Файл: «Принятие управленческого решения как организационный процесс» (Основные этапы процесса принятия управленческих решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, организация разработки и реализации управленческих решений – деятельность по упорядочению работы различных звеньев и подразделений предприятия, а также отдельных его сотрудников в рамках подготовки, принятия и реализации решений на основе регламентов, создания организационных форм и распределение обязанностей с учетом сложности и трудоемкости соответствующих функций и процедур компетентности, и загруженности разработчиков и исполнителей решения.

Глава 2. Организация процесса разработки управленческих решений на примере ООО «Кировский»

2.1 Характеристика ООО «Кировский»

ООО Супермаркет «Кировский» — крупнейшая сеть супермаркетов в Екатеринбурге и Свердловской области, контролируемая депутатом Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области Игорем Ковпаком.

Первый магазин сети открыт в 1987 году в микрорайоне «Комсомольский» Кировского района Свердловска как экспериментальный. Директором магазина был назначен Игорь Ковпак, который позднее его приватизировал.

Около 200 магазинов в Екатеринбурге и городах Свердловской области существующей сети принадлежат различным юридическим лицам. Практически все торговые предприятия (95%) находятся в собственности.

Адрес: г. Березовский, ул. Театральная, 11.

Телефон: (343) 204-75-13

Юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. Сиреневый Бульвар, 2.

Данная торговая сеть создана в целях получения максимальной прибыли, направление ее на развитие магазинов в составе сети и удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах.

Организационная структура компании ООО Супермаркет «Кировский» является линейно-функциональной, так как во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, единолично отвечающий за работу подчиненных звеньев. Его решения, передаваемые по цепочке сверху вниз обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями.

Организационная структура управления ООО Супермаркет «Кировский» г. Березовский (ул. Театральная, 11) представлена на рисунке 2.


Рисунок 2 – Организационная структура торговой сети «Кировский»

В данной организационной структуре присутствует директор магазина, который осуществляет все функции управления и подчиняется по всем вопросам вышестоящему начальнику, находящемуся в г. Екатеринбурге. Директору подчиняются оператор, заместитель директора и бухгалтер. Заместителю директора магазина подчиняются продавцы торгового зала и старший кассир. Старшему кассиру подчиняется контролер-кассир.

Рассмотрим обязанности тех должностей, которые выполняют контроль над управленческими решениями.

В обязанности директора входит:

‒ управление и контроль работы персонала;

‒ правильное ведение всей документации;

‒ контроль над расходной частью бюджета торговли;

‒ выполнение заявок на товар;

‒ анализ результатов продаж.

Заместитель директора занимается приемом товара, а также ведет контроль над качеством принимаемого товара. При истечении срока товара заместитель директора оформляет документы по возврату товара поставщикам. Также в обязанности заместителя входит списание некачественного (бракованного) товара. При отсутствии директора заместитель выполняет все должностные обязанности директора. Докладывает директору обо всех недостатках и проблемах, имеющихся в работе организации, и предлагает пути решения этих проблем.

Оператор магазина выполняет учет прихода и расхода товаров, распечатывает ценники, следит за остатками товара и за акционными товарами, распространяет информацию сотрудникам магазина о любых заявлениях, получаемых из главного офиса, (например, оповестить кассира о том, что при малейшем сомнении возраста покупателя, вежливо спросить документы (паспорт), если тот хочет приобрести табачные или алкогольные изделия).

Бухгалтер занимается начислением заработной платы сотрудникам магазина. Каждые полгода на предприятии проводят инвентаризацию (проверка и учет наличия товара), по-другому учет или ревизия. Бухгалтер является членом ревизионной комиссии, следит и руководит за этим процессом. По окончании ревизии сообщает директору результат о прибылях и убытках предприятия.

В должностные обязанности старшего кассира входят все денежные операции с обязательным соблюдением правил, обеспечивающим их сохранность:

‒ в начале рабочей смены снять x-отчет;

‒ внести деньги (размен в размере 5000 р);

‒ инкассация денег (выполняет покупюрную опись крупных денег из касс (5000, 2000, 1000р), вносит данные на ПК, составляет отчет о сдаче денег в банк, передает денежные средства инкассатору);


‒ снятие z-отчета (принимает от кассира деньги в конце рабочей смены);

‒ ведение кассовой отчетности;

‒ решение конфликтных ситуаций с покупателями (несоответствие цен на товар, возврат некачественного товара и т.д.);

‒ оповещение руководства о недостатках работы касс и меры по устранению этих недостатков;

‒ ответственность за главную кассу;

‒ заказать мелочь (10р, 5р, 2р, 1р) из банка.

Контролер-кассир – это должностное лицо, которое занимается приемом и выдачей денежных средств и заведует кассой.

Кассир должен:

‒ поздороваться с покупателем;

‒ предложить пакет;

‒ озвучить сумму покупки;

‒ спросить имеется ли скидочная карта;

‒ озвучить сумму покупки со скидкой;

‒ поблагодарить за покупку.

Продавцы торгового зала обязаны контролировать пополнение ассортиментов товара, оформлять витрину, проверять качество (сроки) и количество товара, выкладывать товар со скидкой на видном месте.

2.2 Анализ организации процесса принятия управленческих решений на примере ООО «Кировский»

Организация процесса разработки управленческих решений отражается на всех аспектах управления. Управленческая деятельность в части формирования и реализации решений в организации ООО «Кировский» состоит из следующих этапов:

  1. подготовка управленческого решения;
  2. обеспечение процедур принятия и принятие управленческого решения;
  3. выполнение управленческого решения;
  4. планирование управленческого решения;
  5. контроль за выполнением решения.

Распределение функций в рамках процедуры принятия управленческих решений ООО Супермаркет «Кировский» представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение полномочий при этапах технологии принятия решений в ООО Супермаркет «Кировский»

Этапы управленческого решения

Субъекты управленческого решения

Подготовка управленческого решения

Директор

Обеспечение процедур принятия и принятие управленческого решения

Директор

Выполнение управленческого решения

Все работники

Планирование управленческого решения

Директор, бухгалтер, оператор, зам. директора

Контроль за выполнением решения

Директор


Как видно из этапов процесса принятие управленческих решений сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения в фирме принимает только один человек генеральный директор.

Анализ выявил, что в основном все принятые решения в ООО Супермаркет «Кировский» закрепляются документально в виде приказов, протоколов, постановлений. Но при этом часть принятых решений озвучиваются устно, что приводит к тому, что их выполнение затягивается или они не реализуются совсем.

Так как уже было отмечено, большинство решений принимает директор, он также осуществляет контроль над их выполнением по результатам реализованного решения. В силу большой загруженности директор не осуществляет всесторонний контроль выполнения решений, который мог бы способствовать лучшему и более эффективному результату.

Директору супермаркета «Кировский» необходимо либо начать делегировать часть своих работ, либо же нанять специалиста, который будет отслеживать и контролировать выполнение управленческих решений. Ведь иногда неправильное или неполноценно выполненное решение может привести к значительным издержкам, в том числе и материальным.

Уровень распределения полномочий при принятии управленческих решений на предприятии можно определить с помощью матрицы управления (таблица 2).

Таблица 2

Распределение полномочий при принятии решений

Директор

Зам. директора

Оператор

Бухгалтер

Торговый отдел

Планирование деятельности

ФО

ФО

НК

НК

НК

Проведение анализа деятельности

ФО

ФО

НК

НК

НК

Финансовое планирование

ОР

СИ

СИ

ВК

СИ

Бухгалтерский учет

ОР

СИ

ОР

ФО

НК

Маркетинговое планирование

ФО

СИ

ОР

ОР

ОР

Снабжение компании товаром

ОР

ФО

СИ

СИ

СИ

Документальное оформление торгово-технологических операций

ФО

ФО

ВК

ВК

ВК

Управление человеческими ресурсами

ФО

ФО

ВК

СИ

ВК


 «ФО» обозначена фактическая ответственность.

«ОР» – общее руководство.

«НК» – необходимость консультироваться.

«ВК» – «возможность» консультироваться.

«СИ» – необходимо ставить в известность.

В таблице 3 приведена оценка, которая характеризует уровень принятия решений в ООО «Кировский».

Таблица 3

Оценка уровня принятия решений персоналом организации

Лицо, принимающее решение

Оценка качества принятия решений

Пояснения

Директор

3

Слишком авторитарные решения, редко использует мнения других специалистов и торгового персонала

Бухгалтер

3

Решения шаблонные, не рассматривает другие альтернативы и возможности

Зам. Директор

4

Проявляются попытки творческого подхода, ограничен властью директора

Оператор

3

Решения шаблонные, опираются на указания директора

Торговый отдел

3

Не проявляет самостоятельности, опирается на указания директора

Итак, как видно из процесса принятия управленческих решений у лиц принимающих решения частично проявляются попытки творческого подхода, но в основном весь процесс реализован на выполнении конкретного решения, поставленного директором. Процесс руководства принятия решения в магазине ООО «Кировский» авторитарный. Принятие управленческих решений сильно зависит от личностного фактора, так как почти все решения принимает только один человек – директор.

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организации процесса разработки управленческих решений ООО «Кировский»

Исходя из анализа ООО «Кировский», можно сказать, что руководитель сам должен участвовать во всех этапах принятия решения, но в основном его роль состоит в выборе наиболее оптимального решения из предложенных вариантов и в принятии окончательного решения. В связи с этим, разумно будет некоторое изменение стиля руководства с передачей доли полномочий руководства низшим звеньям.

Процесс принятия решений следует модернизировать. Основными пунктами усовершенствования можно считать следующие:

1. Необходимо принимать множество решений, имеющих общие подходы при их реализации;