Файл: 1. Теоретические аспекты проблемы развития мышления в среднем дошкольном возрасте 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 252

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оценка:

3 балла – ребенок самостоятельно группирует предметы по цвету, форме и величине.

2 балла – ребенок затрудняется в группировании по форме и величине.

1 балл – ребенок затрудняется в группировании предметов по характерным признакам.

0 балла – выполнение задания ребенку недоступно.

Количественный и качественный анализ результатов исследования проводился с помощью методов математической статистики:

- вычисление среднего значения по формуле

,

где N – число испытуемых; Σ – сумма исходных величин.
- вычисление частоты встречаемости исследуемого параметра в выборке (распределение дискретных признаков) по формуле

,

где f – частота выбора, n – количество выявленного признака в группе, N – число испытуемых.

- для вычисления значимых различий использовался U-критерий Манна-Уитни. Критические значения показателя для данной выборки (20 человек) Uкрит = 114; для p≤0,01.

2.2. Описание программы по развитию мышления в среднем дошкольном возрасте с помощью дидактических игр



Целью программы является развитие мышления дошкольников и определение роли дидактических игр в развитии мышления детей среднего дошкольного возраста.

В программу заложена идея приобщения дошкольников к познавательной деятельности через игровые формы обучения, в качестве основных используются дидактические игры. Игровая деятельность наиболее адекватна для дошкольников и позволяет создать условия для позитивной самооценки, ощущения успешности.

Основным принципом деятельности педагога является работа в «зоне ближайшего развития», поэтому в программу были включены игры, направленные на развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, последовательность соответствует этапам развития мышления у дошкольников.

Речь и мышление взаимосвязаны, поэтому занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи.

Учитывая санитарные требования к занятиям дошкольников, не более 30 минут, дети были разделены на подруппы по 10 человек. Содержание занятия и условия их проведения были одинаковыми для обеих групп.

Развивающие занятия проводились в течение учебного года, 1 раз в неделю после дневного сна по 20-30 минут. Занятие состоит из двух частей по 10-15 минут каждая, разделенных физкультминуткой.

Ожидаемый результат: развитие наглядно-образного мышления и элементов логического мышления.

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий:

1. Разминка.

2. Основное содержание занятия – дидактические игры на изучение нового материала.

3. Физминутка, пальчиковая гимнастика.

4. Закрепление нового материала.

5. Развивающая игра.

Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность дидактических игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.

Физминутки и пальчиковая гимнастика позволяют детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствуют развитию крупной и мелкой моторики.



Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.

Развивающая игра является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.

При составлении программы были использованы рекомендации И.Я. Гуткович и О.Н. Самойловой, А.А. Катаевой и Е.А. Стреблевой, А.С. Герасимовой, О.С. Жуковой и др.

Развивающая работа с детьми строится на следующих принципах:

1. Личностно ориентированные принципы:

Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

2. Культурно ориентированные принципы:

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

3. Деятельностно ориентированные принципы:

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.


Креативный принцип. Необходимо учить творчеству, то есть «выращивать» у дошкольников способность к самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Для занятий в среднем дошкольном возрасте используются методические приемы, специально адаптированные к возрасту детей. Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет детям не бояться неправильных решений, учит экспериментировать и пробовать новые методы решения задач, поощряет творческую и учебную инициативу, повышает мотивацию к получению новых знаний и умений, а самое главное - создает комфортные условия обучения, не травмирующие детскую психику.

Содержание программы

Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будем обучать на занятии):

Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.

Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.

Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.

Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.

Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.

Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.

Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.


Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.

Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.

Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.

Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.

В программе были использованы следующие дидактические игры:

Игры с предметами

1. Найди такую же

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.

Игровые правила. Тот, кто нашел одинаковые игрушки, должен сказать об этом на ухо воспитателю. Громко называть одинаковые игрушки нельзя. Пусть все дети поищут и найдут их.

Игровые действия. Поиск одинаковых игрушек; действия по сигналу воспитателя.

2. Новоселье куклы

Дидактическая задача. Упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов: мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки.

Игровые правила. В комнату, где будет жить новая кукла, можно приносить только те предметы, которые относятся к одному слову, названному воспитателем. Предметы надо класть или ставить на определенное место.

Игровые действия. Устройство комнаты для новой куклы, поиск нужных предметов.

3. Магазин

Дидактическая задача. Учить описывать предмет, который надо купить, быть вежливым и внимательным друг к другу, усваивать нормы поведения в магазине: вежливо попросить, поблагодарить.

Игровые правила. Отгадывать по описанию покупку; тот, кто первым отгадал, идет за покупкой в магазин. С купленными предметами, игрушками дети потом играют.