Файл: «История развития менеджмента» (Условия и предпосылки возникновения менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, российский менеджмент – это творческая интерпретация мирового опыта управления в условиях либеральной экономики с учетом конкретной специфики и поиском варианта сочетания общего и особенного, так как менеджмент является элементом национальной культуры, а объектом его – люди-носители национальной культуры.

2.2 Современные тенденции эволюции менеджмента

При Эрхарде усилилось воздействие государства на механизм функционирования рынка посредством разносторонней и взаимосвязан­ной социально—экономической, валютно-финансовой, научно-технической, инвестиционной и экологической политики, обеспечивающей не­обходимое развитие производства и решение социальных проблем общества. Вошло в практику так называемое индикативное планиро­вание,предусматривающее установление вместо директивных под­робных показателей определенных индикативных показателей[10]:

- создание условий, обеспечивающих удовлетворение высокого уровня
потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;

- обеспечение благоприятных условий труда для наемных ра­ботников, защита их от негативных воздействий рыночной экономики;

- обеспечение экологической безопасности членов общества;

- защита граждан от преступных посягательств;


- защита гражданских и политических прав и свобод, соответ­ствующих принципам правового, социального государства;

- защита от политического преследования и административного произвола;

- обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;

- создание благоприятного социально—психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга;

- обеспечение максимальной стабильности общественной жизни.
Для реализации этих мер социальной защиты необходимо изучать и формировать, воспитывать стремления людей, которые по оценке Г.Мюрдаля, "действительно принадлежат к числу самых важных социальных явлений, и они в огромной степени определяют историю.

В настоящее время в мире действует 2 модели общественного развития с различными их модификациями[11]:

- так называемая неоклассическая, монетаристская модель, основанная на отрицании государственной собственности и, соответ­ственно, на абсолютизации частной, что предполагает резкое сокра­щение социальной функции государства и его ограничении в регу­лировании экономики;

- социально-ориентированная модель, основанная на свободном сосуществовании разных форм собственности, сильной социальной функции государства, индикативном планировании и прогнозирова­нии. Сторонниками этой модели были Эрхард и Мюрдаль.


Стремление к формированию социально—ориентированной эко­номики становится общемировой тенденцией, и было бы наивно игнорировать это и стараться американизировать российскую экономику. Социальное управление должно соответствовать современным формам социально—ориентированного рыночного хозяйства - за такое развитие и углубление реформ сегодня выступают предста­вители основных политических движений, деловых кругов, население нашей страны.

Это направление характерно в основном для европейских, и в осо­бенности для скандинавских стран, Израиля, Канады; этот же путь развития выбирают Китай, Южная Корея, быстро развивающиеся страны Латинской Америки, Арабского Востока.

В настоящее время одним из самых сложных вопросов является сочетании рынка и социальной справедливости. Принцип социаль­ной справедливости требует, чтобы все члены общества имели необходимые условия для жизнедеятельности, реальный доступ к куль­туре и образованию, защищенность в старости и в случае потери тру­доспособности. Иначе говоря, рыночная экономика должна иметь социальную направленность. Это предусматривает теория и практика социального рыночного хозяйства и индикативного планирования.

Изучение эволюции менеджмента позволяет сделать вывод, что на макроуровне он используется в двух главных направлениях. Во-пер­вых, совершенствуется система управления государственным сек­тором, который в ряде стран имеет солидных удельный вес. В США, например, 34% всей земли принадлежит государству. В государ­ственном секторе некоторых стран создается до 30% ВНП и занято до 25% трудоспособного населения, а удельный вес государственных предприятий в валовых инвестициях составляет 20—50%[12].


Во-вторых, государственное регулирование на макроуровне ве­дется путем перераспределения национального дохода через госбюд­жет и многочисленные фонды. Во Франции через налоги и многие виды отчислений в госбюджет и различные фонды поступает почти половина национального дохода, который используется для решения государством социально — экономических задач. В Германии и Англии по различным каналам в распоряжение государства поступает при­мерно 40% национального дохода.

История свидетельствует, что развитие менеджмента в России и на Западе проходило кардинально противоположными путями: в России оно шло сверху, а на Западе — снизу вверх. В начале 90-х гг. эти пути пересеклись: российский менеджмент направился резко вниз, к истокам, откуда началось восхождение Запада, а западный — к вершинам, на которых мы находились прежде, но не смогли их обустроить. Выступая летом 1988 г. перед Европарламентом, председатель комиссии Европейского союза Ж.Делор заявил, что в 2000 г. 80% ре­шений в области макроэкономической политики будет приниматься на уровне Европейского союза. Это весьма реально. Так, по данным На­циональной ассамблеи Франции к началу 90-х гг. 2/3 принимаемых ею законодательных актов обусловлено исходящими из Брюсселя решениям. Ведь многие положения "Белой книги" ЕС о создании внутреннего рынка были оформлены в форме директив ЕС, которые страны—члены были обязаны внести в свое национальное законодательство. Страны—члены ЕС намечают до конца XX в. начать введение единой валюты, создать единый центральный банк и на прочной экономической базе проводить общую внешнюю политику и политику безопасности.


Формы и методы управления как на макро-, так и на микро- уровнях принципиально отличаются. Россия же вместе с другими государствами, образованными на базе бывших советских республик, направилась в эпоху свободной конкуренции XVIII в. — всем им предстоит нелегкий путь восхождения уже новыми путями к регу­лированию экономики на макроуровне. Максимально возможная уже в новых условиях интеграция Содружества Независимых Государств может ускорить этот процесс.

Само собой разумеется, что история менеджмента, как история вообще учит только тех, кто ее изучает. В этой связи уместно вспомнить замечания известного русского историка о том, что история не учительница, а надзирательница, Magistra vital (лат. наставница жизни): она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков[13].

Практика современного менеджмента изменяется прежде всего под влиянием изменений в экономике. Одной из фундаментальных особенностей современной экономической жизни является ускорение динамики процессов, увеличение темпа изменений. Изменения касаются как технологий, ассортимента и качества выпускаемых товаров и услуг, так и способов организации многих экономических процессов. В этих условиях необходимо быстро перестраивать все управление процессами, чтобы обеспечивать высокий темп приспособления к постоянно и быстро изменяющимся процессам.

В настоящее время каждая организация испытывает ощутимые воздействия динамично меняющейся внешней среды. Эти воздействия могут носить различный характер: конкуренты начали производить ту же самую услугу по новой технологии с меньшими издержками; появилась новая замещающая услуга, обеспечивающая у потребителя больший спрос; изменился курс валют; инфляция обесценила всю полученную прибыль; учетная ставка процента внезапно повысилась и т.д. В таких условиях необходимо средствами управления обеспечить гибкость организации, ее адаптивность и эффективную приспособляемость.