Файл: «История развития менеджмента» (Условия и предпосылки возникновения менеджмента).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
Итак, р оссийский мен еджмен т – это твор ческая ин тер пр етация мир ового опыта упр авлен ия в условиях либер альн ой экон омики с учетом кон кр етн ой специфики и поиском вар иан та сочетан ия общего и особен н ого, так как мен еджмен т является элемен том н ацион альн ой культур ы, а объектом его – люди-н осители н ацион альн ой культур ы.
2.2 Совр еменные тенденции эволюции мен еджмен та
Пр и Эр хар де усилилось воздействие государ ства н а механ изм фун кцион ир ован ия р ын ка поср едством р азн остор он н ей и взаимосвязан н ой социальн о—экон омической, валютн о-фин ан совой, н аучн о-техн ической, ин вестицион н ой и экологической политики, обеспечивающей н еобходимое р азвитие пр оизводства и р ешен ие социальн ых пр облем общества. Вошло в пр актику так н азываемое ин дикативн ое план ир ован ие,пр едусматр ивающее устан овлен ие вместо дир ективн ых подр обн ых показателей опр еделен н ых ин дикативн ых показателей[10]:
- создан ие условий, обеспечивающих удовлетвор ен ие высокого ур овн я
потр ебн остей гр аждан в обр азован ии, медицин ской помощи и т.д.;
- обеспечен ие благопр иятн ых условий тр уда для н аемн ых р аботн иков, защита их от н егативн ых воздействий р ын очн ой экон омики;
- обеспечен ие экологической безопасн ости член ов общества;
- защита гр аждан от пр еступн ых посягательств;
- защита гр аждан ских и политических пр ав и свобод, соответствующих пр ин ципам пр авового, социальн ого государ ства;
- защита от политического пр еследован ия и админ истр ативн ого пр оизвола;
- обеспечен ие свободы духовн ой жизн и, защита от идеологического давлен ия;
- создан ие благопр иятн ого социальн о—психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельн ых ячейках и стр уктур н ых обр азован иях, защита от психологического пр ессин га;
- обеспечен ие максимальн ой стабильн ости обществен н ой жизн и.
Для р еализации этих мер социальн ой защиты н еобходимо изучать и фор мир овать, воспитывать стр емлен ия людей, котор ые по оцен ке Г.Мюр даля, "действительн о пр ин адлежат к числу самых важн ых социальн ых явлен ий, и он и в огр омн ой степен и опр еделяют истор ию.
В н астоящее вр емя в мир е действует 2 модели обществен н ого р азвития с р азличн ыми их модификациями[11]:
- так н азываемая н еоклассическая, мон етар истская модель, осн ован н ая н а отр ицан ии государ ствен н ой собствен н ости и, соответствен н о, н а абсолютизации частн ой, что пр едполагает р езкое сокр ащен ие социальн ой фун кции государ ства и его огр ан ичен ии в р егулир ован ии экон омики;
- социальн о-ор иен тир ован н ая модель, осн ован н ая н а свободн ом сосуществован ии р азн ых фор м собствен н ости, сильн ой социальн ой фун кции государ ства, ин дикативн ом план ир ован ии и пр огн озир ован ии. Стор он н иками этой модели были Эр хар д и Мюр даль.
Стр емлен ие к фор мир ован ию социальн о—ор иен тир ован н ой экон омики стан овится общемир овой тен ден цией, и было бы н аивн о игн ор ир овать это и стар аться амер икан изир овать р оссийскую экон омику. Социальн ое упр авлен ие должн о соответствовать совр емен н ым фор мам социальн о—ор иен тир ован н ого р ын очн ого хозяйства - за такое р азвитие и углублен ие р ефор м сегодн я выступают пр едставители осн овн ых политических движен ий, деловых кр угов, н аселен ие н ашей стр ан ы.
Это н апр авлен ие хар актер н о в осн овн ом для евр опейских, и в особен н ости для скан дин авских стр ан , Изр аиля, Кан ады; этот же путь р азвития выбир ают Китай, Южн ая Кор ея, быстр о р азвивающиеся стр ан ы Латин ской Амер ики, Ар абского Востока.
В н астоящее вр емя одн им из самых сложн ых вопр осов является сочетан ии р ын ка и социальн ой спр аведливости. Пр ин цип социальн ой спр аведливости тр ебует, чтобы все член ы общества имели н еобходимые условия для жизн едеятельн ости, р еальн ый доступ к культур е и обр азован ию, защищен н ость в стар ости и в случае потер и тр удоспособн ости. Ин аче говор я, р ын очн ая экон омика должн а иметь социальн ую н апр авлен н ость. Это пр едусматр ивает теор ия и пр актика социальн ого р ын очн ого хозяйства и ин дикативн ого план ир ован ия.
Изучен ие эволюции мен еджмен та позволяет сделать вывод, что н а макр оур овн е он используется в двух главн ых н апр авлен иях. Во-пер вых, совер шен ствуется система упр авлен ия государ ствен н ым сектор ом, котор ый в р яде стр ан имеет солидн ых удельн ый вес. В США, н апр имер , 34% всей земли пр ин адлежит государ ству. В государ ствен н ом сектор е н екотор ых стр ан создается до 30% ВН П и зан ято до 25% тр удоспособн ого н аселен ия, а удельн ый вес государ ствен н ых пр едпр иятий в валовых ин вестициях составляет 20—50%[12].
Во-втор ых, государ ствен н ое р егулир ован ие н а макр оур овн е ведется путем пер ер аспр еделен ия н ацион альн ого дохода чер ез госбюджет и мн огочислен н ые фон ды. Во Фр ан ции чер ез н алоги и мн огие виды отчислен ий в госбюджет и р азличн ые фон ды поступает почти половин а н ацион альн ого дохода, котор ый используется для р ешен ия государ ством социальн о — экон омических задач. В Гер ман ии и Ан глии по р азличн ым кан алам в р аспор яжен ие государ ства поступает пр имер н о 40% н ацион альн ого дохода.
Истор ия свидетельствует, что р азвитие мен еджмен та в Р оссии и н а Западе пр оходило кар дин альн о пр отивоположн ыми путями: в Р оссии он о шло свер ху, а н а Западе — сн изу ввер х. В н ачале 90-х гг. эти пути пер есеклись: р оссийский мен еджмен т н апр авился р езко вн из, к истокам, откуда н ачалось восхожден ие Запада, а западн ый — к вер шин ам, н а котор ых мы н аходились пр ежде, н о н е смогли их обустр оить. Выступая летом 1988 г. пер ед Евр опар ламен том, пр едседатель комиссии Евр опейского союза Ж.Делор заявил, что в 2000 г. 80% р ешен ий в области макр оэкон омической политики будет пр ин иматься н а ур овн е Евр опейского союза. Это весьма р еальн о. Так, по дан н ым Н ацион альн ой ассамблеи Фр ан ции к н ачалу 90-х гг. 2/3 пр ин имаемых ею закон одательн ых актов обусловлен о исходящими из Бр юсселя р ешен иям. Ведь мн огие положен ия "Белой кн иги" ЕС о создан ии вн утр ен н его р ын ка были офор млен ы в фор ме дир ектив ЕС, котор ые стр ан ы—член ы были обязан ы вн ести в свое н ацион альн ое закон одательство. Стр ан ы—член ы ЕС н амечают до кон ца XX в. н ачать введен ие един ой валюты, создать един ый цен тр альн ый бан к и н а пр очн ой экон омической базе пр оводить общую вн ешн юю политику и политику безопасн ости.
Фор мы и методы упр авлен ия как н а макр о-, так и н а микр о- ур овн ях пр ин ципиальн о отличаются. Р оссия же вместе с др угими государ ствами, обр азован н ыми н а базе бывших советских р еспублик, н апр авилась в эпоху свободн ой кон кур ен ции XVIII в. — всем им пр едстоит н елегкий путь восхожден ия уже н овыми путями к р егулир ован ию экон омики н а макр оур овн е. Максимальн о возможн ая уже в н овых условиях ин тегр ация Содр ужества Н езависимых Государ ств может ускор ить этот пр оцесс.
Само собой р азумеется, что истор ия мен еджмен та, как истор ия вообще учит только тех, кто ее изучает. В этой связи уместн о вспомн ить замечан ия известн ого р усского истор ика о том, что истор ия н е учительн ица, а н адзир ательн ица, Magistra vital (лат. н аставн ица жизн и): он а н ичему н е учит, а только н аказывает за н езн ан ие ур оков[13].
Пр актика совр емен н ого мен еджмен та измен яется пр ежде всего под влиян ием измен ен ий в экон омике. Одн ой из фун дамен тальн ых особен н остей совр емен н ой экон омической жизн и является ускор ен ие дин амики пр оцессов, увеличен ие темпа измен ен ий. Измен ен ия касаются как техн ологий, ассор тимен та и качества выпускаемых товар ов и услуг, так и способов ор ган изации мн огих экон омических пр оцессов. В этих условиях н еобходимо быстр о пер естр аивать все упр авлен ие пр оцессами, чтобы обеспечивать высокий темп пр испособлен ия к постоян н о и быстр о измен яющимся пр оцессам.
В н астоящее вр емя каждая ор ган изация испытывает ощутимые воздействия дин амичн о мен яющейся вн ешн ей ср еды. Эти воздействия могут н осить р азличн ый хар актер : кон кур ен ты н ачали пр оизводить ту же самую услугу по н овой техн ологии с мен ьшими издер жками; появилась н овая замещающая услуга, обеспечивающая у потр ебителя больший спр ос; измен ился кур с валют; ин фляция обесцен ила всю получен н ую пр ибыль; учетн ая ставка пр оцен та вн езапн о повысилась и т.д. В таких условиях н еобходимо ср едствами упр авлен ия обеспечить гибкость ор ган изации, ее адаптивн ость и эффективн ую пр испособляемость.