 %). За анализируемый период издержки обращения остались на том же уровне, что приводит к увеличению чистой прибыли на 165,3 тыс. руб., что является хорошим экономическим показателем.
В 4 квартале 2016г. предприятием была получена чистая прибыль в размере 2833,7 тыс. руб., а в 4 квартале 2017г. на 165,3 тыс. руб. больше. Общий уровень рентабельности предприятия в отчетном году увеличился на 1,67%.
Доля конкретного изделия в общем объеме продукции и торговая наценка представлена в таблице 8.
Таблица 8
Порядок установления цен на продукцию ООО «Мясной»
Наименование продукции (по основным направлениям) |
Доля в общем объеме |
Торговая наценка |
Мясная продукция |
85% |
150% |
Дополнительная продукция |
15% |
100% |
По итогам анализа коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Мясной» можно сделать вывод о том, что магазин развивается, расширяя свою торговую деятельность, и превращается в экономически устойчивую организацию с хорошими показателями выручки от реализации и чистой прибыли, оно успешно развивается и достигает своей основной цели – получение прибыли.
3. Глава 3. Рекомендации по совершенствованию розничного торгового предприятия ООО «Мясной»
К основным недостаткам торгово-технологического процесса магазина «Мясной» можно отнести следующие:
o используемый традиционный метод обслуживания покупателей;
o разгрузка товаров производится в ручную, что тормозит скорость торгово-технологического процесса;
o выкладка товаров в магазине «Мясной», как торгово-технологический процесс, нуждается в совершенствовании;
Первым и основным недостатком является используемый традиционный метод обслуживания покупателей.
Оптимальный и более прогрессивный, на мой взгляд – метод самообслуживания, так как покупатель освобождается от необходимости общения с продавцом, покупателю предоставлена полная свобода в выборе товара, предлагаемый ассортимент значительно шире по сравнению с продажей через прилавок, снижение затрат времени покупателей на совершение покупок, повышается эффективность функционирования магазина.
Для устранения второго недостатка необходимо приобретение специальных механизмов (приспособлений) для механизации разгрузочных работ, что позволит значительно повысит эффективность данной операции, эффективность (скорость) приемки товаров, что, в свою очередь высвободит время работников магазина, которое можно будет использовать для устранения третьего недостатка – неудовлетворительной организации выкладки товаров.
Одним из важнейших способов повысить и усовершенствовать торгово-технологический процесс в магазине Мясной» является внедрение практических положений мерчандайзинга, касающихся продовольственных товаров. Это понимает и руководство ООО «Мясной», уже многое сделано в этом направлении. Однако, до сих пор не существует единых стандартов и методов выкладки продовольственных товаров, не введена должность мерчандайзера, которую в основном выполняют обычные продавцы без соответствующей подготовки.
Предложения по улучшению торгово-технологического процесса и выкладки товаров в магазине «Мясной»:
1. Ввести должность мерчандайзера.
Главные принципы современного мерчандайзинга:
1. Формирование и постоянное поддержание партнерских отношений между производителями, фирмами-посредниками и торговыми предприятиями.
2. Создание в торговом зале необходимых условий облегчающих нахождение товара и стимулирующих дополнительные покупки.
3. Постоянное совершенствование рекламы, грамотное расположение товаров на полках и поддержание их необходимых запасов.
Заключение
В развитой рыночной экономике существует множество типов предприятий, но, ни на одном из них нельзя обойтись без контроля и совершенствования коммерческой деятельности предприятия. Хотя экономисты выделяют различные пути повышения эффективности фирмы, автор концентрирует внимание именно на службе маркетинга, на том, как специалисты этого отдела помогают предприятию повысить эффективность функционирования каждого из составляющих его отделов, а, следовательно, и прибыльность фирмы.
Прежде всего, маркетологи занимаются исследовательской работой: исследованием рынка, потребителей, товара, конкурентов. Некоторые директора предприятий недооценивают и даже игнорируют исследования маркетинга, что впоследствии прямым образом отражается на финансовом благосостоянии фирмы. Хотя исследования дороги, нельзя приуменьшать их роль, потому что в будущем они принесут только прибыль: предприятие, особенно молодое, почувствует себя уверенней на новой почве неосвоенного рынка. При помощи исследований на самой фирме можно отобрать наиболее оптимально функционирующую и рентабельную часть производства, выделить взаимосвязанность и взаимодополняемость структуры и т. д., и таким образом маркетинговые исследования повышают целостность предприятия, а вместе с тем и его прибыльность.
Ценовая политика помогает определить истинную цену товара, выявить факторы, влияющие на изменение цены, выработать стратегию смены ценообразования. Эта тактика не дает предпринимателю прогадать в определении цены, а также завысить ее, что в обоих случаях могло бы привести к банкротству.
Стратегия сбыта товара влияет на определение оптимального канала сбыта, его ширину и протяженность, выбору посредника и поставщика, выбору метода сбыта, возможность создания собственной торговой сети, что как нельзя лучше влияет на экономию средств, в рыночных условиях, когда даже малейшая ошибка карается конкурентом.
Без тактики продвижения товара (реклама, ярмарки, директ-маркетинг, и др.) не выжила бы ни одна фирма. Сейчас, когда население планеты растёт, увеличивается количество, как продавцов, так и покупателей, производителю и потребителю все сложнее становится отыскать друг друга. Именно для облегчения этой задачи служит тактика продвижения.
Совершенствование коммерческой деятельности торгового розничного предприятия должно начинаться следующими основными кардинальными мероприятиями:
1. Формулирование кратко-, средне- и долгосрочных стратегических целей предприятия.
2. Перестройка системы управления с ориентацией на решение стратегических задач, изменение менталитета руководства.
3. Пересмотр функций управленческих и ряда экономических структур, в связи с изменениями внешней среды.
4. Внедрение более четкого контроля за материальными и информационными потоками.
5. Установление более тесных взаимосвязей между отделом маркетинга на предприятии и всеми службами предприятия.
6. Установление более тесных связей (прямых и обратных) с потребителями продукции и с поставщиками и партнерами.
Относительно розничного торгового предпрития ООО «Мясной» можно сделать вывод, что предприятие, в общем, достаточно гибко приспосабливается к изменению рыночной ситуации и стремится эффективно использовать основные идеи концепции маркетинга. При этом существующие проблемы могут быть решены, а руководство предприятия может предпринимать соответствующие шаги по их решению.
В целом в работе продемонстрирована взаимосвязь деятельности маркетинга с различными областями функционирования предприятия такими, как разработка управленческих решений на основе маркетинговых исследований, планирование деятельности при помощи анализа рынка и особое место в работе уделяется коммерческой деятельности и доказательству её неразрывной связи с маркетинговой.