Файл: «История развития менеджмента» (Условия и предпосылки возникновения менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные причины превращения управления в науку: промышленная революция концаXIX века в Англии, Франции и Германии, вследствие которых появились гигантские монополии, работа в которых требовала организации и координации действий. Однако следует признать, что менеджмент как наука и практика управления, как вид профессиональной деятельности зародился в США.

Таблица 1. 

Сравнение старой и современной организации[4].

Тип организации

Старая организация

Современная организация

Признак организации

Масштабы организации

Отсутствие крупных организаций или их малое количество 

Наличие гигантских коммерческих инекоммерческих организаций

Количество руководителей

Небольшое количество руководителей среднего звена

Большое количество любых руководителей 

Специализация

управленческой           деятельности 

Управленческая работа не выделялась в  отдельную работу

Существуют четкие управленческие группы и должности

Принципы

формирования

руководста   

Занятие руководящих постов по праву рождения и по средствам силы

Занятие руководящих постов с компетентностью и ссоблюдением закона

Доля специалистов способных принимать  важное решение

Малое количество людей, способных принимать важное       решение 

Большое количество пюдей, способных принимать важноерешение

Принцип принятия решений  

Упор на приказ и    интуицию 

Упор на коллективную работу и рационализм

Стиль руководства 

Приказы 

Сотрудничество


Причины такого парадокса заключаются в следующем.

Во-первых, в конце XIX в. в США иммигрировало большое количество людей. Увеличение населения означало повышение потребительского спроса: тем людям, которые приехали, потребовались товары и услуги. В связи с этим бизнес резко усложнился, возникла необходимость в создании больших предприятий, которые бы насыщали рынок товарами. В этих-то условиях и возникла потребность в высококлассных специалистах, способных управлять разрастающимися бизнес структурами.

Во-вторых, США поддерживает идею образования для всех работников. В результате появляется много высокообразованных и способных к сложной деятельности специалистов.

В-третьих, в США по сравнению с Европой практически отсутствует государственное регулирование бизнеса. Следовательно, размеры предприятий быстро увеличиваются, и задачацентрализованного управления ставится сама собой. То есть именно практика обнаружила потребность больше внимания уделять управлению, показала зависимость успехов в производстве от успехов в управлении.

Согласно Американской энциклопедии профессионального менеджмента начало управлению как науке было положено в 1886г., когда бизнесмен Гентри Р. Таун выступил на собрании Американского общества инженеров-механиков с докладом «Инженер как экономист». В этом докладе обращалось внимание на то, что инженер на производстве должен не только делать расчеты, проводить эксперименты и формировать технические решения. Он должен осмысливать в какие экономические затраты выльется та или иная идея, какие организационные проблемы придется решать, какой эффект можно ожидать от реализации этой идеи на рынке и т.д. Таким образом, инженер должен обладать не только техническими знаниями, но и знаниями экономики, а также психологии и др. наук, чтобы эффективно управлять производственными процессами. При этом хочется обратить внимание на то, что экономические знания, знания в области управления Г. Таун предлагал как дополнительные к уже имеющемуся инженерному образованию. Этот доклад произвел большое впечатление на Ф. Тейлора, 30-летнего американца, работавшего инженером и активно боровшимся с нерациональными трудозатратами. Под впечатлением доклада Г. Тауна Ф. Тейлор стал активно пропагандировать «научное управление», писал статьи, преподавал в университете, написал две книги: «Цеховой менеджмент», «Принципы научного управления». Основное внимание он уделял цеховому уровнюуправления и совершенствованию приемов ручного труда, включая методы контроля точности размеров с помощью калибров.


Лучшим способом управления Тейлор считал не просто принцип «инициатива-поощрение», а единство четырех принципов[5]:

-выработка научных основ производства;

аучный подбор рабочих;

аучное обучение и тренировка рабочих;

- тесное дружественное сотрудничество администрации ирабочих.

Особое внимание было уделено: хронометражу, рационализации приемов ручного труда, системе точных заданий, стандартизации орудий и инструментов, введению инструкционныхкарточек для рабочих.

Развивая принцип «инициатива-поощрение», Ф. Тейлор усовершенствовал древний принцип «кнута и пряника», предложив оплачивать труд в зависимости от производительноститруда работников.

Таким образом, считается, что Тейлор первым сумел отреагировать (хотя всего лишь на цеховом уровне) на назревшую общественную потребность в применении научно обоснованных методов управления.

Основными условиями и факторами возникновения и развития менеджмента как науки и практики управления явились:

- объективные изменения, происходящие в самом управлении под влиянием различных факторов развития производства, общества, человека;

азвитие управленческой мысли;

-общее развитие науки, которое определяет методологиюосмысления исторических фактов на каждом из этапов развития;


-структурирование исторических тенденций как потребностей развития будущего.

Конец XIX — начало XX в, ознаменовались выдающимися открытиями в физике и химии, биологии и психологии. Этот период ознаменовался и колоссальным по масштабам внедрением научных открытий в практику промышленности, включая изобретение радио, электрификацию, развитие авиации л автомобилестроения, промышленной химии и многих другие на" правлений. Все это и предопределило актуальность общественной потребности в применении научно обоснованных методов управления.

2. История развития менеджмента в России

2.1 Основные черты российского менеджмента

Россия во многом отличается от западных стран. И история развития менеджмента здесь тоже иная. Каждый этап не похож на предыдущий и заслуживает отдельного внимания. Однако мы постараемся описать, как зарождалась история развития менеджмента кратко и в доступной форме.

Дореволюционный период

Разумеется, история развития менеджмента начинается со времён Руси, однако начало системы управления как самостоятельной науки было положено в конце XIX века. Но наиболее заметно это стало в начале XX в. Масштабные инновации промышленности сдерживал недостаточный экономический уровень страны. Только после XX века индустриальные течения стали преобладать над аграрными. Учёные того времени использовали методы научного познания для наблюдения явлений, устанавливали причинные связи между ними и формировали собственные принципы управления.


Большое внимание к развитию управления появилось благодаря усложнению производства. Также именно тогда поняли, что правильное функционирование предприятия невозможно без качественного менеджмента. Из-за этого начала возникать потребность в сотрудниках именно на должность управляющих.

Неоценимы заслуги П. А. Столыпина в истории развития менеджмента. Содержание функций управления, по его убеждению, было следующим: «Сначала успокоение, а потом реформы». Именно ему обязана история развития теории менеджмента своими значимыми аспектами[6].

Постреволюционный период

После Октябрьской революции требовалось улучшение старой системы управления общественностью. Выделили 10 главных принципов:

-демократический централизм;

-единство политических и хозяйственных руководителей;

-ведение хозяйства по плану;

-стимулирование труда материальным поощрением;

аучность управления;

-ответственность;

-правильный подбор и расстановка кадров;

-экономичность и эффективность;

аилучшее сочетание отраслевого и территориального управления;

-преемственность хозяйственных решений.

История развития менеджмента в России в постреволюционный период показывала наивность теоретиков, ориентацию именно на классовое деление и пролеткультовскую идеологию. Также возникало чрезмерное увлечение естественными науками.