Файл: 1. Теоретические аспекты проблемы развития мышления в среднем дошкольном возрасте 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 245

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


Введение 2

1. Теоретические аспекты проблемы развития мышления в среднем дошкольном возрасте 5

1.1. Особенности мышления в среднем дошкольном возрасте 5

1.2. Виды и задачи дидактических игр и их использование в развитии мышления в среднем дошкольном возрасте 15

2. Практическое исследование роли дидактической игры в развитии мышления детей среднего дошкольного возраста 24

2.1. Описание и ход эксперимента 24

2.2. Описание программы по развитию мышления в среднем дошкольном возрасте с помощью дидактических игр 28

2.3. Анализ результатов и выводы 40

Заключение 47

Список литературы 50

Приложение 1 53

Приложение 2 57

Приложение 3 63


Введение



Актуальность исследования

Формирование мышления ребенка, изучение его структурных компонентов по своей практической и теоретической значимости относится к одной из актуальных психологических и педагогических проблем. Большой интерес к данной проблеме, скорее всего, обусловлен пониманием того, что мышление является одной из фундаментальных и исключительно значимых для человека психологических способностей. Фундаментальной эта способность является в силу того, что в мышлении человек проявляется как родовое существо, разум является его отличительной чертой. Отражение этого факта в сознании каждого человека обусловливает социальную и личностную значимость мышления. Именно поэтому важно понимать закономерности развития мышления в онтогенезе. Такое знание позволит определить пути развития мышления в детском возрасте, профилактики его нарушений, а также разработать по отношению к ним оптимальные развивающие и психокоррекционные подходы, соответствующие возрастным задачам развития.

Актуальность данной работы возрастает на этапе воспитания детей дошкольного возраста, поскольку данный возрастной период очень важен для психического развития ребенка. Дошкольное детство – период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям. Как показывают современные исследования, в период дошкольного детства у ребенка интенсивно развиваются все психические функции.


В свете этого важным становится изучение форм и методов развития мышления в дошкольном возрасте, одним из которых являются дидактические игры.

Поскольку ведущей у детей дошкольного возраста является игровая деятельность, то дидактическая игра рассматривается как специфическое средство обучения дошкольников. Отечественные исследователи 60-90-х гг. XX в. рассматривают дидактическую игру как стимул познавательной деятельности, мотив решения дидактической задачи. Главным орудием управления педагогом познавательной деятельностью детей являются игровые правила, которые организуют детскую деятельность, развивая их самостоятельность. Дидактические игры характеризуются своеобразным способом организации воспитательно-образовательной работы с детьми. Настоящее положение связано с тем, что дидактическая игра, в отличие от занятия, предполагает не однотипность действий детей с четко выраженной учебной направленностью деятельности, а вариативность решения учебных задач и наличие значимой для дошкольника игровой мотивации. Это позволяет ребенку многократно повторять разнообразные практические операции, ощущая результаты умственных и самостоятельных практических усилий.

Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем мире, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

Известный педагог Е.И.Тихеева высоко ценила дидактическую игру, её роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Другой отечественный педагог А.П.Усова, оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения, писала: «Дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность» [37, с. 170]. Вопросами теории и практики дидактической игры занимались такие исследователи, как А. П. Усова, Е. И. Радина, Ф.Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, З.М. Богуславская, Е.Ф. Иваницкая, А. И. Сорокина, Е.И. Удальцова, В.Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л. Н. Венгер.



Цель работы: выявить роль дидактической игры в развитии мышления детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Провести теоретическое исследование особенностей развития мышления в среднем дошкольном возрасте.

2. Рассмотреть виды и задачи дидактических игр и их использование в развитии мышления в среднем дошкольном возрасте.

3. Провести практическое исследование влияния дидактических игр на развитие мышления в среднем дошкольном возрасте.

4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Гипотеза: основываясь на положениях возрастной психологии о роли игры в развитии дошкольников, мы предполагаем, что использование дидактических игр способствует развитию мышления в среднем дошкольном возрасте, что обеспечивается 1) направленностью дидактических игр, 2) дифференциальным походом к выбору дидактических игр в соответствии с возрастными особенностями мышления детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие мышления в среднем дошкольном возрасте.

Предмет: роль дидактической игры в развитии мышления детей среднего дошкольного возраста.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.



1. Теоретические аспекты проблемы развития мышления в среднем дошкольном возрасте




1.1. Особенности мышления в среднем дошкольном возрасте



Прежде, чем рассмотреть особенности мышления, дадим краткую характеристику психического развития в среднем дошкольном возрасте, поскольку оно непосредственно влияет на развитие мыслительной деятельности детей.

Хронологически средний дошкольный возраст определяется в границах от 4 до 5 лет.

Отличительная характеристика детей среднего дошкольного возраста появление умения планировать собственные действия.[10, c.10] Теперь ребенок в ходе ролевых игр создает определенный план и воплощает его в процессе. Не менее важными помимо сюжетно-ролевых игр для развития являются подвижные и дидактические игры.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.[22, c. 119]

Значительное развитие получает изобразительная деятельность [21, c. 317]. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.[35, c. 148]


Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.[31, c. 263]

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Особенности развития мышления в среднем дошкольном возрасте рассмотрим в контексте общего развития мышления у дошкольников.

Мышление– способность человека рассуждать, представляющая собой процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Проблемы формирования и развития мышления всегда являлись актуальными для решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием хотя бы потому, что образующиеся на определенном этапе развития науки представления о закономерностях формирования и функционирования мышления во многом предопределяют особенности организации процесса обучения. Например, А.Н. Леонтьев указывает, что в течение XIX века «... представления о мышлении развивались под влиянием формальной логики и на основе субъективно-эмпирической ассоциативной психологии. Психологический анализ мышления сводился главным образом к выделению отдельных мыслительных процессов: абстракции и обобщения, сравнения и классификации» [15, c. 80-81].