Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Понятие и сущность прибыли корпорации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты формирования и использование прибыли коммерческой корпорации
1.1 Понятие и сущность прибыли корпорации
1.2 Подходы к формированию и направлениям использования прибыли корпорации
2 Анализ формирования и использования прибыли ООО «ФОРЕСТ ГЛЭЙД»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Анализ формирования прибыли организации
2.3 Анализ распределения и использования прибыли организации
2.4 Разработка мероприятий по оптимизации направлений использования прибыли
Введение
В современной рыночной экономике, в условиях неопределенности и риска, прибыль является важнейшим показателем эффективности жизнедеятельности коммерческой организации. Именно показатель прибыли показывает долю рынка, занимаемую организацией; экономический потенциал и возможности; эффективность работы всех структурных подразделений; эффективность финансовых вложений.
Актуальность выбранной темы обусловлена:
- стремлением компании к получению большей прибыли и отсутствием структур по нормализации потока получения прибыли;
- неэффективным управлением прибылью;
- отсутствием грамотного формирования, распределения и использования прибыли компании;
- отсутствие долгосрочного прогнозирования деятельности компании.
На данном этапе развития общества и системы поощрений в коммерческой организации, часть прибыли направляется на поощрение сотрудников за качественно выполненную работу и производственные задания, на удовлетворение социальных нужд, на повышение уровня нематериального поощрения сотрудников, на создание различных фондов и воспроизводства основного капитала, без которого не - мыслимо дальнейшее получение прибыли.
Основой для исследования послужили труды различных авторов. Основой трудов является изучение сущности прибыли в целом; изучение процессов формирования, распределения прибыли; анализ эффективности использования прибыли.
Проблемой понятия сущности прибыли занимались многие экономисты, среди которых: А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев, О.В. Ефимова, В.В. Ковалев.
Процессу формирования и использования прибыли посвящены работы следующих авторов: В.В. Ковалев, Ф.Р. Шамхалов, Дж. Ван Хорн, И.А. Бланк.
Качество получаемой прибыли, а также финансовая устойчивость предприятия определяются источниками ее формирования и целями ее распределения. Из всего вышесказанного можно утверждать, что тема настоящей курсовой работы, призванная проанализировать порядок формирования и использование прибыли исследуемого предприятия определяет ее актуальность в финансовой сфере на сегодняшний день.
Целью курсовой работы является предложения мер по совершенствованию прогнозирования использование прибыли в ООО «ФОРЕСТ ГЛЭЙД».
Задачи, решаемые в данной работе:
- рассмотреть теоретические аспекты анализа формирования и прогнозирования использование прибыли коммерческой организации;
- проанализировать механизм формирования и использования прибыли ООО «ФОРЕСТ ГЛЭЙД»;
- разработать направления совершенствования прогнозирования использование прибыли ООО «ФОРЕСТ ГЛЭЙД».
Объектом данного исследования является ООО «ФОРЕСТ ГЛЭЙД».
Предмет данного исследования является процесс формирования, прогнозирования использования прибыли организации.
Информационной базой исследования послужили данные
бухгалтерской и статистической отчетности ООО «ФОРЕСТ ГЛЭЙД» за период 2016-2018 гг., научная литература, публикации периодической печати, данные сети интернет.
Основными методами исследования стали метод группировки, метод
сравнения. Методика исследования состояла в сборе первичной информации, ее
обработке на основе теоретических представлений о прибыли и анализе с целью выявления имеющихся недостатков, а также
внесении рекомендаций по их устранению.
1 Теоретические аспекты формирования и использование прибыли коммерческой корпорации
1.1 Понятие и сущность прибыли корпорации
В современной рыночной экономике, при условии неопределенности и риска, прибыль является одним из основополагающих показателей деятельности хозяйствующего субъекта. Именно поэтому такое большое значение занимает вопрос определения сущности прибыли.
Прибыль, как экономический показатель, не имеет четкого определения, интерпретации, представления. В течение длительного времени различные представители экономической мысли занимались исследованием показателя «прибыль», выдвигали различные теоретические аспекты понимания и формирования прибыли. Однако, однозначной и единственно верной трактовки понятия «прибыль» нет до сих пор.
Прибыль представляет собой одним из ключевых понятий бизнеса. Её роль имеет множество аспектов: прибыль является важнейшим целевым показателем деятельности организации, за её счёт реализуются интересы собственника, так же она входит в число основных источников финансирования фирмы [7].
Л.М. Куприянова, считает, что на основе анализа системы различных концепций прибыль фирмы представляет собой, с одной стороны, форму совокупного чистого дохода организации, в котором при создании участвуют все факторы производства, включая сферу обращения и предпринимательские услуги [22].
В свою очередь Д.В. Лысенко считает, что прибыль – это сложная категория, являющаяся многофакторной. Итог функционирования сложной системы экономических отношений, которые возникают на всех стадиях воспроизводственного процесса: создания, распределения, обмена производственного продукта [23].
Также, такие авторы как В.В. Борисова и А.М. Фридман считают, что в наиболее общем виде прибыль можно определить, как некий доход от операций, которая требует изначально определённого дохода или инвестиций, проявляющийся в увеличение совокупного дохода инвестора по завершении данной операции [31].
Кроме этого, О.В. Ефимова под прибылью деятельности организации понимает конечный результат (прибыль) правом, распоряжаться которым обладают собственники [18].
По мнению Э.А. Маркарьян под прибылью следует понимать объективную экономическую категорию товарно-денежных отношений, охватывающую широкий, очень многогранный круг общественных отношений, связанных с образованием, распределение и использованием дополнительного продукта, находящий отражение в экономических отношениях между персоналом и организацией, между организацией и государством через финансово-банковскую систему [29].
С экономической точки зрения, В.С. Казакова рассматривает прибыль (убыток) в виде прироста (уменьшение) капитала собственников, имевший место в отчетном периоде [25].
А.Д. Шеремет и Е.В. Негашев понимают под финансовым результатом компании изменение величины собственного капитала в отчетном периоде». Данное определение соответствует определению выручки по международным стандартам финансовой отчетности (МФСО) [31].
Другие исследователи рассматривают прибыль как разницу между доходами и расходами. Так считают А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнёва, А.И. Попов и т.д.
Детализирует определение прибыли Л.Г. Скамай. Она считает, что прибыль это разность между доходами и затратами [31].
Г.Л. Савицкая называет прибыль часть чистого дохода, которую субъекты хозяйствования получают в результате реализации продукции [23].
Таким образом, приведённые выше определения понятия «прибыль» свидетельствует о том, что не существует единого определения прибыли. То или иное определение либо не противоречит другому, либо дополняет его, но тем или иным образом раскрывает экономическую сущность финансового результата. А экономическая сущность прибыли состоит в том, что по данным о прибыли можно сделать вывод об успешности деятельности организации в целом, а так же понять, в каком количестве компания обладает ресурсами, необходимыми для её дальнейшего развития. Прибыль является одним из критериев сравнения фирм между собой. Опираясь на показатели прибыли, которые организация имеет на данный момент и которые организация планирует получить в будущем, можно принимать управленческие решения, чтобы добиться того или иного результата.
Классификаций видов прибыли существует огромное множество. Рассмотрим различные виды прибыли.
Н.Н. Селезнёва и А.Ф. Ионова выделяют пять признаков классификации прибыли. Их можно увидеть на рисунке 1[20].
И.А. Бланк внёс серьёзный вклад в изучении прибыли [9]. Он представляет более широкую классификацию видов прибыли и помимо приведённых Н.Н. Селезнёвой и А.Ф. Ионовой критериев сравнения предлагает ещё и такие признаки сравнения, как характер отражения в учёте, характер налогообложения, характер инфляционной очистки, достаточность уровня формирования, рассматриваемый период формирования [20].
По характеру налогообложения прибыль подразделяется на налогооблагаемую прибыль и прибыль, не подлежащую налогообложению; характеру инфляционной очистки – прибыль номинальную и прибыль реальную; по достаточности уровня формирования – низкую, нормальную и высокую прибыль; по рассматриваемому периоду формирования – прибыль предшествующего периода, прибыль отчётного периода, прибыль планового периода (планируемая прибыль).
Классификация видов прибыли
По характеру использования:
- прибыль, направленная на дивиденты;
- капитализированная прибыль.
По порядку формирования:
- валовая прибыль;
- маржинальный доход;
- прибыль до налогообложения;
- чистая прибыль.
По источникам формирования:
- прибыль от реализации услуг;
- прибыль от реализации имущества;
- внереализационная прибыль.
По видам деятельности:
- прибыль от обычной деятельности (операционная) прибыль;
- прибыль от инвестиционной деятельности;
- прибыль от финансовой деятельности.
По периодичности получения:
- регулярная прибыль;
- чрезвычайная прибыль.
Рисунок 1 - Классификация видов прибыли по Н.Н. Селезнёвой и А.Ф. Ионовой
Бухгалтерская прибыль – это разность между доходами и внешними текущими затратами.
Экономическая прибыль – разница между доходами организации и суммой их внутренних и внешних издержек.
Реальная прибыль показывает размер её суммы, полученной номинально, но при этом откорректированной в соответствующем периоде на темп инфляции.
Так же Бланк И.А. внутри прибыли от операционной деятельности выделил три её вида: маржинальную операционную прибыль, валовую операционную прибыль и чистую операционную прибыль [9].
Валовую операционную прибыль можно найти тремя способами:
- как разницу между валовым операционным доходом и суммой операционных издержек;
- как разницу между чистым операционным доходом и суммой операционных издержек;
- как разницу между маржинальной операционной прибылью и суммой прямых операционных издержек.
В свою очередь, чистую операционную прибыль можно рассчитать, используя следующие варианты:
- как разницу между валовым операционным доходом, суммой НДС, суммой налога на прибыль и совокупным размером операционных издержек;
- как разницу между чистым операционным доходом, суммой операционных издержек, суммой налога на прибыль.
- как разницу между валовой операционной прибылью и суммой налога на прибыль.
И.А.Бланк отмечает, что эти все виды прибыли могут быть использованы для анализа деятельности организации. Поскольку роль прибыли в развитии организации очень значительна, это определяет необходимость непрерывного и эффективного управления ею [9].
Г.Л. Савицкая не называет конкретных критериев классификации прибыли, по которым прибыль можно группировать, но зато перечисляет в своей работе «Анализ хозяйственной деятельности» маржинальную прибыль, прибыль от реализации продукции, товаров, услуг, брутто-прибыль, чистую прибыль, капитализированную прибыль, потребляемую прибыль.
Позиция Г.Л. Савицкой представляет интерес в том плане, что она обозначает, для каких целей анализа используется тот или иной вид прибыли. Для определения безубыточного объёма продаж и зоны безопасности компании, для расчёта уровня доходности производства отдельных видов продукции, и определение коммерческой маржи Г.Л. Савицкая предлагает использовать маржинальную прибыль.
Для того чтобы оценить доходность совокупного капитала – прибыль по всем видам деятельности до выплаты процентов и налогов, для того чтобы определить рентабельность собственного капитала – чистую прибыль; для того чтобы оценить устойчивость роста компании – капитализированную прибыль. Анализ видов прибыли и те результаты, которые можно получить на основе него, влияют на принятия управленческих решений в организации [34].
А.Д. Шеремет и Е.В. Негашев в «Методике финансового анализа коммерческих организаций» выделяют среди основных показателей валовую прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистую прибыль – то есть те виды прибыли, который каждый пользователь бухгалтерской информации может видеть в настоящее время в отчёте о финансовых результатах. Стоит отметить, что отчёт о финансовых результатах для российского пользователя является более информативным, в котором можно почерпнуть информацию о финансовом результате [26].