Файл: Страхование и его роль в развитии экономики (Страхование ответственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-2% – для лиц, указанных в подп. 2–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ (по Списку № 2 и «малым» спискам). Тариф взносов с 2014 г. – 4%, с 2015 г. – 6%.

-4% – для лиц, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ (по Списку № 1). Тариф взносов с 2014 г. – 6%, с 2015 г. – 9%;

При исчислении по дополнительным тарифам страховых взносов положение о предельном годовом заработке не применяется (ч. 3 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ и п. 3 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ). Свидетельствует это о том, что начисляются выплачиваемые работникам дополнительные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на все суммы.

По результатам специальной оценки труда, порядок проведения которой будет установлен отдельным федеральным законом (ч. 4 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ и п. 4 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ) плательщики страховых взносов от уплаты дополнительных страховых взносов освобождаются.

Для индивидуальных предпринимателей с этого года действует новый налоговый специальный режим – патентная система налогообложения. При этом перешедшие на патент лица вправе платить по пониженным тарифам страховые взносы (п. 14 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ и подп. 14 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ).

«Льготная» ставка страховых взносов в 2013 г. (ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ и п. 12 ст. 33 Закона № 167-ФЗ) составляет:

-ПФР – 20% (в т.ч. для лиц 1966 года рождения и старше: страховая часть – 20%, для лиц 1967 года рождения и моложе: страховая часть – 14%, накопительная часть – 6%);

-ФФОМС – 0%;

-ФСС – 0%.

Льготными тарифами не смогут воспользоваться индивидуальные предприниматели, которые осуществляют указанные в подп. 19 и 45–47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ виды деятельности (сдача в аренду, услуги общественного питания и розничная торговля).

Для самозанятого населения сумму обязательных платежей по обязательному пенсионному страхованию в 2013 г. рассчитывать следует исходя из двух, а не из одного минимальных размеров оплаты труда (ч. 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, для самозанятого населения тариф на обязательное пенсионное страхование составляет 32 479,20 руб. в год (5205 руб. × 2 × 26% × 12). В том числе для лиц 1966 года рождения и старше: страховая часть (26%) – 32 479,20 руб., для лиц 1967 года рождения и моложе: страховая часть (20%) – 24 984,00 руб., накопительная часть (6%) – 7495,20 руб.

При этом для самозанятого населения тариф на обязательное медицинское страхование, как и ранее, рассчитывается исходя из одного МРОТ – 3185,46 руб. в год (5205 руб. × 5,1% × 12).

Таким образом, на обязательное медицинское и пенсионное страхование общая стоимость страхового года для самозанятых лиц составляет 35 664,66 руб.


Для родившихся в 1967 году и позже индивидуальных предпринимателей с 2014 г. принцип отчислений на накопительную часть пенсии зависеть будет от того, где инвестируется по состоянию на 31.12.2013 накопительная часть будущей пенсии (п. 5 и 12 ст. 3 Закона № 243-ФЗ):

-при ПФР – используется тариф страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии 2%, 24% – на страховую часть ;

-при НПФ либо в 2013 г. предприниматель обратился с заявлением о выборе управляющей компании –на финансирование накопительной части трудовой пенсии применяется тариф страховых взносов, как и прежде, – 6%, на страховую часть – 20%.

Также законодатели прописали периоды, за которые фиксированные взносы вправе не уплачивать самозанятые лица (ч. 6 ст. 14 Закона № 212-ФЗ):

-период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более трех лет в общей сложности;

-время прохождения военной службы;

-период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом, инвалидом I группы или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

-период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ;

-период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.

Здесь идет речь о времени, в течение которого деятельность не осуществлял индивидуальный предприниматель, при условии представления соответствующих документов (ч. 6 ст. 14 Закона № 212-ФЗ). Если же лицами, имеющими право на освобождение, в течение расчетного периода деятельность осуществлялась, то взносы уплатить придется. Исходят в этом случае из фиксированного размера страховых взносов пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых соответствующая деятельность осуществлялась (ч. 7 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, с 2013 г. в пенсионной системе вступили в силу изменения, которые касаются работодателей. Здесь речь идет о следующем: предельный годовой заработок, с которого страховые взносы уплачиваются, увеличен; понятие застрахованного лица работника-иностранца уточнено; для работодателей, имеющих на вредных и опасных производствах рабочие места, введен дополнительный тариф; для самозанятого населения изменена сумма обязательных платежей; для уплаты страховых взносов введены новые КБК.


Глава 2 Государственное регулирования страхования в РФ

2.1 Роль государства в регулировании страхования

Государственное регулирование рынка страховых услуг в России

Основу законодательства, которое регулирует в России страховое дело, составляет Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ», а также Гражданский кодекс РФ. Помимо сугубо страхового законодательства существенную часть данной системы составляют нормативные ведомственные документы и подзаконные акты органов надзора [9, c.175].

Государственное регулирование страхового рынка осуществляет Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ, основные направления его деятельности заключаются в следующем:

-надзор финансового состояния страховщиков;

-надзор общих условий соблюдения требований законодательства и осуществления страховой деятельности;

-аналитическая, надзорно-статистическая и сводно-аналитическая работа по основным показателям деятельности страховщиков;

-экспертная и надзорная работа в части экономического обоснования (обоснованность расчетов страховых резервов, страховых тарифов, бизнес - планов) страховой деятельности.

Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ, в соответствии с законом Российской Федерации об организации в РФ страхового дела, осуществляет выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности. Регламентируется порядок получения лицензии страховой компанией Условиями лицензирования. Законом «Об организации страхового дела в РФ» при этом определены минимальные размеры уставных капиталов. Величина уставного оплаченного капитала по закону должна составлять:

-при проведении операций по видам иным, чем страхование жизни, не менее 25 тысяч МРОТ;

-для проведения по страхованию жизни операций не менее 35 тысяч МРОТ;

-при перестраховочной деятельности не менее 50 тысяч МРОТ.

Выдаются лицензии на осуществление обязательного и добровольного личного страхования, страхования ответственности и имущественного страхования, а также перестрахования, если исключительно перестрахование является предметом деятельности страховщика. В лицензиях указываются при этом определенные виды страхования, которые вправе осуществлять страховщик.


Департамент страхового надзора помимо лицензирования осуществляет контроль соблюдения условий диверсификации, формирования тарифов, возвратности, ликвидности и прибыльности при размещении страховых резервов, соответствия инвестиционной политикой, нормам платежеспособности и перестрахованием.

Страховые тарифы по добровольным видам имущественного страхования, личного страхования и страхования ответственности согласно российским законам рассчитываться могут самостоятельно страховщиками. Страховой компанией рассчитанные тарифы указаны должны быть в Правилах страхования, которые в Департамент страхового надзора предоставляются для получения лицензии страховщиком на осуществление этого вида страхования. Надзор вправе в течение действия лицензии осуществлять проверку соответствия заявленным в Правилах страхования реальных тарифов компании. Нарушение соответствия привести может к приостановлению действия лицензии.

Осуществляет Департамент страхового надзора более жесткий контроль деятельности страховых компаний, которые работают на рынке обязательного страхования. Вводится обязательное страхование государством с целью защиты имущественных социально значимых интересов юридических лиц и граждан. Кроме того, существует в России практика по возведению в ранг обязательных формально добровольных видов страхования неофициально, к примеру, путем установления требования о страховании определенных рисков в процессе выдаче лицензий на разные виды профессиональной деятельности. Как правило, страховые тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются законодательно, и должны страховые компании их строго придерживаться в своей работе.

Направлено государственное регулирование страховых отношений на формирование взаимодополняющей и целостной системы страховой защиты социальных интересов и экономических общественных отношений граждан. В области страхования основу государственного регулирования составляют:

-формирование системы антимонопольного регулирования с целью защиты на страховом рынке конкуренции и недопущения использования для получения коммерческих необоснованных преимуществ монопольного положения отдельных его субъектов;

-формирование регулируемого полноценного рынка страховых услуг, который основан на сочетании предпринимательских интересов страховщиков и обеспечении для бесперебойного осуществления по заключенным договорам страхования страховых выплат их платежеспособности и финансовой устойчивости;


-выбор формы организации страховых отношений, которые призваны обеспечить при их наступлении защиту интересов граждан, и определение социально значимых рисков;

-определение функций и полномочий государственного органа страхового надзора и его наделение для обеспечения соблюдения всеми субъектами рынка страховых услуг страхового законодательства системой властных полномочий.

Реализуется государственное регулирование национального рынка страховых услуг на основании национальной системы страхового права за счет принятия правовых норм специального и общего действия, содержащихся в Конституции, федеральных законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства, а также развитой системы нормативных ведомственных актов. Нормы страхового права в своей совокупности сгруппированы могут быть по признаку предмета регулирования, что позволяет в национальной системе права выделить как самостоятельные подсистемы право страхового надзора, право о договоре страхования, налоговое право и антимонопольное право.

Рынок страховых услуг является частью финансового рынка, местом, где покупаются и продаются страховые продукты. Необходимость установления между людьми экономических отношений в связи с ограничением, предупреждением и преодолением рисков определяется общественной потребностью возмещения материальных потерь.

Российская система государственного регулирования рынка страховых услуг находится на стадии активного формирования. Основные законы в области страхования, принятые в последнее десятилетие, а также специальные положения Кодекса торгового мореплавания, Гражданского кодекса, нормативные акты по надзору за страховой деятельностью формируют основу для развития рынка страховых услуг России.

2.2 Анализ субъекта рынка страхования

Стагнационные процессы в экономике Российской Федерации нашли отражение в замедлении роста основных страховых рынков. Падение продаж легковых автомобилей и снижение темпов роста розничного кредитования нашло отражение в более сдержанном приросте рынка автострахования; замедление экономического роста и промышленного производства побуждает предприятия оптимизировать свои страховые программы, что сказалось на замедлении приростов рынков корпоративного страхования и добровольного медицинского страхования. Кроме того, 2013 год стал началом системного кризиса на рынке автострахования: изменения судебной практики по страхованию автоКАСКО и ОСАГО вызвали резкий рост убыточности в связи с увеличением выплат страховых компаний по решению суда. В данных рыночных условиях ОСАО «Ингосстрах» в 2013 году переориентировало стратегию своего развития на получение прибыли от страховой деятельности, рост доли рынка только в рентабельных сегментах. Основная цель действующей стратегии ОСАО «Ингосстрах» – получение прибыли от страховой деятельности, сохранение и рост доли рынка в рентабельных сегментах. Мероприятия по увеличению продаж страховых услуг, предусмотренные Компанией на ближайшую перспективу, включают в себя: